Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием мультимедийной презентации «В поисках сокровищ» (автоматизация звука [Р] в словах и предложениях)

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели коррекционно-образовательные:

  • Упражнять в правильном произнесении звука [р] в словах и предложениях.
  • Упражнять в согласовании существительных со звуком [р] с числительными два, три, четыре, пять.
  • Продолжать учить понимать логико-грамматические конструкции, исправлять деформированное предложение, согласуя слова по смыслу с опорой на сюжетные картинки и без них.
  • Совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи предлогов.
  • Учить составлять цепной рассказ с опорой на наглядную схему.
  • Продолжать учить читать небольшие предложения.

Цели коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематический слух, упражнять в определении наличия и места звука [р] в словах.
  • Развивать артикуляционную и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие, внимания, память, логическое мышление, пространственную ориентировку.

Цели коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятиям, любознательность, желание узнавать новое.

Оборудование:

  • Настенное зеркало; карта “Острова в океане”, простой карандаш; ноутбук, мультимедийная презентация к занятию; болты и гайки из детского пластмассового конструктора; сундучок с конфетами

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед: Сегодня мы отправляемся на поиски сокровищ. Посмотри, у нас есть карта (показывает), которая укажет, где искать сокровища. А помогать в поисках будет звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, корабль. Ты догадался, что это за звук? Произнеси этот звук.

Ребенок: Р-р-р.

II. Сообщение темы занятия.

Слайд 2.

Логопед: - В морском путешествии нас ждут приключении и задания. Будь внимательным, красиво и четко произноси [р]. Тогда нас ждет успех.

III. Работа над темой.

Слайд 3.

1. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: - На чем мы отправимся в путь? (на корабле). Правильно, но нам его нужно построить. Берем длинные, гибкие доски для постройки (упражнение “Качели”). Проверяем доски на прочность (упражнение “Индюк”). Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение “Барабанщик”). Нужно не забыть поставить парус (упражнение “Парус”)

Слайд 4.

Я думаю, у тебя получился вот такой кораблик.

2. Изолированное произнесение звука [р] тихо-громко

Логопед: - Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну лодки: р-р-р (громкое произнесение).

3. Упражнение на выработку направленной воздушной струи.

Логопед: - Ветер наполнил парус (ребенок дует на кусочек материи на палочке). Мы поплыли.

Логопед: - Вот мы уже и плывем. Но где нам искать сокровища? Вспомнила, у меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать сокровища. Берем курс на первый остров! Возьми карандаш и проложи путь (нарисуй) линию от корабликак острову). Ребенок карандашом ведет линию к одному из островов – прокладывает курс.

4. Игра на развитие фонематического восприятия “Рассели животных”.

Слайд 5.

Логопед: - Первый остров оказался необитаемый, но у нас есть животные, которым негде жить. Давай поселим их здесь. Но на остров поселятся только те животные, в названиях которых есть звук [р].

Ребенок, начиная с первого животного на слайде, называет его, определяет, есть ли нужный звук, щелкает по нему мышкой. Если ответ верный, картинка “переходит” на остров, если заданного звука нет – картинка покачивается.

5. Игра на развитие внимания, памяти “Кого не стало?”

Логопед: - Звери благодарны тебе, приглашают играть в прятки.

Игра с тем же слайдом. По щелчку мышки картинка исчезает. При правильном ответе появляется вновь по второму щелчку.

6. Упражнение на развитие зрительного восприятия, пространственной ориентировки “Узнай, кто это”

Слайд 6.

Посмотри, кто вышел нас провожать. Назови.

Рисунок 1

Логопед: - Поплывем к следующему острову. Прокладывай путь (ребенок чертит линию до следующего острова).

7. Игра “Угости крокодила”(автоматизация [р] в словах при согласовании существительного с числительным)

Слайд 7.

Логопед: - На втором острове живет зубастый, голодный...(крокодил). Давай накормим его из наших запасов. У нас есть пирожки. Угощай крокодила и считай так: один пирожок, два пирожка, три пирожка, четыре пирожка, пять пирожков.

