Насекомые и паукообразные

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: формирование навыков выделения существенных признаков насекомых и паукообразных.

Задачи:

  • находить сходства и различия в строении, образе жизни насекомых и пауков;
  • отвечать на вопросы о насекомых и пауках по своим наблюдениям и работе с дополнительной литературой;
  • научить учащихся формулировать вопросы познавательного характера с целью расширения и дополнения знаний о насекомых и пауках;
  • развивать логическое мышление, связную речь, внимание, память;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям и поприветствуйте их (дети поворачиваются к гостям и наклоном головы их приветствуют).

- А теперь улыбнитесь друг другу.
Тихо девочки за парту сели,
Еще тише мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

- Итак, ребята, я хочу пожелать вам, чтобы на уроке у вас было хорошее настроение, чтобы вы были внимательными, любознательными и активно отвечали на мои вопросы.

Посмотрите на свои принадлежности, проверьте, все ли вы приготовили к уроку. Вы готовы?

- Тогда начнем.

II. Актуализация знаний

1. Фронтальный опрос.

- Что такое природа? (Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений) СЛАЙД 2

- Какая бывает природа? (Живая и не живая)

- Что относится к живой природе? (Царство растений, царство животных, царство грибов.)

- Как называется наука о растениях? (Биология.)

- Как называется наука о животных? ( Зоология.)

- Как называется наука о грибах? (Микология.)

- На прошлом уроке мы с вами говорили об особом царстве живой природы. Скажите, что это за царство? (Грибы.)

- Из каких частей состоит гриб? (Шляпка, ножка, грибница.)

- Что является основной частью гриба? (Грибница.)

- Где она находится и какую функцию выполняет? (Грибница находится под землей, она всасывает из почвы воду и питательные вещества.)

- Чем питаются грибы? (Грибы мусорщики, т.к. питаются остатками погибших растений и животных)

- Какое значение для леса имеют грибы? (Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и питательные вещества. Грибами питаются многие лесные животные.)

2. Работа в паре.

- Итак, ребята, мы с вами знаем, что грибы бывают съедобные и не съедобные. Сейчас мы проверим, какие съедобные и не съедобные грибы вы знаете. Работать вы будете в паре, но для начала давайте вспомним правила работы в паре:

  1. Работать должны оба.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Свое несогласие нужно высказывать вежливо.
  4. Если что-то непонятно, то нужно переспросить

- У вас на столе лежит белый конвертик. Достаньте из него листочек. У каждой пары на листочке написаны названия грибов.

Задание.

  • 1 – ряд - каждая пара подчеркивает название только съедобных грибов.
  • 2 – ряд - каждая пара подчеркивает название не съедобных грибов.
  • 3 – ряд - каждая пара должна подчеркнуть тот гриб, которым лечатся лоси.

Проверка.

III. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте аудиозапись и подумайте, о каком царстве живой природы, мы будем говорить сегодня на уроке. (Музыкальная заставка “В мире животных”.)

- О каком царстве живой природы, мы будем говорить сегодня на уроке? (Ц. животных.)

- А теперь внимание. Царство животных делится на 4 группы, назовите какие. (Насекомые, птицы, рыбы, звери.)

- А вот о какой группе мы будем говорить, нам поможет узнать отрывок из сказки. Послушайте его и приготовьтесь ответить на мои вопросы.

Чтение отрывка учителем “Муха-цокотуха” К. Чуковского.

- Как называется эта сказка?

- Кто является ее автором?

- Назовите главных героев сказки. (Комар, муха, паук.)

- К какому царству животных относятся эти герои?

- Все ли относятся к насекомым?

- Кто считает, что все, поднимите руку.

- Кто считает, что не все, поднимите руку.

- Кто не относится? Почему?

- Почему возникло затруднение? (Мы не знаем отличительные признаки насекомых от других групп.)

- Чтобы узнать, все ли герои относятся к насекомым, нам нужно отправиться в путешествие. Вы любите преодолевать трудности? Тогда вперед.

- Сформулируйте тему урока. Обратите внимание, она состоит из двух частей, первая часть нам уже известна. Это кто?

ДЕТИ – НАСЕКОМЫЕ.

- А вторая откроется позже.

- Какова цель урока?

ДЕТИ: изучить, кто такие насекомые.

IV. Работа по теме урока.

СЛАЙД 3.

- Путешествовать мы будем на поезде. Первая наша остановка – это СТРОЕНИЕ, ПИТАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НАСЕКОМЫХ.

- Изучить строение насекомых нам поможет муха. Рассмотрим ее строение.

СЛАЙД 4.

