Методическая разработка урока ОРКСЭ по теме "Храм". 4-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ

Класс: 4


Цель урока: сформировать у  обучающихся представление о православном храме, его внутреннем и внешнем устройстве.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с понятием «храм»;
    • дать представление  о назначении и устройстве православного храма;
    • познакомить  обучающихся с новыми терминами: храм, крестное знамение, иконостас, царские врата, алтарь, канон, священнослужитель, каждение.
  • Развивающие:
    • развивать интерес к новым знаниям  и расширять кругозор   знаний о православной  культуре; 
    • развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, схемами;
    • Обогащать, активизировать словарь учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитывать у детей ценностное  отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашей страны, истокам и традициям православной культуры;
    • формировать у учащихся представления о правилах и нормах поведения в храме.

Предварительная подготовка к уроку: выучить стихи и подготовить сообщения.

Оборудование:

1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учеб. пособ. для общеобразоват. учрежд. М.: Просвещение, 2012.
2. Электронное  приложение к учебнику А. В. Кураева
3.  Мультимедийное оборудование: презентация урока; аудиозапись колокольного звона; видеоматериал «виртуальный тур по Храму», видеозапись – выпуск передачи «Купелька» от 13 мая 2013 г. на сайте телеканала «Союз»
4. Толковый словарь С. И. Ожегова, карточки для работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры». Посмотрите друг на друга, пожелаем друг другу хорошего настроения.
Желаю всем успешной работы.

II. Актуализация усвоения знаний обучающихся

Учитель:  Рассмотрите предлагаемые иллюстрации (слайд 1). Покажите, какие архитектурные постройки отличаются от обыкновенного здания? Знаете ли вы, как они называются? (Храмы, церкви, соборы)  
«Храм» – такова тема нашего урока.

Планирование деятельности

Учитель: На какие вопросы о храме вы хотели бы знать ответ? (Под руководством учителя на доске составляется план.)

Учитель: Что поможет нам достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? (Из книги, словаря, в беседе с учителем, обратиться к СМИ и т.д.)

Ребята на карточках записывают варианты, затем они вывешиваются на доску.

III. Изучение нового материала

Учитель: Что такое храм? (Учащиеся на основе своего опыта, полученных знаний в ходе изучения модуля, работая в паре,  дают ответ)

Учитель:  Найдем значение слова «храм» в  толковом словаре С. И. Ожегова.

(Ученики  работают со словарём  С.И. Ожегова)

Ученик зачитывает:храм –  здание для богослужения, церковь [2].

Учитель:  Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречётся». Храм – дом Божий, где незримым образом находится сам Господь. Люди приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу).
Храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Именно поэтому храм отличается от обычных зданий. Христианские храмы, как особые здания для совершения богослужения, стали строить с IV века.

Ученик (1) читает стихотворение (слайд 2) :

«Над виноградными холмами»

Над виноградными холмами
Плывут  златые облака.
Внизу зелёными волнами
Шумит померкшая река.
Взор постепенно из долины,
Подъемлясь, всходит к высотам
И   видит  на краю вершины
Круглообразный светлый храм.
Там, в горнем неземном жилище,
Где смертной жизни места нет,
И легче и пустынно-чище
Струя воздушная течет.
Туда взлетая, звук немеет,
Лишь жизнь природы там слышна,
И нечто праздничное веет,
Как дней воскресных тишина.
                                       (Фёдор Тютчев)

1) Виды храмов (На  слайде  3  изображения  православных храмов)

Учитель: Рассмотрите храмы внимательно. Какие слова вы бы подобрали к их описанию:

Величественные                                     Устремленные ввысь
Обычные                                                Прекрасные
Мрачные                                                 Великолепные…
Праздничные                                          Радостные

Запишите их на листе бумаги.

Учитель: На Руси издавна строили храмы (слайд 4).  Но было время, когда храмы разрушались. Теперь православные традиции возрождаются: восстанавливаются, реставрируются, разрушенные храмы, строятся новые.

Ученик (2) читает стихотворение

Диво дивное,  чудо чудное:
Пусть для Родины  время трудное, –
Но не сказкою,  не былинами
Белый храм встает  над руинами.
Божий храм встает  в волю вольную,
Ах, и песнь поет –  колокольную!..
До небес плывет  песня плавная –
Оживает Русь  Православная! 
                                       (Евгений Санин)

Учитель: Как вы думаете, какими были первые русские храмы? Из чего они строились?
Ученик: храмы строились из дерева, т.к. на Руси было много лесов и дома строили деревянными, позже стали строить  каменные дома, храмы) (Из знаний ребят об истории возникновения Руси)
Учитель: Храмы строили на месте будущих поселений в красивых местах, т.к. христиане старались посвящать Богу самое лучшее.
Учитель:  Как вы думаете, почему храмы строили на возвышенности? ( Предположения детей – чтобы хорошо было видно издали, устремлены ввысь, к небу)
Учитель: В России всегда было много храмов(слайд 5 ).
Посмотрите, они и разные, и похожие. Чем похожи все храмы? (Ребята рассматривают изображения различных храмов, сравнивают)
Ученики:купола, кресты, колокольня присутствуют на всех изображениях храмов.
Учитель: Куда устремлен храм?(вверх, к небу – Царству небесному)
Учитель: Чем внешне отличаются эти храмы?
Ученики: Формой, цветом, размером.

