1. ВВЕДЕНИЕ
…Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно, в свой черед.
Авиценна.
Мы, учимся в четвертом классе. Очень часто в школе и по телевидению мы слышим о том, что надо вести здоровый образ жизни. Это значит, соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.
Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам: «В завтраке – сила!», «Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», «Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?
Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести собственное исследование «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» Так была написана эта работа, цель которой: изучение влияния завтрака на человека.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- ознакомиться с теоретическим материалом на тему «Завтрак»; узнать, каким он должен быть;
- провести анкетирование ребят начального звена, с целью выявления количества учащихся завтракающих дома и в нашей школьной столовой;
- собрать и обработать данные анкетирования;
- оформить информационный буклет «Берегите свое здоровье!»
- оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи»;
- выработать рекомендации, советы по поводу утреннего приема пищи.
Гипотеза исследования:
- Предположим, что завтрак выдумали взрослые, чтобы соблюдать этикет питания.
- Допустим, что завтракать нужно только тогда, когда хочется кушать, и есть на завтрак только то, что нравится.
Объект исследования: завтрак.
Предмет исследования: правильное питание учащихся начальных классов.
Методы исследования:
- теоретическое исследование;
- анкетирование учащихся;
- собеседование;
- наблюдение;
- анализ;
- сравнение;
- обобщение.
Длительность работы над исследованием: ноябрь 2015 – февраль 2016г.
Актуальность
Изучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, мы выяснили, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.
В ходе Всероссийской диспансеризации было выяснено, что здоровье российских школьников в последнее десятилетие значительно ухудшилось
Было осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).
Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней:
- болезни крови и кроветворных органов – 32%;
- болезни эндокринной системы – 31%;
- болезни костно-мышечной системы – 26%;
- болезни органов пищеварения – 25%;
- болезни системы кровообращения – 24%.
Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.
Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с увеличением потока информации, усложнением школьных программ, нередко в сочетании с дополнительными нагрузками, приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания современных детей. Пищевой рацион школьников должен покрывать все энергетические потребности, связанные с ростом организма и жизнедеятельностью детей.
Итак, актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих – это завтрак.
2. ЗАВТРАК: СЪЕСТЬ САМОМУ ИЛИ ОТДАТЬ ВРАГУ?
Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на его физическое и нервно-психическое развитие, питание занимает одно из первых мест. Оно должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решение данного вопроса занимает школьный завтрак. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Доктор Рошаль считает: «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная диспансеризация».
Что такое завтрак
Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:
Из толкового словаря русского языка Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. мы узнали, что ЗАВТРАК:
1. Утренняя еда.
2. Пища, приготовленная для утренней еды.
В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат) – «утренний обед».
В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) – «утренний рис».
А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк) – «ранний кусок».
В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст) – «короткий перерыв».
Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу! Завтрак — первый дневной приём пищи, утренняя еда. Также, завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие! Нам стало интересно, а так ли важен завтрак! Наверное, неспроста гласит старая мудрая русская пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!»
2.1. Зачем нужен завтрак
Оказывается, наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.
Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.
Ему требуется восстановить силы, заправится питательными веществами – белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!
Если же мы не завтракаем, то организм берет эти питательные вещества из других участков тела. Отсюда – редение волос, ломкость и болезнь ногтей, выпадение зубов, вялость мышц!
Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
2.2. Что нужно есть на завтрак
Тело человека состоит на 70% из воды. Вода из организма выводится через кожу, почки и выдыхаемый воздух, поэтому организму требуется постоянное её потребление.
Необходимо в течение дня чередовать прием пищи с выпитой жидкостью.
Диетологи рекомендуют начинать утро со стакана воды, чая или сока. Жидкость поможет организму проснуться и начать процесс пищеварения.
В перерывах между завтраком и обедом, обедом и ужином выпивать еще по 4 стакана воды. Вся жидкость – выпитая и потребляемая с пищей и есть норма суточного потребления воды организмом.
