Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Книжный вояж» - путешествие в историю книг

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: формирование у детей любви к книге через комплексное воздействие и выполнение творческого задания – изготовление самодельной книги.

Задачи:

  • познакомить с процессом изготовления книг;
  • расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи связную речь по теме;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
  • учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией;
  • способствовать формированию интереса к книгам, произведениям художественной литературы;
  • развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;
  • развивать у детей эмоциональный интерес к деятельности и позитивные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • воспитывать бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Рукотворная книга “Веселая азбука”.
  • Фломастеры, ножницы, бумага, клей.
  • Мини-книжные выставки “Азбука”, “Любимая сказка”.

Ход занятия

- Ребята мы вас приглашаем в книжный вояж. Мы совершим путешествие в историю книг и попробуем создать книгу своими руками.

- Примерно, 5 тысяч лет тому назад, людьми, был придуман удивительный способ передачи мыслей и чувств на расстоянии и во времени.

Как вы думаете, что это за способ? (ответы детей) Это было письмо – слова, слоги, буквы.

- Буквы это величайшее изобретение. Появление букв изменило наш мир. Без них все вокруг было бы иначе устроено. А много вообще не было бы. Например, компьютеров точно не было бы и айфонов.

- В путешествие отправляются группами. (Маше и Соне предлагается выбрать кружочки желтый и красный). Вот у нас группа желтых – Сонина, и группа красных – Машина. Предлагаем вам выбрать в мешочке кружочки и посмотреть, кто с кем пойдет в путешествие.

Итак, присаживайтесь наше путешествие начинается.

В доме у писателя:

- Люди, какой профессии пишут книги? (ответы детей)

Первая остановка на нашем маршруте – это дом писателя и поэта.

  • Кто они и чем занимаются?
  • Что пишут писатели? Что пишут поэты? (ответы детей)

Давайте обозначим первый дом буквой “П” слайд № 2

В доме у художника:

- Наше путешествие продолжается, отправляемся дальше.

Рассмотрите, пожалуйста, книги на экране. слайд № 3

Игра “Узнай название книжки по гласным звукам” (4 книги)

“э – а” (Репка), “а – а – о” (Колобок), “э – э – о” (Теремок)

Как дети, которые не умеют читать могут догадаться, о чем эти книги? (ответы детей)

Кто рисует иллюстрации и картинки к книгам? (ответы детей)

Давайте обозначим второй дом буквой “Х” слайд № 4.

Иногда художники рисуют необычные буквы в начале сказки или рассказа. В старину их называли буквицами слайд № 5.

В древности, когда книги создавались вручную, художники превращали буквицы в сложную цветную композицию с множеством деталей. Многие буквицы составлялись на основе геометрических фигур и растительного орнамента слайд № 6.

Важную роль в древнерусском искусстве играли образы животных, как реальных, так и фантастических, выполненные в виде волков, собак, кошек, львов, медведей, птиц... слайд № 7.

Современные художники тоже украшают свои книги буквицами. Вот эти буквицы придумал художник Александр Лебедев. Как вы думаете, какую книгу могут украсить эти буквицы? (8ответы детей) слайд №

Мы с вами тоже делали рукотворные буквицы. Давайте вспомним, как это было. Тимур и Аня расскажут, как они делали свои буквы слайд № 9.

А теперь давайте немного отдохнем и поиграем в игру с мячом “Один – много”

одна книга –

одна обложка –

одна страница –

одна буквы –

один писатель –

одна иллюстрация –

один художник –

один поэт –

один рассказ –

одна сказка –

одно стихотворение –

одна строчка –

 

- Можно ли за один день написать книгу? Предлагаем вам всем стать художниками.

Работа по группам. Ребята садятся за столы и рисуют знаками разные истории.

Группа желтых: как мы будем писать нашу книгу? Книга-комикс из картинок или книга пиктограмма из знаков?

Группа красных: какие знаки помогают вам вспомнить упражнения для язычка?

- Где из отдельных страниц получается книга? Где печатают книги? (ответы детей)

- Приглашаем на виртуальную экскурсию в типографию. Давайте обозначим третий дом буквой “Т” слайд № 10.

Иоган Гутенберг человек, который в 15 веке придумал печатный станок. Книг стало больше. Читающих людей – тоже слайды 11-14. (рассматривание на сайдах различных станков в типографии)

- Так из чего же состоит книга: страницы, обложка, корешок.

Отгадывание загадок:

В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки. (строчки)

Черные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд –
Сейчас заговорят. (буквы)

- Приглашаем вас в нашу типографию, чтобы сделать обложки для своих книг. игра “Создание книг”

Ребята по группам. Ребята садятся за столы и создают книгу-гармошку и книгу – стопу.

 

Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай!
(Библиотека.)

- Как вы думаете, куда после типографии отправляются новые книги? (ответы детей) Давайте обозначим четвертый дом буквой “Б” слайд № 15.

В древности книги были очень тяжелые, толстые, потому что переписывались от руки. Посмотрите, как располагались книги в древних библиотеках. В современных библиотеках книги стоят тесными рядами слайд № 16.

- Как в библиотеке найти книгу на длинных полках? (ответы детей)

Надо книгу нам купить,
И в подарок подарить, -
Сумку мы с тобой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в... (магазин)

Еще один путь куда попадает книга из типографии – это магазин. Давайте обозначим пятый дом буквой “м” слайд № 17.

- Вот знакомые вам книжные магазины в нашем районе. Почему книжные магазины называют “Дом книги”? (ответы детей) слайд № 18

- Мы предлагаем одной группе отнести свою книгу в библиотеку, а другой свою книгу в магазин.

Работа по группам.

Библиотека: книги из музея Азбуки

  • Кто встречает детей в библиотеке?
  • Как называется первая книга, которая знакомит детей с буквами?

Игры со словами

Игра “Аналогии”

- Догадайся, какое слово будет следующим:

  • тетрадь – писать, книга – .... (читать)
  • типография – печатать , библиотека - .... (хранить, читать)
  • звук – слышать, буква – ..... (видеть)
  • холодильник – металл, книга – .... (бумага)
  • театр – зритель, библиотека – ..... (читатель)
  • художник – рисовать, писатель – ..... (писать)

Игра “Подбери слово”

Писать – письмо, пишу, писатель, записка, списать, переписывать, подпись

Читать – читатель, чтение, чтец, прочитать, перечитать, читальня, читальный зал.

Магазин: (любимые книги детей)

- В магазине продается много разных книг для детей и взрослых. Назовите свои любимые книги.

Предлагаем поиграть в игру “Придумай рекламу книге”. (Рассказать коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.)

- Расскажи о книге так, что бы твой друг захотел ее купить и прочитать.

Встреча групп путешественников на центральной площади.

Ребятам предлагается объяснить пословицы:

  • “Книгу читаешь, как на крыльях летаешь”
  • “Книга для ума, что теплый дождик для всходов”

(с последовательным появлением домиков) - Предлагаем с помощью домиков – подсказок рассказать о том, как появляется книга слайд № 19. (Детские рассказы “Что мы знаем о книгах”)

- В сентябре вы все пойдете в школу, а кому мы можем подарить ваши рукотворные книги? (ответы детей)

- А для вас тоже есть посылка из Дома книги с подарками!

Приложение 1

Приложение 2