2) Внешнее строение храма. (Обучающиеся рассматривают изображения храмов разной формы, по порядку следования сообщений (слайды 6,7,8)     

Ученик (3). «Первые храмы строили в виде базилики (прямоугольника), по образцу самых величественных сооружений того времени… Это здание продолговатой формой напоминало корабль — один из символов Церкви, означающий, что она, подобно кораблю, ведет верующих через море земных скорбей к пристани спасения. Впоследствии… появился другой тип храма  – крестово-купольный. Основание храма в виде креста,  напоминает о том, что спасение человечества совершено через Крест, что Крест Христов является основой церкви. Иногда храм устраивается в виде круга, который является символом вечности. Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды,  означающей, что Церковь  подобно путеводной звезде, направляет человека ко спасению и вечному блаженству. [1]       
Ученик (4).     Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. «Здание храма завершается сверху куполом, изображающим собою небесный свод. Купол заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы – три Лица Святой Троицы; пять глав – Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав – семь Таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать апостолов». [1]      
В русской архитектуре храмы строились с куполами различной формы – шлемовидные,  луковичные, шатровые.
Луковичные купола — как пламя горящей свечи, обозначающей молитвенное горение, стремление к небесам.
Шлемовидные купола делают храмы похожими на воинов, русских богатырей, защитников от сил зла и тьмы.
Шатровые купола указывают человеку, что нужно стремиться  ввысь, к совершенству, к небу.

Ученик (5). При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Над входом в храм или  рядом с храмом обычно строится колокольня или звонница. Колокольня – это образ высоты, непоколебимости, крепости. Сначала колокола не имели
определённого места и подвешивались в удобных нишах внутри храма. Затем начали строить специальные звонницы. Колокола должны были висеть высоко, чтобы звук их разносился далеко.
Колокола появились с приходом христианства на Русь, а распространение получили в ХIV веке. Колокольный звон звучал  в дни торжеств, и когда приходила беда: созывал воинов на битву, был призывом криком помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
В зависимости от характера служб звоны могут меняться. Колокольный звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, называется «благовест». Удары в несколько колоколов одновременно означают  «звон». Если в разные колокола ударяют попеременно – это «перезвон», а «трезвоном» называют радостный звон одновременно во все колокола.
А во времена бедствий звучит «набат» – звон большого колокола. Звонить в колокола может только звонарь. И только на первой неделе после Пасхи разрешается всем желающим подниматься на колокольню и звонить в колокола.
Учитель: Вам приходилось бывать  в храме? (Ответы детей)
Учитель: Что вы видели, слышали, чувствовали в храме? (Ответы детей)
Учитель: А меняется ли поведение в храме?   Люди ведут себя в храме по-особенному. Давайте познакомимся с правилами, которые нужно соблюдать в храме. Есть отдельные правила поведения для мужчин и для женщин (мальчиков и девочек).

Ученик (6):
В храм следует приходить в приличной, чистой одежде.
Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор, а мужчины снимают головной убор перед входом в храм.
В храме не положено разговаривать, тем более смеяться и шутить. Приветствовать друг друга принято поклоном.

3)Внутреннее устройство храма

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое виртуальное путешествие по храму, находящемся в нашем районе.
Но прежде чем отправится, рассмотрим, из каких частей состоит храм (слайд 9).
Православный христианский храм разделяется на три части:

–  притвор,
–  средняя часть храма, где стоят молящиеся прихожане,
–  алтарь.

1. Алтарь         2. Средняя часть        3. Притвор              4. Иконостас
5. Престол       6. Жертвенник            7. Горнее место      8. Ризница
9. Солея          10. Амвон                   11. Клиросы                        

Обучающиеся слушают в записи колокольный звон.

Учитель:     Колокольный звон приглашает нас в Храм. 

4) Виртуальная экскурсия.

(На слайде 10  храм, в который совершается экскурсия).

