Программа "По радуге дорожной безопасности"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах. Разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Целью программы является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности.

Программа решает следующие задачи:

  • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части;
  • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;
  • привитие умения пользоваться общественным транспортом;
  • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;
  • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;
  • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

         Общая характеристика курса

Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий.

Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так, как и дворы стали, объектами дорожного движения.

Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе.

Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения; подготовка и проведение игр и праздников по ПДД; изготовление наглядных пособий для занятий по ПДД; просмотр видеоматериалов по ПДД; организация экскурсий на улицу.

Описание места курса

Сроки реализации программы: 4 года (1–4 класс).

Программа внеурочной деятельности «По радуге дорожной безопасности» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю. Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров курса

Программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностях;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Предметными результатами является сформированность следующих знаний и умений:

1 класс

Знать
– правила дородного движения
– сигналы светофора и жесты регулировщика
– правила пользования общественным транспортом
– знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
– наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
– правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– местапредназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
– о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
– пользоваться правилами дорожного движения
– переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
– правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
– переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
– выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
– передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

2 класс

Знать
– правила дородного движения
– сигналы светофора и жесты регулировщика
– правила пользования общественным транспортом
– знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
– наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
– правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
– о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
– пользоваться правилами дорожного движения
– переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
– правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
– переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
– выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
– передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

3 класс

Знать
– правила дородного движения
– сигналы светофора и жесты регулировщика
– правила пользования общественным транспортом
– знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
– наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
– правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
– о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
– пользоваться правилами дорожного движения
– переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
– правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
– переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
– выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
– передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

4 класс

Знать
– правила дородного движения
– сигналы светофора и жесты регулировщика
– правила пользования общественным транспортом
– знать наиболее значимые дорожные знаки, разметки проезжей части
– наиболее безопасные места для движения пешехода и перехода проезжей части
– правила передвижения пешехода при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– места, предназначенные для игр и катания на велосипеде и роликовых коньках
– о последствиях неконтролируемого поведения на проезжей части и нарушениях правил дорожного движения
Уметь
– пользоваться правилами дорожного движения
– переходить проезжую часть, пользуясь сигналами светофора или регулировщика движения
– правильно пользоваться общественным транспортом: входить в транспорт, выходить, переходить проезжую часть вблизи транспорта
– переходить проезжую часть, пользуясь дорожной разметкой
– выбирать наиболее безопасные места для перехода проезжей части
– передвигаться по улице при отсутствии пешеходных дорожек и тротуаров
– уметь предвидеть результаты неконтролируемого поведения и нарушения правил дорожного движения на улице

Содержание курса

1 класс

Ориентировка в окружающем мире – 10 час.
Формы предметов окружающего мира. Цвет предметов. Близко – далеко, быстро – медленно. Форма и цвет знаков ДД. Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Безопасная дорога в школу. Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход. Участники дорожного движения: особенности поведения. Дорога за городом.
Ты – пешеход – 12 час.
Мы идем по улице. Какие бывают дороги? Нас увидят в сумерках. Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний.  Дорожные знаки: предписывающие, особых предписаний.
Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Безопасность пешеходов. Обязанности пешеходов. Светофор: пешеходный, транспортный. Особенности сигналов светофора. Викторина «В гостях у Светофора». Что такое перекресток? Какие бывают перекрёстки? Викторина «Веселый перекресток». Сигналы машин.
Ты – пассажир – 8 час.
Правила поведения в транспортном средстве. Мы едем на дачу.
Опасные ситуации. Несчастный случай. Операция «Айболит». Практическое занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры по ПДД) Конкурс «Нарисуй дорожный знак!»
Ты – велосипедист – 3 час.
История велосипеда. Его общее устройство. Когда и где можно кататься? Практическое занятие (Мы едем-едем-едем…). Итоговое занятие. Диагностика по ПДД «Правила эти пусть знают все дети!»

