Изучение воздушной перспективы в художественной школе

Разделы: МХК и ИЗО


Введение

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач изображения натуры. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Перспектива, как наука,  включает в себя три основных раздела: линейная, воздушная и световая перспектива.
Изучение основ перспективы даёт обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, учит точности расчета, способствует познанию красоты природы.
Занятия основами перспективы являются интереснейшим и нужным разделом учебной программы. Именно этот вид деятельности дает самый богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть и изображать увиденное.

I. Что же такое воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем передний план.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».
Большое значение в передаче пространства в изображении, как в прочем, и объёма изображаемых предметов, имеет правильное перспективное построение рисунка. Если предметы и объекты в пространственных планах построены без соблюдения закономерностей линейной перспективы, даже верное нахождение тональных и цветовых отношений и учет воздушной перспективы мало что даст для передачи пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали, должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и законами линейной перспективы.
Итак

 основные правила передачи световоздушной перспективы:

  • Размеры предметов уменьшаются.
  • Контур дальних предметов становится менее четким.
  • Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок.
  • На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов.
  • Яркие цвета и мелкие детали мы видим только на первом плане.

II. Изучение воздушной перспективы на уроках

Изучение световоздушной перспективы в художественной школе, начинается в старших классах параллельно на рисунке, живописи и композиции.
К обучению передачи плановости приступают с выполнения упражнений по предметам.

В рисунке это может быть простая растяжка в тоне с линейной перспективой предмета, такие как прямоугольник, квадрат, круг (рис. 1).

Затем овощи или фрукты (рис.2).

Как закрепление данной темы выполнение простого натюрморта из 4-х предметов, расположенных на разных планах (рис. 3).

В живописи первое задание это цвето-воздушный коридор, где изучается изменение цвета в перспективе. Берутся три основных и три составных цвета (рис.4).

Выполнение овощей или фруктов (рис.5).

Затем на закрепление, натюрморт из 4-х предметов (рис.6).

На уроке композиции учащимся демонстрируются фотографии, где четко видна передача далеких перспективных  планов (рис.7).

Делается анализ репродукций художников. Например таких как «Заводские девчата» Б.Семенов (рис. 8); «Хлеб пекут» Е. Гордийца (рис.9)

В начале темы выполняется серия упражнений на светлой бумаге, на свободную тему, с передачей шесть-восемь планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственные планы или кулисы, ослабляя контраст в глубину.

Следующим заданием идет сюжетная композиция «Театр», «На выставке», «На дискотеке» и т.д. (рис.10), (рис.11)

Заключение

Рассмотрев особенности программного содержания, мы пришли к выводу, что организации проведения уроков по изучению перспективы в художественных школах уделяется большое внимание. И что в процессе обучения школьник должен усвоить знания в единой, последовательной системе.
Для подобного рода занятий очень важен зрительный ряд. На уроке обязательно должно быть:

  • Цветовой круг.
  • Цветовоздушный коридор.
  • Тоновой коридор.
  • Репродукции художников.
  • Работы из фондов школы.

Таким образом, без изучения свойств перспективы и воздушной перспективы  невозможно правильное изображение натуры. Эта тема является важным звеном в обучении учащихся  передаче действительности.