Цель урока: познакомить с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
- сформировать у учащихся представление о разнообразии растительного мира;
- познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
- умение различать группы растений по их существенным признакам.
Формирование универсальных учебных действий (УУД)
- умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- умение составлять план работы;
- умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
- адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
- умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение работать с информацией в малых группах;
- умение строить понятные для партнёра высказывания;
- умение задавать вопросы;
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!
– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
2. Сообщение темы и целей урока
– Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
– На какие 2 большие группы делится природа?
– Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?
– Как называется наука, которая изучает живую природу?
– На какие большие группы делится живая природа?
– Как называются эти группы?
– А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)
Из–под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель)
– Что между ними общего? К какому царству они относятся?
– Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
– Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
На слайде картинки с разнообразными растениями.
– На какие группы можно распределить эти растения?
– Какие части растения вы знаете?
– Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
– Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?
– Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.
Минутка для релаксации глаз
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
- Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
- Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.
3. Планирование работы
– Работать будем по группам самостоятельно.
– Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.
1 группа – водоросли
2 группа – мхи
3 группа – папоротники
4 группа – хвойные растения
5 группа – цветковые растения
Задания для самостоятельной работы, задание № 1 для 1 группы:
Дать краткую характеристику водорослям:
- Особенности жизнедеятельности.
- Части растения.
- Представители.
– Задание № 2 – для 2 группы –
Дать краткую характеристику мхам.
– Задание № 3 – для 3 группы –
Дать краткую характеристику папоротникам.
– Задание № 4 – для 4 группы –
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
– Задание № 5 – для 5 группы –
Дать краткую характеристику цветковым растениям.
– У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.
Инструкция для группы 1.
1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 2.
1. Рассмотрите рисунок на с.80 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 3.
1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 4.
1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
Инструкция для группы 5
1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»
4. Сбор информации
Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.
5. Обмен информацией
Релаксация
Я превращаю вас в маленькие семена цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.
6. Рефлексия
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Кому работать в группе было легко?
– Кто испытывал трудности?
– Кто остался доволен своей работой на уроке?
– Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.