Специалисты выделяют «три кита правильного завтрака»:
- Фрукты. Это источник витаминов, поддерживающих иммунитет, и клетчатки. Больше пользы и витаминов в недавно собранных фруктах. Такие есть даже зимой! Это цитрусовые, гранаты. В период приближающегося весеннего авитаминоза актуальны будут черешня, клубника, зелень.
- Зерновые продукты. В них есть витамины А и D, железо. Кроме того, в зерновых содержатся углеводы, которые дают энергию после ночного перерыва.
- Молочные продукты – молоко, йогурт, творог, сыр – незаменимый источник кальция, столь необходимого для детского организма.
Итак, фрукты, каша и что-то молочное – основа детского завтрака. Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда, горячего напитка. Разнообразие меню достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки. В детской энциклопедии здоровья «Расти здоровым» я узнала, какой должен быть среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников. В большом ассортименте они используются на завтрак. (Приложение 1)
Среднесуточный набор продуктов, необходимый для школьников
Продукты |
Возраст школьника |
|
7 – 10 лет |
11 – 13 лет |
|
Хлеб пшеничный |
150 гр |
200 гр |
Хлеб ржаной |
70 гр |
100 гр |
Крупы, бобовые, макаронные изделия |
45 гр |
50 гр |
Картофель |
200 гр |
250 гр |
Овощи разные |
275 гр |
300 гр |
Фрукты свежие |
150 – 300 гр |
150 – 300 гр |
Сахар |
60 гр |
65 гр |
Кондитерские изделия |
10 гр |
15 гр |
Масло сливочное |
25 гр |
30 гр |
Масло растительное |
10 гр |
15 гр |
Яйцо |
1 шт |
1 шт |
Творог |
40 гр |
45 гр |
Сметана |
10 гр |
10 гр |
Сыр |
10 гр |
10 гр |
Мясо, птица, колбасы |
140 гр |
170 гр |
Рыба |
40 гр |
50 гр |
Диетологи советуют:
- Колбаса, яйца, ветчина имеют в своем составе высокое содержание холестерина и жира. Эти вещества перевариваются медленно и вызывают сильный отток крови от мозга. Это приводит к замедлению мыслительных процессов.
- В результате приема сладостей по утрам мы не достигаем бодрого состояния, а наоборот активность организма снижается.
- «Жаворонкам» – людям, любящим вставать рано, нужно отказаться во время завтрака от кофе. А вот зеленый чай – то, что надо. И главное, не забыть плотно позавтракать.
- У «сов» – людей, любящих вставать поздно, всё совсем наоборот. Утром им просто не обойтись без чашечки кофе. Он помогает им взбодриться. У «совы» в ранний час аппетит еще спит, поэтому завтрак должен быть легким. Зато через час, два – самое время подкрепиться!
2.3. Польза завтрака
Польза утреннего приема пищи доказана британским доктором Хамидом Фарши из университета Ноттингема. Он оставлял без завтрака пышущих здоровьем женщин, совсем не имеющих жира. В итоге данного эксперимента у женщин возросло содержание сахара в крови и к тому же они поправились. Так как в течение дня потребляли больше жиров, потому что к обеду сильно проголодавшись съедали лишнего.
Обследование детей разного возраста, а также опрос их родителей, учеными из Центра по контролю и профилактике заболеваний штата Мэриленд обнаружено, что кариес чаще всего поражает тех, кто постоянно отказывается от завтраков. Так, если дети не получали по утрам хотя бы фруктов, вероятность развития кариеса возрастает у них как минимум в 2 раза.
Британские ученые выяснили, что люди, которые по утрам не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда организм ослаблен.
По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.
Завтрак необходим еще и потому, что вы начинаете свой день, впереди масса встреч, переговоров, различных дел. На пустой желудок вам вряд ли захочется работать, в силу отсутствия энергии.