Учащиеся 1 варианта возьмите салатовый конверт, достаньте оттуда листочки. Один отдайте соседу, другой оставьте себе. На листочках нарисовано строение мухи. Сейчас мы рассмотрим составные части ее тела, ваша задача их подписать. (Рисунок 1)

Рис. 1

- Смотрим на экран. У всех насекомых тело состоит из 3 частей. Это: голова, грудь, брюшко. Подпишите.

- Обратите внимание, сколько у нее ног? (6 ног или 3 пары) Внизу напишите – ног 6 или 3 пары.

- Есть ли усики? (Да.)

- Есть ли крылья? (Да.)

ВЫВОД: какой вывод мы можем сделать о строении насекомых?

У всех насекомых тело состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко. Имеется 3 пары ног и 1 пара усиков.

- Теперь нам нужно выяснить, чем питаются насекомые. Об этом нам расскажет Таня Ломакина.

Сообщение учащегося.

Питание насекомых.

Основной рацион большинства насекомых – это растения. Любая часть растения пригодна им в пищу: листья, цветки, ствол, кора и корни. У каждого насекомого одно или несколько растений-прокормителей и лишь немногие насекомые неразборчивы.

Некоторые виды насекомых употребляют в пищу шерсть, перья и даже электрическую изоляцию.

ВЫВОД: Основной рацион насекомых – это растения, но каждое насекомое питается каким-то определенным растением, во избежание исчезновения этих растений. И лишь некоторые насекомые употребляют в пищу шерсть, перья.

- Выясним значение насекомых для природы и человека.

Об этом нам расскажет Миша Тимошинов.

Значение насекомых.

Насекомые имеют очень важное значение и для человека, и для природы. Они являются опылителями цветковых растений, поедают вредителей сельского хозяйства.

Насекомые играют большую роль в образовании и обогащении почвы. Множество насекомых постоянно живут в почве, и передвигаясь там, рыхлят грунт, что приводит к его обогащению.

Насекомые – это санитары природы, они откладывают яйца на трупах животных, и появившиеся личинки быстро их уничтожают.

Так же насекомые уничтожают мертвые травы и деревья.

Насекомые являются пищей других животных: рыб, лягушек, ящериц, птиц, барсуков.

Для человека самыми полезными насекомым являются пчелы, которые собирают нектар и делают мед.

Насекомые приносят как пользу, так и вред. Они являются переносчиками заразных болезней, поедают посевы и деревянные постройки.

ВЫВОД: значение насекомых очень велико и для природы, и для человека.

- Куда исчезают насекомые осенью, нам поможет выяснить наш друг и помощник - учебник. Откройте учебник на странице 90.

Чтение текста одним из учащихся.

V. Физкультминутка.

- А теперь мы немного отдохнем, и следующая наша остановка называется – ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. СЛАЙД 5

Утром бабочка проснулась
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре улетела.

- Отправляемся дальше в путешествие. Следующая наша остановка будет называться – ПАУК, т.к. у нас в начале урока мнения разделились. Мы сомневались – паук – это насекомое или нет. СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7.

- А теперь рассмотрим внешнее строение паука. Учащиеся второго варианта возьмите оранжевый конверт, достаньте из него листочки, один отдайте соседу по парте, другой оставьте себе. На листочках вы будете подписывать части тела паука. (Рисунок 2)

Рис. 2

- Тело паука состоит из двух частей: головогрудь, брюшко.

- Посчитайте, сколько ног у паука? (8 ног или 4 пары)

- Подпишите внизу листочка количество ног паука.

- У пауков 8 ног – это верный и самый главный признак всех пауков.

- А теперь давайте сравним строение мухи и паука. СЛАЙД 8

Возьмите листочек, на котором вы подписывали строение мухи, и положите рядом со строением паука.

- Чем похоже их строение? (У обоих есть брюшко.)

- Чем отличается? ( У мухи тело состоит из 3 частей, у паука из 2 частей. У мухи 3 пары ног, у паука – 4 пары ног.)

- Смотрите, у насекомых (в данном случае мы рассматриваем муху) 6 ног, а у паука 8 ног. Значит паук – это не насекомое? (Нет.)

- Значит его можно отнести к отдельному царству?

- К какому? (Паукообразные.)

- А теперь вернемся к теме нашего урока. Первая ее часть называется – НАСЕКОМЫЕ, а как же будет называться ее вторая часть? (ПАУКООБРАЗНЫЕ.)

- Прочитайте хором тему урока.

ДЕТИ: НАСЕКОМЫЕ И ПАУКООБРАЗНЫЕ.

