Проект "Сказ о Князе Владимире крестителе". 1-й класс

Разделы: ОРКСЭ

Класс: 1


Используемые педагогические технологии: проектная деятельность, групповое обучение.

Актуальность:  В 2015 году весь Православный мир отмечал 1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира, благодаря которому Русь приняла Православие. Приняв христианство самостоятельно и «крестив» Русь равноапостольный князь Владимир оказал большое благодеяние не только своим современникам, но и нам, потомкам. Осознав это, у школьников появляется чувство гордости за историю своей страны, а главное появляется интерес и чувство бережного сохранения наследия и памяти святых, оказавшими влияние на культуру, традиции и становление русского государства с древних времен до современных дней. И, несомненно, мы должны не только помнить и чтить его благодеяние, но и приумножать его, не давая исчезнуть из души русского человека.

Цель занятия: содействовать формированию у младших школьников представления о Великом князе земли Русской  Владимире, о принятии Русью христианства.

Задачи занятия:

  • Из доступных источников информации научить выбирать материал соответствующий определенной тематике.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать устойчивый интерес к творческой деятельности.
  • Формировать проектно – исследовательские умения и навыки;
  • Содействовать развитию познавательной активности, речи учащихся;
  • Прививать интерес и чувства гордости за историю родного государства;
  • Воспитывать уважение к прошлому своей страны и чувства бережного сохранения наследия и памяти святых.

Образовательные результаты:

Познавательные:

  • Ориентироваться в детской литературе
  • Находить нужную информацию
  • Группировать информацию по темам
  • Пересказывать по темам

Регулятивные:

  • Уметь ставить цель
  • Составлять план действий
  • Сравнивать результат с заданным образцом
  • Осознавать, что получилось, а над чем надо поработать.

Личностные:

  • Положительное отношение к познавательной деятельности
  • Учиться открывать новые знания, участвовать в творческом процессе
  • Учить анализировать и правильно оценивать свои поступки и товарищей

Коммуникативные:

  • Планировать сотрудничество
  • Вести диалог
  • Согласовывать действия с партнерами
  • Уметь слушать и слышать

Форма проекта:

  • Коллективный
  • Краткосрочный (подготовительный период 10-12 дней, занятие – 45 мин)
  • Творческий
  • Познавательный

План работы:

  1. Подготовительная работа:
    • Тематический урок, посвященный князю Владимиру и крещению Руси.
    • Конкурс чтецов
    • Сценка «Как князь Владимир веру выбирал»
    • Чтение  и рассматривание (изучение) книги  Валерия Воскобойникова «Святой Владимир креститель».
  2. Проект
    • Вводная часть
    • Самостоятельная работа в группах.
    • Защита проекта. Представление сказа.
    • Самооценка и рефлексия.

Продукт проекта: «Сказ о князе Владимире крестителе» (Приложение 1)

Форма работы: Индивидуальная и в группах постоянного состава (6 групп по 5-6 учеников).

Вывод (итог): Оценка результатов работы, обсуждение что получилось, что нет. Планирование создания индивидуальных сказов  для первоклассников.

Оборудование: канцелярские принадлежности: цветные карандаши, фломастеры, краски и т.д.

Ожидаемые (полученные) результаты:

  • сформировать устойчивый познавательный интерес к истории принятия  Русью христианства и представления о Великом князе земли Русской  Владимире;
  • учиться анализировать и правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей;
  • содействовать развитию у ребят развития как устной, так и письменной речи, внимания, наблюдательности;
  • содействовать воспитанию интереса к истории родного государства и уважения к прошлому своей страны.

Подготовительная работа.

1. Тематический урок, посвященный князю Владимиру и крещению Руси. На данном занятии ученики, вместе с учителем, виртуально перемещаются в те времена, где правителем государства  был князь Владимир. «И стал Владимир княжить в Киеве один – гласит летопись,  и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Стирбога…». Шли годы. Правитель Киевской Руси стал понимать, что христианская вера способна поднять духовную культуру народа… Посмотрев презентацию, ребята увидели, как происходило духовное взросление князя Владимира.