Ученик (7) рассказывает о храме

Учитель: Собираясь в храм, нужно прочитать  молитвы. Подойдя к храму, остановиться, перекреститься на икону, которая видна  и на сам  храм: это место селения Божия. Все это пространство, все это место посвящено Богу. Теперь давайте представим, что мы уже на ступенях нашего храма. Перед тем, как войти в храм, следует трижды перекреститься и прочитать краткую молитву: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Можно другую краткую молитву: «Господи, помилуй». При молитве христиане как бы рисуют на себе невидимый крест. Это означает, что человек – христианин и молится Христу. Если же человек кладёт крест не на себя, а на другого человека или на предмет, значит, он благословляет его во имя Христа.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ – это такое пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. При этом обычно говорят: «Во имя Христа…», «Именем Христа…».
(Далее работа ведется параллельно со схемой храма, показывая на ней в какой части мы находимся) 
Входим в храм через притвор. Притвор – это  небольшое пространство между дверью и самим храмом. Раньше  в притворе стояли те люди, которые еще не были крещены, и те, кто  нарушил какую-либо христианскую заповедь. Над притвором обычно строится колокольня.
Проходим дальше. И вот мы во второй части храма, самой большой. В этой части храма находятся прихожане. В центре стоит аналой с иконой праздника.
В храме много и других икон. Перед иконами горят лампады и свечи. Свечи ставят на подсвечники. Перед иконой мы можем помолиться о здравии родных и близких, поблагодарить Господа.
Что же такое икона? Найдем ответ в словаре. (Ребята работают со словарем)
Икона  – «У верующих: предмет поклонения  – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ» [2]. «Через изображенный на ней образ молящиеся возносятся к первообразу, т.е. к тому лицу, которое изображено на иконе –  Господу Иисусу Христу, Матери Божией, ангелам или святым». [1].
Мы находимся  в  храме, расписанном  фресками.
Обратимся к словарю С.И. Ожегова. «Фреска – картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке» [2].
В этом пространстве вы видите образ Спасителя, святых апостолов, святых угодников Божиих. Здесь можно прочитать историю церкви. Художник-иконописец Филипп Давыдов так сказал о значении фрески. «Фреска, образно говоря, – это то, что поведали бы нам стены храма, умей они говорить.»
Мы перед алтарем. Алтарь означает « Царство Небесное».
«Христиане в молитвах всегда обращаются на восток, и православные храмы строятся алтарем на восток. На востоке восходит солнце, дающее жизнь всему живущему на земле. Восток всегда признавался символом добра, в противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых духов. Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании сравнивается с востоком: «Восток имя ему», (Зах. 6.12; Пс. 67.34), «Восток с высоты» (Лук. 1.78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (Мал. 4.2).
Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом — преградой, состоящей из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причастии). [1]      
Справа от Царских врат всегда расположена икона Христа, а слева – икона Божией Матери. «Слово «алтарь» означает «возвышенный жертвенник». Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, называется солея. По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. Середина солеи напротив Царских врат называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит молитвы и читает Евангелие. На амвоне преподается верующим Святое Причастие». [1]      
Иконостас отделяет среднюю часть храма от алтаря.  Наш храм имеет не один алтарь, а несколько, которые образуют приделы.
Каждый храм освящен в чью-либо честь и носит соответствующее имя. Приделы храма также посвящены кому-либо и имеют свое отдельное название, но сам храм именуется в честь того, во чье имя освящен главный, центральный  престол.

Алтарь (просмотр передачи)

Во святое святых, никому не разрешается входить, кроме священнослужителей. А что находится в алтаре?
Сегодня у вас есть удивительная возможность увидеть своими глазами то,  находится за иконостасом. А расскажет нам об этом  священник Олег Чабанов. (Выпуск передачи « Купелька» от 13 мая 2013 г. телеканала «Союз»)

Учитель: Когда  вы бывали в храме, кто встречает вас в храме? (священнослужители)

Работа с материалом учебника.

Учитель: Прочитайте в учебнике (стр.48-49) беседу ребят со священнослужителем.

Учитель (после прочтения): На какие вопросы вы получили ответы? ( что такое «кадило», что значит кадить, панихидный столик, что свечи в память об усопших ставятся на канон (столик с изображением Распятия).

IV. Закрепление

1. «Блиц-опрос»

  • Ступеньки, ведущие в Храм…
  • Созывает на службу верующих...
  • Он похож на пламя горящей свечи…
  • Главная часть храма, означающая «Царство небесное»...
  • Перегородка, отделяющая среднюю часть храма от алтаря…
  • Изображение лика Спасителя, Богородицы, святых…
  • Главный символ христианства…

2. Работа в тетради (работа в парах)

Задания 2, 3,5 стр.52-54

3.  Синквейн к слову ХРАМ (зачитываются некоторые работы)

Храм
Православный, священный
Объединяет, волнует, воодушевляет
Место соединения с Богом
Дом Божий

V. Рефлексия

Я знаю…
Я узнал…
Я был заинтересован тем, что…
Я хочу рассказать родителям..

VI. Домашнее задание по выбору

  • Выполнить задание в тетради.
  • Подготовить сообщение об одном из храмов
  • Творческая работа: составить кроссворд или филворд по изучаемой теме.

Использованные источники при составлении урока

1. Основы православия — Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. (Материалы сайта «Азбука веры» http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pravoslavija.shtml#n167)
2. И.С. Ожегов Словарь русского языка: Ок 53000 слов/ С.И.Ожегов; Под общ. ред. проф. Л.И.Скворцова. – 24-е изд., испр. –  М.:ООО « Издательство « Мир и Образование», 2007.  – 1200 с.
3. http://azbyka.ru/freska
4. Санин Е.Г. http://www.portal–slovo.ru/pre_school_education/36870.php?ELEMENT_ID=36870&PAGEN_1=2