Цели: повторить и обобщить сведения об изученных сказках,
познакомить с понятием небылица, дать возможность обучающимся стать авторами небылиц.
Оборудование: театр Петрушки, купола церкви, выставка книг, сказки русские, хантыйские, татарские. Обучающиеся в национальных костюмах: в русских, татарских, хантыйских, мансийских, в костюмах скоморохов.
1. Приветствие (2 мин.)
1 скоморох: Эй, господа, пожалуйте сюда!
Здравствуйте, сургутяне, жители провинциальные ближние и дальние, ханты и манси, учителя и родители, почтенная публика, российские баре, сургутские татаре!
2 скоморох: Господам, купцам, молодцам, бледнолицым современным девицам моё почтение! Позвольте благодарить вас за посещение. А теперь ступайте, погуляйте, разными штуками гостиной себя развлекайте!
Вдвоём бьют в колокольчик.
2. Актуализация знаний (7 мин.)
– Добрый день, участники нашей гостиной! На нашей книжной полке сегодня находятся наши «знакомые незнакомцы», сказки, которые мы уже прочитали, и те, с которыми нам ещё предстоит познакомиться.
– Давайте напомним присутствующим о сказках, с которыми мы уже познакомились на предыдущих занятиях.
Ребята по очереди кратко рассказывают о «Сказке про умного старика» (хант.), «Шурале» (тат.) и «Батрак» (рус .нар. сказке).
3. Беседа (1 мин.)
– Какие фрагменты сказок вам показались самыми интересными, вызвали смех?
– Кто из героев произведения на вас произвёл самое сильное впечатление?
– Кто создал иллюстрации по прочитанным сказкам?
Работа в парах
4. Презентация иллюстраций по прочитанным сказкам (3 мин).
Обучающиеся парами выходят к доске и представляют свои иллюстрации к сказкам.
– Мы нарисовали иллюстрацию к хантыйской сказке «Про умного старика»
(эпизод старик в лесной избушке зажимает нос Менква).
– Мы нарисовали иллюстрацию к татарской сказке «Шурале».
(эпизод встреча Шурале с Прошлым годом в лесу).
– Мы нарисовали иллюстрацию к русской сказке «Батрак»
(эпизод спор батрака с купцом)
5. Введение в новую тему (2 мин.)
Учитель рассказывает фрагмент сказки-небылицы, учащиеся выводят тему занятия и задачи.
6. Понятие небылица (на слайде)
7. Размышления
– Почему же эти произведения устного народного творчества дошли до наших дней и их любят и взрослые, и дети? (Варианты ответов)
8. Инсценирование фрагмента сказки мансийской сказки «Манть-ку» (5 мин.)
Работа в группах
Обучающиеся делятся на три группы.
9. Создание в группах собственного варианта небылицы по предложенному учителем началу (4 мин.)
10. Чтение авторских небылиц (3 мин.)
11. Итоги заседания (1 мин.)
Домашнее задание – страничка в читательский дневник.
– Чем обогатились мои представления о сказках разных народов.
12. Рефлексия (на слайде) (2 мин.)
– Закончите предложения на рефлексивных экранах:
Сегодня я попробовал себя в необычной роли:
Я – … художник
Я – … актёр
Я – … составитель, автор небылицы
Я – … скоморох.
Самоанализ внеурочного занятия
«Литература и культурные традиции Обь-Иртышского Севера»
Тема: Сказки-небылицы (сказкам народов ханты и манси).
Тип занятия: обобщение и повторение.
Форма проведения: творческая мастерская.
На занятии по внеурочной деятельности были применены следующие формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная и фронтальная работа, групповая, работа в паре, которые в ходе занятия меняли друг друга. При планировании учтены особенности знаний учащихся по данному материалу.
На занятии сформированы у обучающихся следующие универсальные учебные действия:
- Познавательные УУД – обучающиеся самостоятельно проводят анализ полученной информации, осознанно строят речевое высказывание в устной форме, обобщают полученные знания.
- Личностные УУД – используют фантазию, воображение при выполнении учебных действий, устанавливают значимость познавательной деятельности.
- Коммуникативные УУД – сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника.
- Регулятивные УУД – планируют выполнение работы, учатся мобилизовать силы и энергию к преодолению препятствий.
На занятии были использованы методы обучения:
– методы стимулирования и мотивации учения (формирование интереса к учению на первом этапе);
– методы организации и осуществления учебных действий: сочетание словесных и наглядно-демонстрационных методов;
– практический метод (на этапе самостоятельной деятельности);
– интерактивный метод
– проектный метод (на этапе создания проекта, сказки по заданному началу)
На занятии использованы информационные компьютерные средства для активизации познавательной деятельности.
Между всеми этапами чётко прослеживается логическая связь и завершённость каждого этапа. В ходе занятия была достигнута дидактическая цель.
Обучающиеся на занятии были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности обучающихся была достаточно эффективной. Спасибо за внимание!