Планируемые результаты:
- Предметные: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
- Личностные УУД: развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;
- Познавательные УУД: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
- Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), др.учеников, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
- Регулятивные УУД: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.
Основные этапы урока (Время) | Содержание урока | Формирование УУД Деятельность ученика |
||||||||
1. Самоопределение к деятельности | В жизни по-разному можно жить – Можно в беде, а можно в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно так: На рассвете встать – И, помышляя о чуде, Рукой, обожженною, солнце достать И подарить его людям. - Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок |
Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки | ||||||||
2. Актуализация знаний | - Прочитайте высказывания. Подумайте, о
чём сегодня на уроке мы будем говорить. (Слайд 2) Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст Добро и зло - названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс |
Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ. | ||||||||
3. Постановка проблемы | - Как вы понимаете, что такое добро и что
такое зло? - Разделите слова в два столбика (Слайд 3)
- По какому признаку разделили слова? - В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое. |
Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся. | ||||||||
4. Проектирование и фиксация нового
знания. Работа с учебником. |
Работа с Толковым словарём. (Слайд 4, 5) С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”. С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”. - Прочитайте текст. - Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми. - Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова? Притча про волков. (Слайд 6) Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.” - Ребята, а какого волка вы кормите и чем? - Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте? – Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? (Слайд 7)
|
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге | ||||||||
5. Первичное закрепление. Работа в парах. | - Издавна люди стремились к добру и
ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере
притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах,
которые передаются из уст в уста. Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.
(Слайд 8) |
Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге | ||||||||
6. Рефлексия – самооценка, подведение итога | - Ребята, как вы думаете, можно ли
заставить человека быть добрым? - А можно ли стать добрым на время? - Я желаю, что бы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим. (Слайд 9) Клип “Дорогою добра” |
Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль |
Список литературы.
- Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
- Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
- Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
- Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М. Просвещение, 1990.
- Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
- http://www.stihi.ru/2008/07/15/546 стихотворение “Камешки”.
- Использованы ресурсы сети Интернет.