- По количеству ног, как можно назвать насекомых? (Шестиногие.)

- По количеству ног, как можно назвать пауков? (Восьминогие.)

- Можем мы назвать тему нашего урока – “ШЕСТИНОГИЕ И ВОСЬМИНОГИЕ”?

ВЫВОД: Пауки – это не насекомые. Это отдельная группа животных.

Сейчас наши утверждения мы уточним, воспользовавшись нашим помощником – учебником. Найдите в учебнике страничку 91.

Текст читает один из учащихся.

Пауки – это отдельная группа животных, которая питается насекомыми, часто вредными. Уничтожая их, они приносят пользу человеку.

На зиму пауки забираются в укромные места и впадают о оцепенение.

Пауки примечательны тем, что они плетут паутину. Поднимите руку, кто видел паутину? А кто видел, как паук ее плетет?

- Как вы думаете, почему паук сам на запутывается в своей паутине, а другие насекомые, попав в нее, не могут выбраться?

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нам нужно рассмотреть схему плетения паутины. И в этом нам поможет Ярослава Коротеева, она приготовила для нас сообщение. СЛАЙД 9.

ПАУТИНА.

Паутина паука – это выделения из специальных паутинных желез. Но уже вскоре она застывает в форме нитей.

Паук выделяет 2 вида нитей:

  • Липкие.
  • Не липкие.

Когда паук начинает плести паутину - он сначала делает каркас. Для этого он использует более толстые не липкие нити. Затем более тонкими он оформляет центр и начинает плести с двух сторон сразу ( с внутренней и внешней). Это он делает не липкими нитями.

А вот когда он начинает плести спираль (плетет ее от центра), то выделяет липкие нити, на которые сам не наступает.

Паук очень внимательный и хитрый. Пробираясь к добыче, которая попала в его паутину, он наступает только на не липкие нити.

ВЫВОД: Паук выделяет 2 вида нитей: липкие и не липкие. Чтобы не запутаться в своей паутине, при передвижении он наступает на не липкие нити.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с атласом определителем.

- По размеру пауки бывают большие и маленькие. Самый большой паук в нашем лесу – это ПАУК-КРЕСТОВИК.

СЛАЙД 10.

- Посмотрите на него и подумайте, почему его так называют?

- Откройте атлас-определитель на странице 124 и найдите сообщение об этом пауке. Прочитайте.

СЛАЙД 11.

- Посмотрите на паука, которого вы все видели. Он живет в наших домах и по размеру сравнительно меньше паука-крестовика. Называется он – домовый паук. Найдите в атласе-определителе сообщение о нем.

- Для того, чтобы выяснить значение паукообразных, поиграем в игру. Если я буду говорить о пользе – вы хлопаете, если о вреде – топаете.

- истребляют вредных насекомых;

- при укусе вызывают заболевания человека;

- служат пищей для птиц;

- уничтожают запасы продовольствия (амбарные клещи);

- улучшают структуру почвы;

- являются переносчиками возбудителей заболеваний человека

(клещи).

2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

СЛАЙД 12.

Задание 1, страница 54.

Я буду читать вам загадки, отгадками которых являются насекомые, а вы будете находить их в рабочей тетради, раскрашивать и в кружочки записывать номера их названий по номерам загадок.

Имя взял у кузнеца,
Цвет – у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки.
(Кузнечик.)

На цветок, жужжа, садится,
Чтоб нектаром насладиться,
Он мохнатенький, как ель,
На пчелу похожий ...
(Шмель.)

Желтая окраска,
С черненьким рисунком.
(Махаон.)

СЛАЙД 13.

Красный, маленький комочек,
На спине не много точек.
Не кричит, и не поет,
А по листику ползет.
(Божья коровка.)

Эта бабочка дневная,
Очень яркая такая.
А на крылышках кружочки,
Словно яркие глазочки.
(Павлиний глаз.)

Эта бабочка дневная,
Ой, какая голубая.
(Голубянка.)

VII. Рефлексия. СЛАЙД 14.

- Какую тему сегодня изучали на уроке?

- Что нового узнали по этой теме?

- Чему научились на уроке?

- Что для вас было самым трудным?

- Что показалось наиболее интересным на уроке?

ВЫВОД: Шестиногими мы называем насекомых, а восьминогими – пауков. Тело шестиногих имеет 3 составные части (голова, грудь, брюшко) и 3 пары ног. А тело восьминогих имеет 2 составные части (головогрудь, брюшко) и 4 пары ног.

VIII. Домашнее задание.

Учебник стр. 90-93, рабочая тетрадь – стр.55 № 2, 3, 4.

СЛАЙД 15.