УМК: “Начальная школа XXI века”
Предмет: Окружающий мир
Класс: третий
Тема: Беспозвоночные животные
Цель: создание условий для осознания и осмысления обучающимися новой информации о группе беспозвоночных животных.
Задачи:
- формировать у детей представление о группе беспозвоночных животных, их представителях, внешнем виде, их образе жизни и строении тела;
- формировать умение самостоятельно получать новую информацию и отбирать необходимый материал;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- развитие речи (умение выражать свои мысли в устной форме), мышления;
- воспитывать уважение к другому мнению, умение работать в группе.
Формы организации урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, вырезки из статей, карточки с таблицами для заполнения, учебник и рабочая тетрадь.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
Вновь звенит звонок в стране Чудес и Знаний,
Увлекая всех за парты в школьный класс,
Чтоб раскрыть секреты, тайны мирозданий,
Окрыляя вновь и просвещая нас.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
- Интересным? (хором да)
- Увлекательным? (да)
- Познавательным? (да)
- Скучным? (нет)
- Так давайте начнем наш урок с улыбок и хорошего настроения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (6-7мин)
- Ребята, скажите, как по-другому называется окружающий нас мир? (Природа)
- Какая бывает природа? (живая и неживая)
- Назовите царства живой природы (бактерии, грибы, растения, животные)
- Что значит слово “фауна” (мир животных)
- От какого слова произошло название “животные” (от слова “жизнь”)
-Назовите признаки живых организмов. (дышит, питается, дает потомство, растет, умирает)
- Заполните таблицу.
Слайд с изображениями животных
- Назовите животных (Муравей, ящерица, стрекоза, червь, медведь, дельфин, медуза)
- Посмотрите на внешний вид этих животных. Попробуйте среди этих животных найти, которые относятся к группе беспозвоночных. Объясните свой выбор.
- В чем, по-вашему, заключается особенность беспозвоночных животных? И почему данная группа является самой многочисленной на Земле?(высказывают свои мнения, либо затрудняются ответить).
- Почему возникло затруднение? (не хватает знаний)
III. Постановка учебной задачи (1 мин)
- Сформулируйте тему и цель урока.
- Откуда можно взять нужную нам информацию? (учебник, энциклопедия, интернет, научные статьи, видеофильмы, спросить у взрослых и т.д.)
IV. Построение проекта выхода из затруднений. (1 мин)
- Каким путем сегодня на уроке будет интереснее пойти: услышать готовый ответ от учителя или побыть в качестве исследователей и добыть самим ответы на вопросы?
- Проведем исследование и попробуем себя в роли маленьких исследователей.
ФИЗМИНУТКА (2 мин)
V. Реализация построенного проекта. (18-20 мин)
Учитель организует работу в группах по 4 человека.
- У каждой группы на столах лежат статьи из интернета, вырезки из научных статей, иллюстрации и карточки для заполнения. Не забудьте пользоваться учебником.
- Каждой группе необходимо подготовить небольшое сообщение по вопросам в карточке.
По ходу выступления каждой группы (по 2- 3 минуты на выступление), остальные группы заполняют карточки до конца по каждому виду животных. Здесь проверим ваше умение правильно составить сообщение и умение слушать.
- 1 группа – моллюски
- 2 группа – насекомые
- 3 группа – пауки
- 4 группа – ракообразные
- 5 группа – черви
- 6 группа – кораллы
моллюски | насекомые | пауки | ракообразные | черви | кораллы | |
Размеры (маленькие, средние, большие) | ||||||
Покровы тела | ||||||
Строение тела (количество ног, части тела) | ||||||
Среда обитания | ||||||
Приспособительные особенности (смена окраски, защитные реакции, наличие панциря и т.д.) | ||||||
Представители |
Выступление каждой группы с демонстрацией на слайдах иллюстраций (демонстрирует учитель), остальные группы при необходимости задают вопросы и заполняют пустые колонки.
VI. Первичное закрепление (3-4 мин)
- Подведем итоги вашей исследовательской работы.
- Какие главные особенности беспозвоночных животных можно выделить? (отсутствие позвоночника, сравнительно небольшие размеры, занимают все среды обитания)
- Какие животные относятся к беспозвоночным?
- Чем отличаются насекомые от пауков? (количеством ног)
- Какие беспозвоночные похожи на растения? (кораллы)
- Какие части тела есть у насекомых?
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (5 мин)
Учитель организует самостоятельное выполнение заданий № 70-73 в Р.Т.
Коллективная проверка выполненных заданий.
VIII. Рефлексия. (1-2 мин)
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Какова была цель урока?
- Достигли ли её выполнения?
- Кто доволен своей работой?
- Кому было скучно и не интересно?
- Кто столкнулся с трудностями?
Оцените свою работу на уроке:
- Я молодец – я много работал.
- Я работал не очень активно, но буду стараться.
- Вообще не работал.
Д./з.
1) учебник с. 110 – 116
2) подготовить доклад на тему “Эти удивительные беспозвоночные”.