Урок русского языка на тему "Дательный, предложный падеж имен существительных 1-го склонения". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: подвести детей к выводу об окончаниях имен существительных 1-го склонения в дательном, предложном падежах.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

2. Этап актуализации знаний

Что мы изучали на предыдущих уроках? (Мы изучали на предыдущих уроках  склонение имен существительных,  изменение имен существительных по падежам. На прошлом уроке – падежные окончания имен существительных 1 – ого склонения в именительном, в винительном и родительном падеже).
– Составьте словосочетания, в которых будут имена существительные в именительном, винительном и родительном падежах. (Ответы детей).

3. Постановка проблемы

– Мы знаем окончание в именительном, винительном, родительном падежах. Как вы думаете, какие окончания имеют существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже? (Ответы детей)

4. Цель урока

– Давайте сформулируем цель урока.

Цель урока: определить, какие окончания имеют существительные 1 – ого склонения в дательном падеже, предложном падеже. (Учащиеся под руководством учителя).

5. Критерии оценивания

– Как мы оценим свою работу в конце урока?
– Как мы поймем, что освоили новое знание?
– Давайте запишем на доске несколько критериев. (Предлагают учащиеся.)

1. Есть заполненная таблица.
2. Смогу сформулировать вывод (правило), который похож с тем, который есть в учебнике.
3. Моя работа в тетради по данной теме будет выполнена без ошибок или с 1-ой ошибкой.
4. Я смогу проверить работу товарища в группе, и он будет согласен с моей проверкой.

– В конце урока каждый из вас запишет ответы на специально отведенном листке.

Номер критерия

Да (1 балл)

Нет (0 баллов)

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

Всего баллов:

 

 

Самооценка: 4 балла – отлично; 3 балла – хорошо; 2 балла – удовлетворительно; 1 – плохо.

6. Планирование

Ответы детей:

– нам нужно найти существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже;
– наблюдать за падежными окончаниями данных имен существительных;
– заполнить таблицу;
– сделать вывод;
– сравнить свой вывод с выводом в учебнике.

7. Изучение нового материала

– Прочитайте словосочетания, записанные на доске. Перепишите их, определите склонение, падеж, выделите окончание.

  • идти по дороге
  • подходить к подруге
  • играть в комнате
  • мечтаю о собаке
  • сад при школе.

(Ответы детей).

– Какие особенности имеют имена существительные 1-го склонения в дательном падеже, предложном падеже? Чем похожи? Чем отличаются? Давайте заполни таблицу.

1-е склонение

Падеж

вопрос

окончание

Дательный

Кому? Чему?

предложный

О ком? О чем?

– Сделайте вывод. Давайте сравним ваш вывод с правилом учебника.

8. Закрепление

Выполнение задания упражнения №331 по группам. Спишите предложения, вставьте пропущенные безударные окончания имён существительных, укажите падеж, склонение данных имен существительных.

1-ый вариант учащихся записывает предложения 1-5.

1. По красот… наше метро лучшее в мире. 2. Спит Маша в постельк… и видит чудесный сон. 3. Катится колобок по тропинк… к лесу. 4. Лебедь по своей величин.., сил… и красот… назван царё всей водяной птицы. 5.

2-ой вариант – предложения 6-10.

6. По дорог… зимней, скучной тройка борзая бежит. 7. Сидит перепёлка на ладошк… и не улетает. 8. Вдоль по речк…, по водиц… плывёт лодок вереница. 9. На карт… нашей Родины появилось много новых крупных городов. 10. Каждый день я записывал свои наблюдения в природ… .
Выполняем задание.

9. Взаимопроверка

– Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу товарища.

10. Итог урока

– Как вы думаете мы достигли цели урока? Давайте вспомним критерии, которые мы разработали в начале урока. Оцените свои достижения на специальном листке.

11. Задание на дом