- А теперь накорми его грушами, персиками, ватрушками. Крокодил благодарит вас за угощение. Он сыт, доволен и поет песенки, предлагает петь вместе с ним:

ра-ра-ра – высокая гора
ро-ро-ро – новое ведро
ры-ры-ры – воздушные шары
ру-ру-ру – продолжаем мы игру
Ребенок повторяет чистоговорки.

- А теперь дальше в путь. Прокладывай курс (ребенок ведет линию к следующему острову)

8. Динамическая пауза “Теплоход”

От зеленого причала (Шаг вперед, руки опущены)
Оттолкнулся теплоход.
Раз, два – (Два шага назад)
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед - (Два шага вперед
Раз, два – (Руки вытянуты вперед и сомкнуты -
И поплыл по речке, (Это нос теплохода; движения по кругу
Набирая полный ход. мелкими шажками)

9. Автоматизация [р] во фразе на основе деформированного предложения.

Слайд 8.

Логопед: - Приплыли на следующий остров. Здесь живет Волшебник, чародей. Он знал, что мы приплывем на этот остров и написал для нас книгу. Но он такой рассеянный, наверняка что-то перепутал. Послушай, исправь, если нужно, а помогут тебе картинки на компьютере.

Слайд 9.

Дровами рубят топор. На радуге – небо.
Крышка накрыта ведром. Дорога едет по грузовику.
Горшок растет в розе. Забор красит Рому.

Ребенок исправляет, произносит предложение в правильном варианте и выбирает соответствующую картинку.

Рисунок 2

Логопед: - Волшебник по секрету сказал, что клад зарыт на последнем острове. Ты путь проложил по карте? (ребенок рисует линию к следующему острову). Давай подремонтируем корабль (логопед предлагает пластины, болты и гайки из игрушечного конструктора)

Логопед: - Уже недалеко, подплываем к следующему острову.

10. Автоматизация [р] при составлении цепного текста.

Слайд 10.

Логопед: - Пока мы плыли, нам пришло письмо из детского сада. Братья Юра и Рома (логопед показывает картинку с изображением мальчиков) рассказывают о своей рыбалке. Послушай их рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.

Рисунок 3

Рома и Юра братья.
Братья идут на пруд.
В пруду братья поймают рыбу и раков.
Крупных раков братья подарят Р.

Логопед: - Готов плыть к последнему острову, на котором спрятан клад? Тогда прокладывай путь (ребенок рисует линию к последнему острову.

11. Игра “Разложи правильно” (определение позиции [р] в слове)

Слайд 11.

Логопед: - На этом острове живут одни обезьяны. Они собирают кокосы и раскладывают их по корзинам. Кокосы не простые, а с картинками. Называй картинки, определяй, где [р] в слове: начале, середине или в конце и клади в нужную корзинку.

12. Чтение слова с буквой Р, печатание Буквы Р.

Логопед: - Вот мы и на последнем острове. Здесь клад. Чтобы его найти, прочитай зашифрованное слово (ребенку предъявляется лист с написанным словом ба...абан. Подумай, какой буквы здесь не хватает. Впиши ее и прочитай, что получилось. А наш помощник (компьютер) поможет тебе проверить, правильно ты выполнил задание.

Слайд 12.

- Клад за барабаном. А вот и сундук (на экране появляется сундучок, логопед вытаскивает настоящий сундучок с конфетами. Что нужно с ним сделать? (открыть)

Ребенок открывает сундук, а в нем конфеты.

IV. Итог занятия.

Рефлексия

Логопед: - Поравозвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. Тебе понравилось наше путешествие? Как думаешь, что получилось лучше всего, что вызвало трудности? Что написано на экране, прочитай. Ты молодец, у тебя все получилось, нашел клад с конфетами. Наверное, угостишь друзей и расскажешь им о своем приключении. Какой звук помогал тебе в поиске сокровищ? (р-р-р)

Используемая литература.

1.Баскакина И.В., Лынская М.И. Рычалочка. Логопедические игры. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010.

1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Издательство: Сфера, 2011.

2.Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина. М.: Просвещение, 1994.

3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С.- Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.

4. http//logoportal.ru/ikt-v-rabote-logopeda/.htm1