Тип урока, педагогическая технология
- Урок обобщения и систематизации новых знаний и способов действий,
- Урок выстроен с позиций системно- деятельностного подхода.
Оборудование урока
- Презентация, компьютер, проектор, раздаточный материал - карточки, маркерная доска.
Контроль, самоконтроль на уроке
- само- и взаимоконтроль - с применением эталона
Цели (задачи) урока
-
образовательные: систематизировать
знания и умения о линейных функциях на практике;
учить определять взаимное расположение графиков
по виду линейных функций; учить определять
положение на координатной плоскости графиков
функций вида у = кх + в, у = кх в зависимости от
коэффициентов к и в.
- воспитательные : воспитывать ответственное и сознательное отношение к учёбе, самостоятельность, внимательность, активность.
- развивающие : умение логически мыслить, анализировать, делать выводы, строить продуктивное взаимодействие в группе.
Результаты урока
Предметные:
- систематизировать знания и умения о линейных функциях на практике; строить определять взаимное расположение графиков по виду линейных функций; уметь определять положение на координатной плоскости графиков функций вида у = кх + в, у = кх в зависимости от коэффициентов к и в.
Метапредметные
- Коммуникативные: слушать других, пытаться понимать точку зрения другого, быть готовым изменить свою.
- Регулятивные: оценивать уровень владения учебным действием.
- Познавательные: выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных; понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию.
- Личностные - формирование устойчивой мотивации к проблемно -поисковой деятельности, умения осуществлять самооценку на основе критерия успешной деятельности.
Ход урока
Учитель: Приветствует учащихся: просит учащихся показать своё настроение с помощью сигнальных карточек светофора и выражает надежду, что у многих оно изменится к концу урока. Интересуется есть ли вопросы по домашнему заданию.
Учащиеся: Демонстрируют готовность к уроку вставанием.
Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания, задают вопросы (если есть) по д\з.
Учитель: Что вы видите на слайде? (Слайд 1)
Учащиеся: Графики линейных функций
Учитель: Почему это линейные функции?
Учащиеся: Графики представляет собой прямую линию
Учитель: Всё ли вы знаете о линейных функциях? Сейчас проверим не обычным способом, кого вы видите на картинках?
Учащиеся: сыщиков
Учитель: Кто такой детектив? (Сыщик)
Занимается поиском и расследует дела
Учитель: Какими качествами он должен обладать?
Учащиеся: Зоркий глаз, умение слушать и слышать, быть внимательным
Учитель: Какому умению учит математика и оно является важным качеством в профессии сыщика?
Учащиеся: умение логически мыслить.
Учитель: Сегодня на уроке вы будите учиться логически мыслить. Давайте представим, что вы - сыщики, которые попали в мир функций и чисел. .Когда-то в 19 в. немецкий математик и писатель Курд Лассвиц придумал рассказ "На мыльном пузыре", где герои уменьшились и попали на мыльный пузырь, на котором были свои законы и порядки. Так и мы представим, что попали в мир функций и чисел. (Слайд 2)
СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ – И КАЖДАЯ ВАША ГРУППА – ДЕТЕКТИВНОЕ АГЕНСТВО – Ваши задания у каждого в конверте. Достаньте их. Найдите зачетную книжку сыщика (Приложение 7) – вы будите заполнять её после выполнения каждого задания, а после прохождения всех заданий вы поставите себе отметку, получите звание и определим лучшее детективное агентство.
Учитель: Итак, задание 1 - индивидуальное. Проверим, как хорошо вы знаете мир, в который попали. Возьмите лист с первым заданием (Приложение 1) и выполните задание, вставив пропущенные слова,
В конце выполнения задания обведите № вопроса, который вызвал у вас наибольшее затруднение.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 7 МИН. (Слайд 3)
Учащиеся: вставляют пропущенные слова.
Учитель: ПРОВЕРЯЕМ по слайду (Слайды 4,5), ОТЛОЖИЛИ РУЧКИ.
ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 6) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Учитель: Задание 2 - в группе (Приложение 2). ОПОЗНАНИЕ ПРЕСТУПНИКА (Слайд 7). ВОЗЬМИТЕ листы с заданием 2. В мире функций и чисел числа оказались беззащитны. Каждое число попало в область определения или значения какой-либо функции. И функции стали влиять на числа, изменяя их до неузнаваемости. Поступило сообщение, о нарушении закона. Вы прибыли на место преступления и увидели следующую картину: (Слайд 8). ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 6 МИН.
Учащиеся: работают в группах.
Учитель: Уважаемые сыщики – докажите, своё решение, что вы правы и верно опознали функцию, нарушившую закон. Проверим у доски. Вызывает представителя агентства пожеланию. Затем выводит правильное решение (Слайд 9).
ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 10) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Учитель: Задание 3 - в группе (Приложение 3). МЕСТО ВСТРЕЧИ. (Слайд 11).. Вы преследуете линейную функцию, нарушившую закон. ВОЗЬМИТЕ листы с заданием 3. ЗАПИШИТЕ, с какими нарушителями вы пересечетесь, а с какими нет? Найдите координаты встречи. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 7 МИН.
Учащиеся: работают в группах.
Учитель: Проверим у доски. Вызывает представителя агентства пожеланию. Затем выводит правильное решение (Слайды 12, 13). ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 14) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Физкультминутка. Учитель: Встанем. Выпрямимся. Начинаем нашу разминку.
- вы - Ось абсцисс. Потянулись.
- вы - Ось ординат. Потянулись.
- Прямая у=kx. k – положительное. Наклон вправо. Потянулись.
- k – отрицательное. Наклон влево. Потянулись.
Учащиеся: выполняют упражнения по заданию учителя.
Учитель: Задание 4 - в группе (Приложение 4). ФОТОРОБОТ. (Слайд 15). ВОЗЬМИТЕ листы с заданием 4. Вы видите графики - это фоторобот преступников, линии изображены различными цветами. Справа расположены подозреваемые функции, запишите рядом с формулой соответствующий цвет фоторобота. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 6 МИН.
Учащиеся: работают в группах.
Учитель: проверьте свои ответы по слайду. - самопроверка. (Слайд 16). ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 16) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Учитель: Задание 5 - в группе (Приложение 5). ДЕТЕКТОР ЛЖИ (Слайды 17,18). ИЗУЧИТЕ ГРАФИКИ. ИЗВЕСТНО, ЧТО 2 ФУНКЦИИ СТАЛИ ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ. 4 заявления свидетелей вы видите на слайде. И только один свидетель сказал правду. Найдите этого свидетеля. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 6 МИН.
Учащиеся: работают в группах.
Учитель: проверьте свои ответы по слайду. - самопроверка. (Слайды19, 20). ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 21) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Учитель: Задание 6 - в группе (Приложение 6). (Можно оставить на дом). ЗАДАНИЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛА. (Слайд 22). В мире функций и чисел, функции ведут себя хитрее чисел, чтобы “замести” следы, применили маскировку. Распутайте движение функции, построив её график. ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ - 6 МИН.
Учащиеся: работают в группах.
Учитель: Проверим на маркерной доске. Вызывает представителя агентства пожеланию начертить график функции. Затем выводит правильное решение (Слайд 23). ПОДСЧИТАЙТЕ СВОИ БАЛЛЫ по приведенным критериям. (Слайд 24) И ЗАПИШИТЕ ИХ В ЗАЧЕТНУЮ КНИЖКУ.
Учащиеся: заполняют зачетную книжку.
Учитель: Сложите свои баллы и поставьте отметку за урок. Впишите своё звание по итогам урока.
Возьмите сигнальные карточки и поднимите ту, которая соответствует вашим впечатлениям от урока. (Слайд 25). Сдайте свои материалы.
Запишите домашнее задание.
Спасибо за урок!