Врачи из Берлинского университета недавно доказали, что домашний завтрак совершенно необходим детям. Школьники, получающие каждый день полноценный, сытный завтрак, лучше учатся и реже страдают от избыточного веса, чем те, что пренебрегают утренней трапезой.
Ведь первый урок – это в любом случае напряжение, стресс. А если этот стресс регулярно происходит на голодный желудок, то до пресловутого школьного гастрита, а то и язвы – рукой подать. Кроме того, после серьезной интеллектуальной нагрузки не успевший позавтракать ребенок испытывает такой дефицит энергии, что потом переедает во время обеда и ужина. Зато у тех, кто не отказывается от завтрака, не только в норме вес, но и лучше память, выше коэффициент интеллекта, они реже пропускают занятия.
Учёными установлено, что определенные продукты могут стимулировать умственную деятельность. Классическое средство для поддержания мозга – глюкоза. Поэтому в рационе много и напряженно занимающегося школьника должно быть что-то сладкое: чай с сахаром, сладкий творожок, небольшой кусочек шоколадки. Конечно, злоупотреблять сладким не стоит, но в период экзаменов необходимо небольшое послабление в диете.
Витамин В6 диетологи называют витамином памяти, он тоже очень актуален в школьном рационе – помогает концентрировать внимание, успокаивает нервную систему. Этого витамина много в пророщенных зернах, отрубях, бобовых. Содержится он также в дрожжах, орехах (фундуке, грецких орехах, миндале), в абрикосах, шиповнике, свекле, моркови, редьке.
Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.
2.4. Интересные факты о завтраке
- По статистике, те автомобилисты, кто не завтракает дома, становятся чаще участниками утренних дорожно-транспортных происшествий.
- Идеальные продукты для завтрака:
- Апельсиновый сок. Традиция пить каждое утро апельсиновый сок заложена во всех европейских странах и Америке. И совершенно не зря. Сок даёт хороший запас витамина С на весь день.
- Ржаной хлеб. Этот компонент завтрака содержит качественную смесь различных углеводов, клетчатки, витамина В и минеральных солей.
- Мюсли или хлопья. Съешьте мюсли с молоком на завтрак и вы не захотите есть до самого обеда, к тому же это блюдо даст необходимое количество энергии.
- Фрукты. Всем известно, какая от фруктов польза. Микроэлементы, витамины, кроме того, фрукты нормализуют работу кишечника.
- Йогурт. Это особое лакомство, польза которого давно уже приобрела всеобщую известность. Повышает устойчивость к стрессам и способствует укреплению иммунитета.
- Папа Римский чаще всего ест на завтрак… пиццу! Он даже благословил изготовителей пиццы, и это не удивительно – потому что он не признает никакой другой еды, кроме пиццы: ест её на завтрак, на обед и на ужин.
- Наш премьер-министр, В.В. Путин каждое утро начинает с каши, причем она всё время бывает разная: овсяная, рисовая, гречневая, манная.
- Чем обильнее завтрак, тем меньше человек съедает в течение дня. Утром лучше отдать предпочтение белковой пище. Тогда днём вы долго не почувствуете голода.
2.6. Режим питания школьника
Нам стало интересно, а когда и как завтракают наши сверстники и другие ученики начальных классов?
Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.
Режим питания учеников начальной школы
- 7.00 – 8.00 Завтрак дома
- 10.00 – 11.00 Завтрак в школе
- 12.00 – 13.00 Обед дома или в школе
- 14.00 – 15.00 Полдник
- 19.00 – 19.30 Ужин дома
Исследование данного вопроса
Мы провели исследование питания детей школьного возраста. А как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? Ведь чем разнообразнее пища, тем лучше обеспечивается организм необходимыми веществами и тем выше степень усвоения пищи.
С вопросами мы обратились к заведующей столовой Гончаровой Галине Степановне:
- Какое меню в нашей школьной столовой?
- Сколько учеников завтракают в нашей школе? (старших классов)
- Ваши пожелания ученикам и их родителям.
