Урок математики на тему "Умножение десятичных дробей". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: организация деятельности школьников при конструировании нового способа предметного действия.

Цель: организовать деятельность детей, чтобы появился способ умножения десятичных дробей. применения его в знакомой и новой ситуации.

Задачи урока:

  • Способствовать формированию умения умножать десятичные дроби.
  • Развивать умения выдвигать гипотезы, проверять их достоверность, анализировать и оценивать полученные результаты.
  • Способствовать развитию коммуникативных умений через организацию групповой работы, развитию умений математически грамотно излагать свои мысли, выстраивать аргументацию.

ХОД УРОКА

Этап урока

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Доска и оборудование

Организационный момент

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

– Здравствуйте. Ребята, давайте создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу, гостям. Ведь улыбка – залог успеха в любой работе. Садитесь.

– На каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы сделаем шаг навстречу удивительному разделу математики – «Десятичные дроби».

Эмоциональное воздействие.

 Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

 

Актуализация.

 

– Я приготовила вам задания для устного счёта.
– Кто смог решить все примеры? Поднимите руки.
– В каких примерах возникли затруднения?
– Дома нужно потренироваться в слабых местах.

 

 

Путём перемещения устанавливают соответствие между примером и ответом в нижней части. Примеры появляются друг за другом, убирая прямоугольник.

Постановка проблемы и способа выхода из затруднений.

Выявить и зафиксировать причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи. Согласовать тему урока, план достижения цели.

– У вас хорошо получилось. Прочитайте задачу и скажите, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? 5,2 * 0,7 .
– Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

– Сформулируйте  тему урока?
(Ответы  детей: – Умножение десятичных дробей.)

– Постарайтесь определить учебные задачи на сегодня?
(Ответы  детей: – Научимся умножать десятичные дроби.
Выведем способ умножения десятичных дробей )  (Открыть правило, научиться использовать (применять) правило, контролировать себя по выполнению алгоритма)

– Какие знания вам необходимы, для решения учебных задач?
(Ответы детей:– Надо уметь умножать натуральные числа.)

Учебная беседа-дискуссия, наблюдение, демонстрация вариантов ответов.

 

 

 

 

Приём «Кластер»

Организует: дискуссию с обучающимися, в ходе которого обсуждается выдвинутая гипотеза, определяются тема урока и учебные задачи.

 

Корректирует тему урока, учебную задачу, достраивая кластер.

 

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

 

 

 

Участвуют в обсуждении, учатся аргументировать свой ответ, определять свои “незнания”, тему урока, ставить учебную задачу. Анализировать работу своих одноклассников.

Тема открывается на доске.


Совместное открытие знаний

 

 

 

 

 

 

 

Организовать коммуникативное взаимодействие, направленное на приобретение недостающих знаний

– Задачи урока определены, а теперь приступим к их решению.

– Можете ли вы предложить способ  умножения данного выражения?
 5,2 * 0,7
(Ответы детей: – Да, можем. Переведя в обыкновенные дроби.) Запись на доске.
– Если  бы у нас были не десятичные дроби, а натуральные числа. Что тогда?
– 5,2 ? =52 Какое действие пропущено?
– 0,7 ? = 7 Какое действие пропущено?
– Что делаем дальше?
(Ответы детей: Выполним умножение натуральных чисел).
– Как записываем числа?
– Что получили?
(Ответы детей: Получим 364).
– Это наше число? Что делать?
– Это число увеличилось? Во сколько раз?
(Ответы детей: в 100 раз, т.к. каждый множитель увеличился в 10 раз)
– Тогда полученный ответ мы должны?
(Ответы детей: Разделить на 100)
– Ответ: 3,64
– Кто оказался прав?
– Но ничего,  мы только учимся.

– Работая в парах заполните таблицу:

Количество  цифр после запятой

1 мн

2 мн

произведение

 

 

 

 

 

 

– Что заметили?
– Проверим наше предположение, работая с текстом  в группах.
– Из предложенных частей соберите текст. (Группы зачитывают варианты)

– Выясните, верны ли ваши предположения с помощью учебника на стр. 81 .
– Какая группа выполнила задание без ошибок?
– Остальные исправили ошибки?
– какое правило получилось?

Параллельно открывается схема алгоритма.

– Какой способ удобнее? Почему?
(Ответы детей.)

 

 

Учебная беседа–дискуссия, наблюдение, демонстрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.
Учебная беседа-дискуссия, наблюдение, демонстрация вариантов ответов.

 

Учебная беседа-дискуссия, наблюдение.
На каждом этапе удаляется белый прямоугольник и появляется запись в алгоритме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебная беседа-дискуссия, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждом этапе удаляется белый прямоугольник и появляется запись в алгоритме. Раздать памятки со схемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах по карточкам.
Проверка на доске, вытягивая заготовку.

 

 

Работают в группах с текстом.
Формулируют варианты правила

 

 

 

Читают правило в учебнике. Выделяют в нем шаги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка.

Снять общее утомление, напряжение.

– Устали? Немного отдохнём.

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять  – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.

Демонстрация

Организует динамическую паузу.

Выполняют движения.

 

Первичное применение нового знания

 

Используя алгоритм, выполним задание.
Вычислить:
А) 8,35 * 1,8 = 15,03
См. закладку. Запись на доске по закладке. Столбиком.
Б) 7,8 * 3,2 = 24,96.
В) 3,02 * 7,3 = 22,046
Г) 0,24 * 0,04= 0,0096
– А как записать ответ вы узнаете на следующем уроке.

 

Работает  у доски.

Комментируют шаги, обосновывая свое решение.

Выполняют самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

Задания на доске, решение появляется по мере решения.

Итог урока.

 

– Возвращаясь к кластеру. Скажите, все ли задачи выполнены, которые мы поставили?
– Какие рекомендации вы можете дать своим одноклассникам, кто не до конца понял тему?
– Ребята, скажите, где нам в жизни может пригодиться  правило умножения десятичных дробей?

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

Обязательно:   № 293
По желанию: составить синквейн на тему «Дроби», в составлении которого вам помогут памятки.

 

 

Записывают задание в дневник.

Рефлексия.

 

Рефлексия. «Мишень»
–Урок подошёл к концу. Перед вами мишень из 4 секторов (назвать). Я предлагаю вам выстрелить в мишень и оценить свою работу на уроке по оценочной шкале и по секторам. Цвет круга показывает ваше настроение. Зелёный – у меня хорошее настроение. Жёлтый – я волновался.

Итог по мишени

– В начале урока мне было волнительно, но наша совместная работа на уроке развеяла все волнения. У меня хорошее настроение, но мне ещё придётся потрудиться.
– Спасибо за урок.

– Ребята, а на память я хотела бы подарить вам небольшой подарок, который  поможет  вам при умножении десятичных дробей. (Рисунок 1)
– До свидание!

 

 

 

 Литература 
1. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б.  Математика 6 класс. Учебник для ОУ – М.: Просвещение, 2013. – 303с. 
2. Дорофеев В.Г. Математика: дидакт. материалы для 6 класса / В.Г. Дорофеев, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, С.Б. Суворова. – М.: Просвещение, 2011. – 110с.
3. Т.Ю.Дюмина. Математика 6 класс: поуроч. разработки для 5 кл.: кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2011.
4. Презентация к уроку, созданная в  Mimio Studio (Приложение 1)