2. Учителя 3 и 4 класса предложили ученикам сходить в библиотеку, посмотреть, рассмотреть и прочитать детские, книги по теме «Князь Владимир Красное солнышко. Как князь Владимир веру выбирал». Учителя предлагают ребятам провести конкурс чтецов «Князь Владимир Красно Солнышко». Ученики самостоятельно готовятся к конкурсу, подбирают стихотворения по теме. Детское жюри выбирает 3 лучших чтецов. Лучшие чтецы представляют школу на районном конкурсе чтецов «Духовное наследие» и занимают призовые места.

3. Учителя предложили ученикам участвовать в районном Фестивале кратких инсценировок «Ожившая притча». Ученики 3 и 4 класса с учителями подобрали сценку «Как князь Владимир веру выбирал» и притча старца Амвросия оптинского про жука. Подготовительная работа велась тщательная: репетиции, изготовление костюмов. Премьера инсценировок прошла в воскресной школе прихода Храма иконы Божьей Матери «Скоропослушница». То чувство которое испытали ребята на сцене ни с чем не сравнится: аплодисменты, грамоты, подарки. А главное ребята как бы окунулись в то непростое время.

4. Всем участникам притч была подарена книга  Валерия Воскобойникова «Святой Владимир креститель». Ребята заинтересовались, начали рассматривать иллюстрации, а потом и читать. Чем больше читали, тем больше интересовались, разбирались. А чем больше узнавали, тем больше захотелось рассказать кому – нибудь о том, что узнали. Вот так и появился проект «Сказ о князе Владимире крестителе».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент

Учитель предлагает ученикам разделиться на группы и проверить готовность  к уроку, наличие в группах карандашей, фломастеров и других канцелярских принадлежностей.

Вводная беседа. Постановка цели

Учитель: Сегодня мы с вами вспомним те давние времена, когда люди поклонялись небу, птицам, дереву и даже камням. А было это более 1000 лет тому назад в стольном граде Киеве.
Князь Владимир…
Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а  народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко. Главным его духовным подвигом стало Крещение Руси в 988 году. Именно он выбрал для своего народа Православную веру – воплощение истинной красоты и благодати.
Давайте вспомним, как это было.  

Ученик 1 читает стихотворение Ирины Ревякиной «Владимир Красно Солнышко» 

1025 лет Крещению Руси 

Род славянский, проживавший
Возле рек Двины, Днепра,
У Горыни чад рождавший,
У Оки и у Днестра,
Был нередко покоряем
Иноверною ордой.
Государством княже правил –
Князь Владимир молодой.
 
Поклонялись люди небу,
Птицам, дереву, камням:
Их душа искала веру.
Бог избрал Себе славян.
Как собрать Руси державу,
Воедино всех сплотить?
Выбор веры – не товара,
Нужно истину вместить!
 
Учитель: Ребята давайте выберем и совместим текст стихотворения с иллюстрациями, и разместим их на доске. (Ребята с комментированием размещают иллюстрации).

Ученик 2

И Владимир, князь-язычник,
Сделал выбор – путь Креста.
Ветошь грешных дел, привычек
Сбросил с верой во Христа.
На глазах свершилось чудо,
Будто день возник в ночи:
Тот, кто жил в грехах и блуде,
Жемчуг веры получил!
 
И, найдя его, крестился,
И крестил Руси народ.
Свет Христов лучами лился –
Православия восход.
И от мала до велика
Люди шли в одну купель.
Бог открылся князю Ликом
И народу в этот день.

Учитель: А теперь какие иллюстрации вы выберите? Почему? (Ребята с комментированием размещают иллюстрации).

Ученик 3

Выбор веры – луч в оконце,
Словно солнца поворот.
В простоте сердечной Солнцем
Звал Владимира народ.
Благодать сошла Господня.
Озарился свет Христов.
Веры свет горит сегодня,
Став основой из основ.

