Интегрированный урок-викторина по истории и физике в 9-м классе по теме “Российские изобретения XIX века, изменившие повседневную жизнь москвичей”

Разделы: Физика, История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: закрепить и обобщить знания учащихся о развитии науки в России 19 в. и основных изменениях в жизни Москвы, связанных с внедрением изобретений учёных.

Предполагаемые результаты:

Предметные результаты:

  • раскрывать значение деятельности выдающихся учёных-физиков 19 в.;
  • характеризовать вклад представителей российской науки;
  • оценивать роль российской науки в изменении повседневной жизни Москвы.

Личностные результаты:

  • формирование уважительного отношения и гордости достижениям российской науки 19в. и истории Москвы.

Тип урока: урок закрепления материала.

Продолжительность урока: 45 минут.

Формы работы на уроке: командная игра-викторина, групповая работа.

Оборудование урока: компьютер, медиапроектор, мультимедийная презентация PowerPoint 2007.

Опережающее задание: изучить основные изобретения 19 века и их роль в жизни Москвы, используя презентацию 1 “ Российские изобретения 19 века…”

Этапы урока

Мотивация учебной деятельности

Учителя истории физики: Сегодня на у роке мы с помощью интересной, увлекательной игры попробуем представить жизнь Москвы 19 века, оценить роль изобретений в изменении облика города и повседневной жизни москвичей на протяжении 19-ого столетия.

У нас будет командная игра. Вы заранее распределились по командам, выбрали капитанов. Команды садятся за отдельные столы (команда – 5-7 человек). После того как звучит вопрос, для команды даётся время на размышление. Если команда не смогла ответить на вопрос, отвечает та команда, члены которой раньше подняли руки. После ответа на вопрос, правильный ответ будет на экране. Компьютер будет сам считать баллы.

Актуализация знаний

Учитель физики:19 век стал “весной ” российской науки. Открытия и изобретения отечественных учёных, имевшие мировое значение, нашли практическое применение и изменили повседневную жизнь людей.

Вопрос 1. Назовите изобретения 19 века. Выберите из них российские изобретения.

(правильный ответ: слайды 8-14)

Вопросы 2-3. Как современники называли 19 век?

(правильный ответ: век электричества, промышленного переворота; слайды 14, 16)

Развитие связи

Вопрос 4. Важнейшее российское изобретение в области связи - электрический телеграф. Кто автор этого изобретения?

(правильный ответ: Шиллинг; слайд 18)

Вопрос 5. Когда появился центральный телеграф в Москве?

(правильный ответ: в 1851 г., на Николаевском (Ленинградском) вокзале, сейчас на улице Тверской; слайд 20)

Общественный транспорт

Учитель истории: Важнейшие изменения в 19 в. произошли и в транспорте.

Вопрос 6. Когда появился в Москве общественный транспорт? Как он назывался?

(правильный ответ: 1847г, линейка; слайд 22)

Вопрос 7. Какой вид общественного транспорта появился после линейки?

Трамвай в депо слегка дремал,
Своего предка вспоминал-
Тот в город выезжал с конём.
Кто знает что-нибудь о нём?

(правильный ответ: конка; слайд 24)

Первая конка появилась в 1872 году, чтобы развозить гостей Политехнической выставки. Маршрут её проходил от Исторического музея до современного Белорусского вокзала. Проезд стоил 5 копеек внутри вагона и 3 копейки на крыше - империале.

Вопрос 8. Почему женщинам запрещалось ездить на империале?

(правильный ответ: считалось неприличным, когда женщина, приподнимает высоко платье, карабкаясь на империал; слайд 26)

Вопрос 9. Какие минусы были у конки?

(правильный ответ: двигалась очень медленно, часто сходила с рельсов, чтобы забраться на крутой подъём впрягалась дополнительная пара лошадей, сено, овёс стоили дорого; слайд 28)

Вопрос 10. Усовершенствовать этот вид транспорта решил наш русский учёный Ф.А. Пироцкий. Что создал изобретатель?

(правильный ответ: трамвай; слайд 30)

Вопрос 11. Говоря о преимуществах трамвая перед конкой , учёный подчёркивал, что ” Электрическая конка сильная, быстрая, надёжная. Ей не нужны (1), и она не оставляет (2) на мостовой. А главное электрика будет стоить дешевле, чем (3). (правильный ответ: лошади, навоз, сено; слайд 32)

Вопрос 12. Каково происхождение слова трамвай?

(правильный ответ: вагон для перевозки угля на шахтах; слайд 34)

Вопрос 13. Основные теоретические вопросы, связанные с деятельностью трамвая, разработали ещё в начале 30-х годов русские учёные Д.А.Лачинов, Б.С.Якоби. Какую важную деталь в конструкции трамвая создал Якоби?

Какие его изобретения вы ещё знаете?

(правильный ответ: электрический двигатель, буквопечатающий аппарат; гальванопластика; слайд 36)

Вопрос 14. Почему от изобретения и первых испытаний до массового выпуска трамваев – такой огромный срок?

