Округление натуральных чисел. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 11-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2011.

Цель  урока: сформировать у учащихся способности к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Задачи:

  • Обучающие: расширить понятийную базу по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов (округление натуральных чисел, алгоритм округления натуральных чисел);
  • Развивающие: создать условия для развития речи учащихся,  умения анализировать, выделять главное в познавательном объекте (определении алгоритма), развития навыков самооценки и рефлексии и умения работать с литературой;
  • Воспитательные: создать условия для воспитания умения высказывать своё мнение, умения участвовать в диалоге, воспитания активности, усидчивости, заинтересованности  в процессе учения.

Тип урока:  урок открытия новых знаний и  способов действий.

Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся:  фронтальная, парная, самостоятельная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентации.

Структура и ход  урока


п/п

Название этапа урока

Цель и задачи этапа урока

Применение ЦОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

1

Оргмомент

Приветствие, постановка целей и задач

 

Знакомит учащихся с целями и задачами урока в форме беседы.
Проверяет готовность учащихся к уроку, наличие необходимых средств обучения, в том числе сигнальных карточек «да», «нет»

Внимательно слушают учителя

1 мин

2

Анализ контрольной работы

Организовать деятельность учащихся, направленную на анализ их контрольных работ и осмысление допущенных ошибок в решении текстовой задачи

Кирюшкина О.,Костюкова А. Флеш-технологии для динамической наглядности
Ресурс №1. Выбрать «Задачи на движение в одинаковом направлении. Движение вдогонку»



Организует фрон­тальную работу учащихся с модулем. Фиксирует результаты.

Анализируя модель (задачу),
ставят виртуальные эксперименты, вступают в диалог с компьютером, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания. В процессе решения задачи выстраивают логическую цепь рассуждений, решение задачи  записывают в тетрадь

7 мин

3

Мотивация учебной деятельности

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайды №3 презентации (Ресурс №2)

Слайды №4 (Ресурс №2)


Слайды №5 (Ресурс №2)

Задаёт вопросы (после прочтения учащимися 3 текстов слайда №3):
– Какие слова в тексте вам показались новыми? (примерно, приближённо, около).
– Что интересного в записанных числах? (слайд №4) (все числа «круглые»)
–  Что значит «круглое число»? (число, оканчивающееся нулем или нулями)
– Когда,  по – вашему,  происходит замена точного значения величины близким к нему  круглым числом? (когда полная точность не нужна или невозможна)
– Как вы считаете, какая тема сегодняшнего урока? (Округление чисел).
– Каким образом числа округляются?
– Прочитайте текст на стр.42 учебника

Читают три высвеченных последовательно друг за другом текста, осмысливают, отвечают на вопросы учителя, сигнализируют своё мнение с помощью сигнальных карточек «да» (зелёного цвета), «нет» (красного цвета)

 

 

 

Читают и осмысливают текст, делают предположительные выводы (округление до какого-то разряда?)

5 мин

4

Актуализация знаний

Подготовить и мотивировать учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия


Слайд №2 (Ресурс №2)
 (осуществлятся переход по гиперссылке)

– Следовательно, нужно хорошо знать названия всех разрядов!
Задаёт вопросы:
– Какая цифра стоит в разряде сотен тысяч? В разряде сотен? и т.д.

Один ученик отвечает, остальные показывают своё согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек

3 мин

5

Изучение нового материала

 Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание детьми изучаемой темы

(переход по ссылке «домой» на слайд №6) (Ресурс №2)

 

(Слайд №7) (Ресурс №2)

(Слайд №8) (Ресурс №2)

– Округлите до разряда тысяч следующие числа (см. слайд ресурса единой коллекции ЦОР)
– Проанализируйте эти приближённые равенства и ответьте на вопросы:

  • в каких случаях цифра разряда тысяч не изменилась?
  • в каких случаях цифра разряда тысяч изменилась?

– Постарайтесь сформулировать правило или просто объяснить, как выполняется округление до заданного разряда.

 

 

Обращает внимание учащихся на алгоритм округления натурального числа до какого-либо разряда
(слайд №6)

 

На пяти примерах округления натуральных чисел до различных разрядов (слайды №7-8) продемонстрировать применение алгоритма округления натуральных чисел (предварительно получив ответы от учащихся)

Отвечают на поставленные вопросы, используют сигнальные карточки

 

 

 

 

Строят логическую цепь рассуждений и выдвигают гипотезы и их обоснование

 

 

Выделяют необходимую информацию, планируют свою деятельность, прогнозируют результат

Учатся применять полученный алгоритм округления натуральных чисел (алгоритм на стр.43 учебника), записывают результаты в тетрадь

10мин

6

Физ. минутка

Снятие напряжения, отдых

Слайд №9. (Ресурс №2)

Учитель назначает ученика для чтения стишка для физ. Минутки (слайд 9)

Выполняют упражнения, предлагаемые учеником

1мин

7

Первичное закрепление знаний

 

Установление правильности и осознанности изучения темы.
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новой теме

Слайд №10 (Ресурс №2)

 

 

 

1) Учитель организует первичное закрепление знаний (самостоятельная работа в 2 варианта)
2) Предлагает поменяться тетрадями и выполнить взаимопроверку
3) Предлагает каждой паре учащихся друг другу проговорить алгоритм округления каждого конкретного числа

1) Учащиеся выполняют задания в тетрадях (самостоятельно), пользуясь правилом округления чисел.
2) Меняются тетрадями, выполняют проверку работы соседа по парте, оценивают результат.
3) Объясняют друг другу,  как выполняли округление чисел

10
мин

8

Итоги урока, рефлексия

Подведение итогов урока

Слайд №11 (Ресурс№2)

Учитель задает  учащимся вопросы по основным понятиям темы:
1.В чём испытывали затруднения?
2.Оцените свое настроение, подчеркнув подходящее слово.

Ученики заполняют листочки «настроения», оценивая свое отношение к уроку, и сдают их учителю

2мин

9

Домашнее задание

Закрепление материала

 

Задает задание, комментируя  его по необходимости:
1)§8 (стр.42-43 учебника) (читать, повторить правила округления чисел, записать его в тетрадь для правил)
2) №132; №148;
3) найти интересные тексты, где есть «круглые числа»

Воспринимают информацию, фиксируют задание

1 мин

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3