Изучение воздушной перспективы в художественной школе
Введение
Передача перспективы представляет собой одну из существенных
задач изображения натуры. Изучение законов перспективы дает
объективное основание для способов изображения на картинной
плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве.
Перспектива, как наука, включает в себя три основных раздела:
линейная, воздушная и световая перспектива.
Изучение основ перспективы даёт обучающимся возможность познавать
окружающую действительность, развивает у них наблюдательность,
воспитывает разносторонне образованного члена общества. Приучает
внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает
пространственное мышление, учит точности расчета, способствует
познанию красоты природы.
Занятия основами перспективы являются интереснейшим и нужным
разделом учебной программы. Именно этот вид деятельности дает самый
богатый материал для познания мира и для приобретения умения видеть
и изображать увиденное.
I. Что же такое воздушная перспектива
Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и
ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз
наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением
насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени
смягчаются), таким образом — глубина кажется более светлой, чем
передний план.
Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может
называться также и тональной перспективой. Первые исследования
закономерностей воздушной перспективы встречаются еще у Леонардо да
Винчи. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе
двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же
расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом
расстоянии… Великий художник отметил, что отдаление предмета от
глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для
передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны
быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные
приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нем
видимые, как, например, горы вследствие большого количества
воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими,
почти цвета воздуха…».
Большое значение в передаче пространства в изображении, как в
прочем, и объёма изображаемых предметов, имеет правильное
перспективное построение рисунка. Если предметы и объекты в
пространственных планах построены без соблюдения закономерностей
линейной перспективы, даже верное нахождение тональных и цветовых
отношений и учет воздушной перспективы мало что даст для передачи
пространства. Предметы, объекты, расположенные вблизи или вдали,
должны быть нарисованы в строгом соответствии с их конструкцией и
законами линейной перспективы.
Итак
основные правила передачи световоздушной перспективы:
- Размеры предметов уменьшаются.
- Контур дальних предметов становится менее четким.
- Чем дальше предмет, тем он становится более светлым и приобретает синий оттенок.
- На дальних предметах нет темных теней и ярких светлых бликов.
- Яркие цвета и мелкие детали мы видим только на первом плане.
II. Изучение воздушной перспективы на уроках
Изучение световоздушной перспективы в художественной школе,
начинается в старших классах параллельно на рисунке, живописи и
композиции.
К обучению передачи плановости приступают с выполнения упражнений
по предметам.
В рисунке это может быть простая растяжка в тоне с линейной перспективой предмета, такие как прямоугольник, квадрат, круг (рис. 1).

Затем овощи или фрукты (рис.2).

Как закрепление данной темы выполнение простого натюрморта из 4-х предметов, расположенных на разных планах (рис. 3).

В живописи первое задание это цвето-воздушный коридор, где изучается изменение цвета в перспективе. Берутся три основных и три составных цвета (рис.4).

Выполнение овощей или фруктов (рис.5).

Затем на закрепление, натюрморт из 4-х предметов (рис.6).

На уроке композиции учащимся демонстрируются фотографии, где четко видна передача далеких перспективных планов (рис.7).

Делается анализ репродукций художников. Например таких как «Заводские девчата» Б.Семенов (рис. 8); «Хлеб пекут» Е. Гордийца (рис.9)


В начале темы выполняется серия упражнений на светлой бумаге, на свободную тему, с передачей шесть-восемь планов. Это может быть аллея, пещера, тоннель с дверями, узкий проход со ступеньками. Важно понять, как строить пространственные планы или кулисы, ослабляя контраст в глубину.
Следующим заданием идет сюжетная композиция «Театр», «На выставке», «На дискотеке» и т.д. (рис.10), (рис.11)


Заключение
Рассмотрев особенности программного содержания, мы пришли к
выводу, что организации проведения уроков по изучению перспективы в
художественных школах уделяется большое внимание. И что в процессе
обучения школьник должен усвоить знания в единой, последовательной
системе.
Для подобного рода занятий очень важен зрительный ряд. На уроке
обязательно должно быть:
- Цветовой круг.
- Цветовоздушный коридор.
- Тоновой коридор.
- Репродукции художников.
- Работы из фондов школы.
Таким образом, без изучения свойств перспективы и воздушной перспективы невозможно правильное изображение натуры. Эта тема является важным звеном в обучении учащихся передаче действительности.