Слайд 1.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом начального общего образования одним из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Данное направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. Все эти направления продолжаются и углубляются в программе воспитания и социализации в общеобразовательной школе.
Учитывая все требования ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, составлена программа по внеурочной деятельности “Я – гражданин России”.
Слайд 2.
Данная программа ориентирована на воспитание достойных граждан России, способствует формированию гражданского самосознания учащихся. И направлена на реализацию гражданско-патриотического воспитания младших школьников.
Слайд 3.
Перед вами цель данной программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами поведения;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовной нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Слайд 4.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- утверждение в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов, убеждений;
- развивать систему гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к героическому, культурному, историческому прошлому Родины, ее истории. Традициям родного края;
- повышать качество патриотического воспитания.
Слайд 5.
Программа содержит 4 блока и реализуется в течение 4-х лет.
Слайд 6.
Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Слайд 7.
Формы организации по программе: коллективные, индивидуальные и групповые. Теоретические знания дети получают через: презентации и их обсуждение, беседы, сообщения и пр.
Слайд 8.
Практические занятия – в форме тренингов, анкетирования и т.д.
Слайд 9.
Планируемые результаты и ценностные установки (представлены на экране)
Слайд 10.
Предполагаемый конечный результат – это:
- высоконравственный,
- творческий,
- компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную; осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны с активной гражданской позицией и патриотическим сознанием.
Слайд 11.
Я поделюсь ОПЫТОМ своей работы.
В рамках направления “Я и мое Отечество” прошло занятие “Мои права и обязанности” в форме беседы с творческим заданием.
- Обсудить в группе правила,
- Объяснить необходимость их выполнения,
- Дополнить предложенные нравственные запреты.
Слайд 12.
8 мая в 2014 г. (в 1 классе) прошёл замечательный Урок мужества “За землю русскую!”. Просматривая фильм и слушая сообщения своих одноклассников, дети узнали много интересного о Великой Отечественной войне.
Слайд 13.
Они гордятся мужественными воинами, которые спасли нашу русскую землю.
Слайд 14.
Накануне славного праздника мои ученики по традиции участвуют в акции “Поздравь жителей микрорайона”. Сначала провели конкурс на лучшую листовку.
Слайды 15, 16
А затем с огромным удовольствием развешали листовки – поздравления с праздником Великой Победы на подъездах подшефного дома (пр. Октябрьский, 73)
Слайд 17
В направлении “Я и культура” ученики ежегодно принимают участие в конкурсах поделок из природных материалов. Тема “Дары природы” изучается непосредственно на экскурсии в липовой аллее школы и на бульваре Строителей, где дети собирают поделочный материал.
Слайд 18
Учащиеся моих классов бывают на экскурсиях в музеях города, в Центре детского технического творчества, в Автогородке (Слайды 19, 20), и даже в музее ГАИ (Слайды 21,22), на экскурсиях по городу (Слайд 23). Часто посещаем библиотеку имени А.М. Береснева (Слайд 24), где проходят тематические внеурочные занятия (Слайд 25). В рамках направления “Я и планета” была проведена викторина “Знай и люби свой край”. (Слайд 26) Слайд 27
На различных праздниках реализуется направление “Я и семья”. Дети вместе с родителями с удовольствием участвуют в конкурсно-игровых программах:
- “Встречаем Новый год”
- “Лучше всех на свете мама”
- Конкурсы (Слайд 28)
- Соревнования “Богатырские забавы” (Слайд 29, 30)
Слайд 31
Развитие творческих способностей реализуется по всем направлениям. Дети очень любят рисовать. С удовольствием оформляют различные тематические выставки. (Слайды 32, 33, 34)
В рамках направлений “Я и культура”, “Я и мое Отечество” на Урок Мужества пришли: (Слайд 35)
- прабабушка Донского Егора – Чернова Лариса Павловна, блокадница Ленинграда;
- поэт и писатель Эдуард Горянец – член Союза кузбасских писателей и Член Союза литераторов Кузбасса.
- его супруга Татьяна Горянец.
Читая стихи и исполняя песни под гитару, дети узнали много интересного о ВОВ. (Слайды 36,37,38,39,40)
Предлагаю и вам послушать.
За прошедшее время программа “Я – гражданин России” выполняется, осваивается и достигла следующих результатов: (Слайд 41)
Начало года | Конец года | |||
Умение понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин, страна, Родина, столица, наши праздники | 32% | 8 чел. | 68% | 17 чел. |
Умение различать символы государства: герб, гимн, флаг | 44% | 11 чел. | 72% | 18 чел. |
Умение работать с дополнительной литературой | 40% | 10 чел. | 80% | 20 чел. |
Умение вырабатывать и отстаивать свою точку зрения | 24% | 6 чел. | 76% | 19 чел. |
Слайд 42
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах внеурочной деятельности: дети проявляют интерес к знаниям, расширяют свой кругозор; развивают коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности, применяя их в учебной деятельности.
Работа по программе “Я – гражданин России” помогает мне воспитывать ученика, соответствующего модели выпускника начальной школы: гражданина, патриота, ответственного за прошлое, настоящее и будущее общества в соответствии с ФГОС.
Задачи на ближайший период по внеурочной деятельности “Я – гражданин России”: (Слайд 43)
- Формировать опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опыт взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушных к проблемам других людей;
- Продолжить накопление личного опыта участия в социальных проектах (акциях добра и милосердия), аукционах знаний “История Отечества”, конкурсе стихов “Вам, защитники Родины”, интеллектуальных играх, экскурсиях в музеи, библиотеки, встречах с интересными людьми, ветеранами;
- Формировать гордость за боевые, трудовые подвиги, традиции русского народа и кузбассовцев.
Следуя стихам поэтессы Т.Абдурахмановой
Гражданин! В этом слове – весомость, размах, высота.
Тот достоин его, чья душа пред Отчизной чиста.
Гражданин! Нет, не титул наследный, а гордое званье:
В нем и гордость, и честь и родного народа признанье!
Список литературы
- Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [ Текст ] / А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2011.
- Черемисина, Е.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [ Текст ] : учебно-методическое пособие: в 3 ч. / В.Г. Черемисина. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2011. Часть Ш. – с.102 – 124.