- В нашей школе рацион горячих завтраков разнообразен. У нас имеется 10-тидневное меню для обучающихся 1-х классов, двухнедельное меню для обучающихся 2-11 классов, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. В нашей школе рацион завтраков разнообразен и удовлетворяет санитарным нормам, правилам и гигиеническим требованиям к организации питания детей. У нас имеется меню, по которому рассчитывается рацион ежедневного питания школьников. Но иногда нас подводят поставщики продуктов, не вовремя привозят нужные продукты, и приходится заменять меню.
- Из 362 обучающихся 5-11 классов завтракают 187 человек (52%).
- Полноценное и разнообразное питание школьникам необходимо. Завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие. Желаю, чтобы все учащиеся школы завтракали в нашей столовой и росли здоровыми! (Приложение 3)
Также мы провели анкетирование учащихся. Были опрошены 60 человек.
Мы выяснили, что:
- Хотят питаться правильно
ДА– 52 НЕТ – 1 НЕ ЗНАЮ – 6
- Завтракают дома
РЕГУЛЯРНО – 48 НЕТ – 2 ИНОГДА – 10
- Завтрак дома
НИЧЕГО – 4 ЧАЙ С БУТЕРБРОДОМ – 30 ГОРЯЧИЙ ЗАВТРАК – 16 ДРУГОЕ – 10
- Бывает совместный завтрак с семьей
ДА – 32 НЕТ – 2 ИНОГДА – 26
- Нравится ли завтрак в школе?
ДА – 30 НЕТ – 5 ИНОГДА – 25
- Считаете ли вы, что завтрак необходим?
ДА – 47 НЕТ – 8 ЗАТРУДНЯЮСЬ ОТВЕТИТЬ – 5
- Сколько раз в день ты ешь?
1-2 раза – 10 3 раза – 26 4 раза – 18 5 раз и более – 6
- Что ты любишь больше всего?
– мясные продукты – 30
– картошка – 28
– чай – 39
– макароны, блины – 37
– суп – 37
– бутерброды – 46
– салат – 34
– фрукты и овощи – 39
– каша – 21
– сладости – 32
По данным анкетирования, можно сделать выводы:
- Большинство опрошенных обучающихся (85%) хотят питаться правильно, 63% учащихся считают, что завтрак необходим.
- 80% учащихся начальной школы завтракают дома. Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
- Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам: спешат в школу, не желают завтракать.
- 55% учащихся имеют совместный семейный завтрак.
- У 44% опрошенных завтрак состоит из бутерброда и горячего напитка. И только 27% учащихся имеют полноценный горячий завтрак.
- Хотя в школе у нас бесплатное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд. Половине ребят, участвующих в анкетировании, не нравится школьный завтрак.
- Больше всего учащимся 2-4 классов нравятся бутерброды, их отметили 79%, а меньше всего каши – 32%.
- 43% учащихся едят 3 раза в день, хотя в нашем возрасте должно быть 4-5 приемов пищи.
- Из беседы с классным руководителем и школьным фельдшером я узнала, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.
Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.
Мы взяли интервью у нашего школьного фельдшера Кулаевой Галины Алексеевны:
Вот, что она ответила на наши вопросы:
1. Сколько учеников начальных классов имеют проблемы с желудочно-кишечным трактом и сколько выпускников?
– Если в начальных классах нашей школы это 8 человек, то к окончанию школы это 25-35 учеников. И с каждым выпуском ситуация только ухудшается.
2. Контролируете ли Вы качество, продуктов, условия приготовления и рацион горячих завтраков в нашей школе?
– Весь процесс приготовления блюд контролируем ОБЯЗАТЕЛЬНО.
3. Ваши пожелания ученикам и их родителям.