Учитель: А как вы понимаете эти строки? Какие иллюстрации доказывают их? (Ребята с комментированием размещают иллюстрации).
Посмотрите, какой путь проделал Владимир от воина к святой Руси.
Князь Владимир… Историки назвали его Великим, Церковь – святым равноапостольным, а  народ величал его просто – Владимир Красное Солнышко.
Много написано о нем, но не всегда легко читать. Писатели используют устаревшие слова. А давайте мы с вами побываем в роли сказочников и напишем сказ о князе Владимире крестителе для первоклассников. Вы этот сказ прочитаете своим младшим братьям и сестрам. А чтобы интересно было вашим братишкам и сестренкам читать сказ, нарисуем иллюстрации к нему.

Планирование работы.

Учитель:  Перед нами стоит задача написать сказ.
Что для этого мы должны сделать? (Вспомнить, как пишется сказка)
Есть шаблон сказки. Давайте вместе с вами по шаблону проговорим варианты сказа.

  • Время действия (Например: давным-давно…было в те давние времена… )
  • Место действия: где. (Например: возле рек Двины, Днепра, в Древней Руси, в Киеве…)
  • Главный герой: кто, имя, внешность, характер, что любит, что не нравится. (Например: князь Владимир Красно Солнышко, воин, правитель, язычник, православный…)
  • Основной противник: имя, внешность противника (Например: язычество  любовь к развлечению, к войне и охоте, к роскоши и удовольствию; поклонение многим богам, не думая о будущей жизни своей души…)
  • Основное событие: что произошло (Например: стал христианином, должен отказаться от вражды, злобных помыслов, добрыми поступками вдохновлять людей на веру, на смирение своих страстей, отказаться от захватнических военных походов…)
  • Помощники и противники главного героя (Например: греческая царевна Анна…)
  • Заключительное событие (Например: крещение Руси, русская земля украсилась церквями и монастырями, детей учили грамоте…)

Учитель. Для удачного осуществления нашей идеи, что нам надо сделать?

Дети. Договориться и составить план действия. Спланировать работу, т.е распределить в группе обязанности, уметь выслушать товарища, обсудить, доказать, уступить  и т.д.)

Учитель: Перед началом самостоятельной работы зарядимся физ. минуткой. (Под музыку ребята читают потешку и выполняют упражнение).

Солнышко, солнышко,
Загляни в окошко.
Загляни в окошко,
Разбуди Сережку (Женечку, Ванечку, Леночку и т.д.).
Чтоб денек чуть-чуть был дольше,
Чтобы мы узнали больше,
Чтоб книжки не скучали,
А с Сереженькой (Женечкой, Ванечкой, Леночкой и т.д.)  играли.

Выполнение работы в группе постоянного состава

Учитель предлагает приступить к работе в группах. Учитель  оказывает помощь в группах по подборке материала, при оформлении иллюстрации и при возникновении спорных ситуаций.

Учитель: Давайте приступим к работе. Если вам нужна помощь поднимите солнышко. И я или мой помощник вам поможем справиться с заданием.  Желаю успеха!

Защита проекта

Демонстрация группы своего сказа и иллюстраций к нему.

Учитель: Молодцы все справились с заданием. Предлагаю группам прочитать сказ и продемонстрировать иллюстрации к нему.

Самооценка и рефлексия

Учитель:  Друзья, вы прослушали несколько сказов. Давайте выберем сказ, который будет понятен и интересен первоклассникам. Почему вы решили, что у этой группы сказ удачнее, чем у другой?

(Ученики делятся своими впечатлениями и доказывают свой выбор).

Список использованной литературы

  1. В. Воскобойников «Святой Владимир креститель» Санкт – Петербург АМФОРА 2013
  2. Монахиня Евфимия (Пащенко) «Великий креститель Руси. Повесть о святом равноапостольном Великом князе Владимире»

Используемые интернет источники:

  • verav.ru›common/mpublic.php?num
  • razumniki.ru›Заклички