Применение ИКТ на уроках повторения геометрии. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются   восприятие, внимание, память, мышление учащихся; гораздо активнее и быстрее происходит проявление познавательного интереса. Достоинства  таких уроков  в том, что у  учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше и активно поучаствовать в процессе создания и применения документов в различных редакторах.

Важным этапом программы геометрии 9 класса является, повторение, обобщение и систематизация изученного материала по геометрии  в 7-9 классах для успешного продолжения изучения предмета, а также подготовки к сдаче ГИА.

Система  обобщающего повторения основных разделов планиметрии и подготовки учащихся к ГИА (раздел геометрия) я разделила на следующие этапы.

  1. Организация рабочих групп для сбора, систематизации материала  и представления его в виде презентаций, сайтов одноклассникам на уроках.
  2. Проведение уроков – презентации для повторения и актуализации знаний учащихся, применяемых к решению тематических задач.
  3. Размещение подготовленного  теоретического материала  на странице сайта школы и в моем блоге на странице школы на сайте Департамента образования.
  4. Проведение уроков с использованием интерактивной доски для решения задач на определенную тему программы геометрии.
  5. Создание учащимися комплектов задач для проверки готовности  к экзаменационной проверке знаний одноклассников и проведение тестирования.

 Как эти этапы реализуются мною и учениками, расскажу подробнее.

1. Класс разбивается на группы для сбора материала  и работы с ним по 5 темам: «Параллелограмм», «Подобие треугольников», «Углы», «Площадь», «Решение треугольников». Продукт своей деятельности учащиеся готовят в виде презентаций или сайтов. По мере готовности группа представляет на уроке – презентации свой труд.

2. Уроки презентации  эффективны своей эстетической привлекательностью, обеспечивают большой объем информации и заданий за короткий период, причем всегда можно вернуться к предыдущему слайду. Представитель группы показывает, комментирует и защищает презентацию, сайт и предлагает одноклассникам использовать собранный материал для подготовки к экзамену. Предлагаю  презентации по теме «Параллелограмм», «Углы», «Площадь фигуры» и сайт «Подобие треугольников» (Приложение 1).

3. Для того чтобы учащиеся активно пользовались этими работами, презентации и сайт размещены на сайте школы  и в моем блоге на странице школы  на сайте Департамента образования.

4. После повторения теоретического материала приходит время активного решения типовых задач по данной тематике. Каждый урок 10-15 минут учащиеся решают простые задачи на интерактивной доске «Прометей». Это самый яркий  по зрелищности и по накалу эмоций этап урока.  Разрабатывались несколько блоков задач, представленных в тестовой форме, со скрытым ответом, со звуковыми сигналами и возможными подсказками. («Подобные треугольники»,  «Площадь», «Верно ли высказывание».) Флипчарты создаются в программе ActivInspire, входящей в комплект доски «Прометей». (Приложение 2)

Организация такой работы может быть различной:

– решают все учащиеся, первый решивший учащийся проверяет ответ и оформляет кратко свое решение на доске «Прометей»
– решает задачу параллельно со всеми один учащийся на доске и он проверят свой ответ.

Данный вид работы с интерактивной доской способствует повышению  познавательной мотивации учащихся, знания которых оценивались не выше 4 баллов. (Отличники в это время мотивированы на работу предложенными им сложными геометрическими задачами.  Успех в решении которых и есть – мотивация.)

Учащимся очень нравится эта зрелищная, оперативная, дающая возможность выступить и быть успешным работа с интерактивной доской.
Поэтому следующий этап по созданию самими учащимися комплектов задач для проверки готовности одноклассников к экзаменационной проверке знаний  был встречен с энтузиазмом.

5. Каждый учащийся составляет свой комплект задач по пяти  предложенным темам, представляет его (вместе с решениями)  учителю или   учащимся, продвинутым в изучении геометрии  для проверки и размещения его в  программе ActivInspire. Авторы предлагают флипчарты со своими задачами для решения одноклассникам на уроках, в случае  затруднения при  решении  задачи, сами показывают правильное решение. (Приложение 3)

Эта работа мотивирует учащихся на более прочное усвоение теоретического материала и повышает интерес к  успешному решению задач по геометрии.

Анализируя и давая оценку использованию компьютерных технологий на уроках геометрии, я убедилась, что учащиеся ждут таких уроков и эти уроки стимулируют учащихся работать над материалом более детально.

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на работу с теоретическим материалом, на решение несложных задач, за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в необычном  режиме. Это повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный,  творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию познавательной мотивации.