– Соблюдать режим питания, не только в начальных классах, но и на всех ступенях школьного процесса. А главное, кушать только полезные продукты, домашнюю пищу, желательно молочно – растительную и поменьше выпечки. Мясные, рыбные и другие богатые белками продукты должны поступать в питание в первой половине дня, так как они повышают обмен веществ. Не покупать и не употреблять в магазинах и киосках сильногазированные цветные напитки, жвачки и всевозможные сладости. Берегите здоровье смолоду! (Приложение 2)
Примерное меню школьных завтраков и обедов для всех государственных школ, утверждённое Роспотребнадзором
Понедельник
Завтрак: геркулесовая каша на молоке, сыр, масло сливочное, кофейный напиток на молоке, хлеб пшеничный или зерновой.
Обед: салат из морковки, куриная лапша, отварная курица, тушёные овощи, кисель, хлеб, зефир, фрукты.
Вторник
Завтрак: оладьи с яблоками, кисломолочный продукт, чай с лимоном.
Обед: салат из морской капусты, овощной суп, треска, тушённая в томате с овощами, рис, отвар шиповника, хлеб, фрукты.
Среда
Завтрак: сосиски, тушёная капуста, яйцо вкрутую, чай с сахаром, хлеб.
Обед: салат из свежих огурцов с растительным маслом, борщ, запеканка картофельная с мясом, компот, хлеб, фрукты.
Четверг
Завтрак: рыбные биточки, пюре картофельное, свежий огурец, кофейный напиток на молоке, хлеб.
Обед: винегрет, рассольник, бефстроганов, гречка, сок, хлеб, печенье, фрукты.
Пятница
Завтрак: творожный пудинг, варенье, чай с лимоном, хлеб.
Обед: салат с белокочанной капустой, фасолевый суп, печень в сметане, макароны, компот, хлеб, фрукты.
Суббота
Завтрак: гречка с молоком, творожный сырок, чай, хлеб.
Обед: салат из свеклы и яблок, щи вегетарианские со сметаной, рыбные котлеты, отварной картофель, отвар из шиповника, хлеб, фрукты.
Как устранить выявленные проблемы?
Мы считаем, что необходимо:
- Обратить внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
- Рекомендовать родителям и детям два завтрака. Познакомить родителей и учащихся с информационным буклетом.
- Медицинскому работнику школы провести беседу о важности завтрака.
- Провести для учащихся начальных классов беседу «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?».
- Рекомендовать школьным поварам и родителям познакомиться с книжкой – малышкой «Очень простые рецепты для вкусных детских завтраков».
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала нашего исследования. Согласитесь, мы ни разу не произнесли «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство обучающихся начальной школы понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.
Вторую гипотезу мы бы отнесли к культуре питания. Воспитывать культуру еды нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольнику вполне доступно представление о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема – выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!
Значит, не зря наши родители заставляли нас кушать по утрам. Мы поняли, что завтрак это – молодость, энергия, фигура, малый риск заболеваний, здоровые зубы, успеваемость! Теперь ни одно утро у нас не обходится без завтрака. Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть самому и не отдавать врагу!»
В результате нашего исследования мы пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то наше поколение будет более здоровым. Школьный завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение. Также мы решили довести результаты нашего обследования до всех учащихся начальной школы на классных часах и рассказать им о том, как надо правильно питаться, чтобы хорошо учиться, быть здоровыми и крепкими.
Мы затронули пока только одну проблему «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно это станет темой моего следующего исследования.
ЛИТЕРАТУРА
- Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
- Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.
- Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989.
- Каневская Л.Я. «Питание школьника», М: «Медицина», 1989.
- Могильный Н.П., Ковалёв В.М. Этюды о питании. Скатерть – самобранка – М.: Книга, 1991.
- Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
- Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.
- Журнал « Здорово, здорово» № 3, 2009г.
- Журнал « Как правильно питаться» М: Медицина,1986г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- ВИКИПЕДИЯ.
- rutube.ru/tracks/1770962.html
- www.kabanik.ru/page/interesting-facts-about…
- Кулинарные книги Гастрономов (http:// www.gastronom.ru/)
- www.vseblogi.com