2 класс

Ориентировка в окружающем мире – 17 час.
Основные правила учащихся поведения на улице и дороге.
Мы здесь живем. Безопасная дорога в школу. Практическое
 занятие (экскурсия по посёлку) Населённый пункт. Мой посёлок. Дорога за городом. Части дороги.  Состояние дороги. Остановочный путь и скорость движения. Опасная дорога (движение по мокрой и скользкой дороге). О транспорте (личный, общественный; маршрутное ТС) Пешеходные переходы и их обозначения. Перекресток. Виды перекрёстков. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Светофор. Сигналы светофора. Светофорное регулирование. Дорожные знаки. Дорожная разметка. Дорога глазами водителей. Где можно играть? Причины ДТП. Операция «Айболит» Операция «Айболит– практическое занятие
Ты – пешеход – 6 часов
Знаки дорожного движения (группы дорожных знаков и их значение)
Знаки дорожного движения (предупреждающие, запрещающие – цвет и форма). Дорожные знаки в микрорайоне школы. Практическое
 занятие (настольные игры). Практическое занятие (подвижные игры
по ПДД). Будем уважать людей!
Мы – пассажиры – 5 часов
Поездка за город. Загородная трасса – движение автотранспорта.
Загородная трасса – правила передвижения пешеходов. Ремни безопасности. Железнодорожные переезды и их виды. Правила перехода
через железнодорожные переезды. Несчастные случаи. Операция «Айболит»
Ты – велосипедист – 6 час.
Общее устройство велосипеда. Типичные неисправности и их устранение.
Практическое занятие –фигурное вождение велосипеда: круг, змейка,
узкая дорожка. Практическое занятие –фигурное вождение велосипеда: проезд под перекладиной, перенос предмета.
3 класс
Ориентирование   в окружающем мире – 17 часов
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств.
Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный путь. Тормозной путь. Особенности движения автотранспорта в разное время суток. Пешеходные переходы. Дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Сигналы транспортного средства: начало движения, изменение направления движения. Дорожные ситуации. Поездка на автомобиле и в автобусе. Поездка в трамвае и других транспортных средствах. Где можно и где нельзя играть. Внимание! Железнодорожный переезд. Движение в трудных условиях. Мы ориентируемся на местности. Мы ориентируемся на местности. Причины ДТП.
Ты – пешеход – 7 часов
Практическое занятие: маршрут «дом-дорога-дом» –  безопасная дорога. Элементы дороги: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса.
Перекрёсток. Виды перекрёстков. Светофор. Регулировщик. Сигналы светофора и регулировщика. Где можно переходить дорогу. Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика. Правила движения пешеходов в тёмное время суток.
Мы – пассажиры – 4 часа
Поведение учащихся в общественном транспорте. Поездка за город.
Правила перехода загородных дорог. Правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из транспортного средства.
Случай на дороге. «Айболит» спешит на помощь.
Ты – велосипедист – 6 часов
Правила безопасной езды на велосипеде. Фигурное вождение велосипеда:
скачок, яма с песком, поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под
перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: перенос
предмета, слалом, восьмёрка. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД» 
4 класс
Ориентирование   в окружающем мире – 6 часов
Правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Пешеходная и велосипедная дорожки. Скорость движения и торможение автомобиля. Особенности тормозного транспортного средства при разных дорожных условиях. История создания разных транспортных средств. Разнообразие транспортных средств. Транспорт будущего. Движущийся транспорт – угроза безопасности человека. Причины ДТП с детьми.
Ты – пешеход – 14 часов
 Дорога. Автомагистраль. Главная дорога. Знаки главной дороги. Дорожное движение в различных ситуациях. Взаимодействие участников дорожного движения. Движение пеших колонн. Правила поведения при движении колонной. Дорожные
знаки: предупреждающие, запрещающие, особых
предписаний, информационные, сервиса. Светофор.
Виды светофоров. Светофор на железнодорожных
переездах; светофор для пешеходов и транспортных средств; с дополнительными стрелками. Нерегулируемые участки дороги: перекрёсток.
Правила движения на нерегулируемых перекрёстках.
 Дорожные опасности. Населённый пункт. Правила поведения в населённых пунктах. Правила поведения на дорогах при различных погодных условиях. Сигналы водителей, светофора и регулировщика. Рядом с железной дорогой. Движение учащихся группами и колоннами.
Ты – пассажир – 6 часов
Перевозка людей. Правила перевозки в различных транспортных средствах. Где можно переходить дорогу. Поведение участников и очевидцев дорожно-транспортных происшествий. Возможность
оказания первой доврачебной помощи. Вызов «Скорой помощи» Практическое занятие: основы доврачебной помощи при ранениях и кровотечениях.
Практическое занятие: основы доврачебной помощи
при травмах.
Ты – велосипедист – 8 часов
Экипировка велосипедиста. Места для движения велосипедов. ПДД для велосипедистов. Фигурное вождение велосипеда: скачок, яма с песком,
поворот. Фигурное вождение велосипеда: проезд под
перекладиной, круг, узкая дорожка. Фигурное вождение велосипеда: слалом, восьмёрка, перенос предмета. Конкурс по фигурному вождению велосипеда. Итоговое занятие. Игра «Знатоки ПДД»

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

Технические средства

  • Компьютер;
  • Мультимедийный проектор;
  • Экран или интерактивная доска;
  • Устройства вывода звуковой информации — колонки;
  • Оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет.

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности (Приложение 1)

Список литературы.

  1. Бесова, М.А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины [Текст] / М.А. Бесова – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.– 390 с.
  2. Былеева, Л. В. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Былеева,  В.Г. Яковлев – М.: ФиС, 2006 г. – 268 с.
  3. Жуков, М. Н. Безопасное поведение на улицах и дорогах [Текст]: учеб. пособие / М.Н. Жуков – М.:  Academia, 2000. – 157 с.
  4. Кенеман, А. В. Дорожная безопасность [Текст] /А.В. Кеменан – М.: Просвещение, 1998. – 239 с.
  5. Князева Р.А. 100 задач по ПДД [Текст] /Р.А. Князева – М.:Просвещение, 2011. – 233 с.
  6. Коджаспиров, Ю.Г. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма [Текст]: учеб. пособие для учителей / Ю.Г. Коджаспиров – М.: Просвещение, 2003.– 135 с.
  7. Кондакова О.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. [Текст] / О.Н Кондакова – М.: Детская литература, 1999. – 102 с