(правильный ответ: оказывали сопротивление хозяева конки; слайд 38)

Вопрос 15. Почему обер-полицмейстер Москвы Трепов был против трамвая

(правильный ответ: трамвай ехал быстрее лошадей Трепова; слайд 40)

Вопрос 16. Откуда взялось выражение метр с кепкой? Как оно связано с трамваем? (правильный ответ: дети ниже метра ездили бесплатно; слайд 42)

Электрическая лампа

Вопрос 17.О каком важнейшем изобретении 19 века писал Валерий Брюсов:

Змей, сносивший с неба древле
Прометеев дар земле.
Что таишь ты, стыд ли, гнев ли
Ныне замкнутый в стене?

(правильный ответ: электрическая лампа; слайд 44)

Вопрос 18. До электрической лампы в Москве 19 века применяли конопляное масло, потом спирт. Почему такое освещение использовали недолго?

(правильный ответ: съедали, а выпивохи не могли пройти мимо каждого фонаря, отсюда родилось выражение “офонареть”; слайд 46)

Вопрос 19. В 1873г была изобретена дуговая электрическая лампа. Её называли в Европе “русским светом”. Изобрёл дуговую электрическую лампу наш русский учёный. Интересный факт его биографии. Он долго думал над тем, как располагать электроды в лампе относительно друг друга. Догадка пришла неожиданно в ресторане в Париже, когда на стол положили столовые приборы.

Назовите фамилию изобретателя. Как нужно было располагать электроды в лампе?

(правильный ответ П.Н. Яблочков; слайд 48)

Вопрос 20. Как называлась профессия, полностью исчезнувшая в 30-х годах 20 века с внедрением электрического освещения?

(правильный ответ: фонарщики; слайд 50)

Вопрос 21. В дни коронации какого императора была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя, если известно, что это произошло 15 мая 1883г.? В этот же день была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого, для чего было закуплено и установлено 3500 лампочек накаливания.

(правильный ответ: Александра 3; слайд 52)

Вопрос 22. Когда в Москве установили электрические фонари люди по-разному реагировали на это. Люди любовались фонарями, как к огнем с неба. Как вы думаете они выражали свою радость? Когда установили электрическое освещение в Европе, чем были недовольны английские леди и торговцы рыбой?

(правильный ответ: люди аплодировали; английские леди боялись, что электричество придает мертвенность лицам, торговцы рыбой считали, что такой свет отпугивает покупателей; слайд 54)

Вопрос 23. Для чего люди приносили с собой газеты туда, где устанавливались первые такие фонари?

(правильный ответ: чтобы сравнить расстояние, на котором можно было читать при керосиновом освещении и при электричестве; слайд 56)

Вопрос 24. Не менее важным было создание лампы накаливания. Один русский учёный начал заниматься этой проблемой, когда он разрабатывал проект летательного аппарата и задумался, как его освещать ночью. Назовите имя этого русского учёного.

(правильный ответ: А.Н. Лодыгин; слайд 58)

Вопрос 25. Нередко в различных источниках изобретателем ламп накаливания называют американского учёного, у которого больше всего открытий в истории человечества.

Как зовут учёного? Какой патент он получил?

(правильный ответ: Т. Эдисон, на усовершенствование лампы накаливания; слайд 60)

Вопрос 26. В Москве к концу 19 века стали применять электричество в доме. Стоило оно ещё очень дорого. Если человек не платил 2 месяца за электричество что он мог купить на эти деньги?

(правильный ответ: корову; слайд 63)

Учитель истории: Сегодня мы с вами повторили и обобщили ваши знания по истории по темам: “ Изобретения 19 века”, “Повседневная жизнь Москвы 19 века”, - и также по физике: “Электронагревательные приборы. Лампы накаливания”, “Электромагниты и их применение”.

На основании изученного материала мы убедились с вами в том, что 19 век был очень значимым и весомым в истории человечества. Огромное количество изобретений того времени изменили жизнь людей. Мы это увидели на примере Москвы. И можно гордиться тем, что значительную часть открытий сделали наши российские учёные, которые беззаветно любили свою Родину, всю жизнь работали на её благо.

Объявляются итоги игры.

Домашнее задание: Написать сочинение по теме ”Изобретения 19 века и повседневная жизнь людей”.

Использованные источники.

1. Андреевский Г. Москва на рубеже 19-20 веков.-М.: Дипак, 2011

2. Бравина М.А. Интегрированный урок: суть, возможность, методика// преподавание истории и обществознания в школе.-2007.-№10.- С.12-14

3. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники, 1870-1917.-М.: просвещение, 1988

4. Данилевский В.В. Русская техника.- Л.: Газетно-журнальное книжное изд-во, 1948

5. Надеждин Н.Я История науки и техники.-Ростов-на –Дону: Феникс, 2006

6. Ржонсницкий Б.М. Трамвай- русское изобретение. М: Изд-во МКХ РСФСР,1952

7. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока.-Ростов- на –Дону: Учитель, 2003

8. Харкевич Ю.А. История городского освещения Москвы.-М.: Музей “Огни Москвы”, 2007

9. Яроцкий А.В. П.Л. Шиллинг,1786-1837. -М.: Изд-во АН СССР, 1963