Урок окружающего мира на тему "Разнообразие растений". 3-й класс

Разделы: Биология, Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: познакомить  с разнообразием растительного мира, с отличительными признаками основных групп растений.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • сформировать у учащихся представление  о разнообразии растительного мира;
  • познакомить с отличительными признаками основных групп растений;
  • умение различать группы растений по их существенным признакам.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

  • умение выдвигать гипотезы и обосновывать их;
  • умение составлять план работы;
  • умение анализировать, классифицировать найденную информацию;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и сверстника;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение работать с информацией в малых группах;
  • умение  строить понятные для партнёра высказывания;
  • умение задавать вопросы;
  • умение  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Материал к уроку: учебник, рабочие листы; фотографии  представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; текст о каждой группе растений.
Методы обучения:  частично-поисковый, исследовательский

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный!

– Повернулись друг к другу лицом, улыбнулись друг другу. Сказали добрые слова. Пожелали успехов себе.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу, беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
 
2. Сообщение темы и целей урока

– Тему нашего урока вы мне скажете сами, ответив на мои вопросы.
– На какие  2 большие группы делится природа?
– Судя по картинкам, о какой природе пойдёт речь на уроке?
– Как называется наука, которая изучает живую природу?
– На какие большие группы делится живая природа?
 – Как называются эти группы?
 – А теперь отгадайте загадки, скажите, что между ними общего и определите тему нашего урока.
       
Вырос в поле
Злой и колкий,
Во все стороны иголки. (Репей)

Из–под снега расцветает,
Раньше всех
Весну встречает. (Подснежник)

Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,   
А в иголках круглый год. (Ель)

– Что между ними общего? К какому царству они относятся?
– Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с разнообразием царства растений и новой классификацией растений.
– Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют леса,  луга.  Зелёный наряд делает нашу планету удивительной.

На слайде картинки с разнообразными растениями.

– На какие группы можно распределить эти растения?
–  Какие части растения вы знаете?
– Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии. Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

– Как вы думаете, почему водоросли – это низшие растения, а мхи, папоротники, хвойные и цветковые – это высшие растения?
– Ответ на этот вопрос мы получим после того, как познакомимся с особенностями каждой группы растений.

Минутка для релаксации глаз

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть, медленно считая до пяти.
  • Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть и посмотреть вдаль, считая до пяти.
  • Круговые движения глазами в правую сторону (3 раза), столько же в левую сторону.

3. Планирование работы

– Работать будем по группам самостоятельно.
– Сегодня будут работать 5 групп. Каждая группа изучит самостоятельно особенности  определённой группы растений, а затем познакомит всех нас.

1 группа – водоросли
2 группа – мхи
3 группа – папоротники
4 группа – хвойные растения
5 группа – цветковые растения

Задания для самостоятельной работы, задание № 1 для 1 группы:

Дать краткую характеристику водорослям:

  1. Особенности жизнедеятельности.
  2. Части растения.
  3. Представители.

– Задание № 2 – для 2 группы –
Дать краткую характеристику мхам.
– Задание № 3 – для 3 группы –
Дать краткую характеристику папоротникам.
– Задание № 4 – для 4 группы –
Дать краткую характеристику хвойным растениям.
– Задание № 5 – для 5 группы –
Дать краткую характеристику цветковым растениям.

– У каждой группы есть инструкция по выполнению задания.

Инструкция для группы 1.

1. Рассмотрите рисунок на с.72 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

Инструкция для группы 2.

1. Рассмотрите рисунок на с.80 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.81, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

Инструкция для группы 3.

1. Рассмотрите рисунок на с.78 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

Инструкция для группы 4.

1.Рассмотрите рисунок на с.82 атласа-определителя «От земли до неба».
2. Используйте материал атласа на с.83, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

Инструкция для группы 5

1. Рассмотрите рисунок на с.74 учебника.
2. Используйте дополнительный материал с листа, смотрите таблицу на доске.
3. Подготовьте одного выступающего по вопросу (остальные готовятся дополнить ответ выступающего).
4. Предложите: «Какой бы вы нарисовали плакат?»

4. Сбор информации

Учащиеся знакомятся с источниками информации, отбирают главное содержание. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует.

5. Обмен информацией

Релаксация

Я превращаю вас в маленькие семена  цветов. Присядьте на корточки. Тёплое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена росли, росли и стали цветами. Медленно поднимайте руки, вставайте, выпрямляйтесь. Но вот лето в разгаре, сильно припекло солнце, завяли цветы. Расслабьте, уроните голову на грудь. Руки – вдоль тела. Опуститесь на пол. И вдруг полил дождик, ожили цветы, снова тянутся к солнцу.

6. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Кому работать в группе было легко?
– Кто испытывал трудности?
– Кто остался доволен своей работой на уроке?
– Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.

Приложения