Добро и зло (Основы светской этики)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (19 МБ)


Планируемые результаты:

  • Предметные: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
  • Личностные УУД: развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развитие познавательных интересов, учебных мотивов; воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе;
  • Познавательные УУД: формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
  • Коммуникативные УУД: строить диалог, учитывать позицию собеседника (соседа по парте), др.учеников, сотрудничать со взрослыми и сверстниками; повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
  • Регулятивные УУД: принимать и учитывать выделенные учителем ориентиры, действия в новом учебном материале, в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль и самоконтроль, развитие внимания.
Основные этапы урока (Время) Содержание урока Формирование УУД
Деятельность ученика
1. Самоопределение к деятельности В жизни по-разному можно жить –  
Можно в беде, а можно в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой, обожженною, солнце достать
И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок

Личностные УУД мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
2. Актуализация знаний - Прочитайте высказывания. Подумайте, о чём сегодня на уроке мы будем говорить.

(Слайд 2)

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

Добро и зло - это две реки, которые так хорошо смешали свои воды, что невозможно их разделить. П. Буаст

Добро и зло - названия обозначающие наши склонности или наши антипатии. Т. Гоббс

Познавательные УУД: развитие мыслительных операций: сравнение, анализ.
3. Постановка проблемы - Как вы понимаете, что такое добро и что такое зло?

- Разделите слова в два столбика

(Слайд 3)

чуткость
трудолюбие
правдивость
равнодушие
лень
лживость

- По какому признаку разделили слова?

- В каждом человеке уживаются и хорошее, и плохое.

Коммуникативные УУД : строить диалог, выслушивать других уч-ся.
4. Проектирование и фиксация нового знания.

Работа с учебником.

Работа с Толковым словарём.

(Слайд 4, 5)

С.И.Ожегов: “Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду”.

С.И.Ожегов: “Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду”.

- Прочитайте текст.

- Найдите определение, что такое добро и что такое зло. Как вы поняли, какие поступки можно назвать по-настоящему добрыми.

- Вспомните изречение Буаста о добре и зле. Как вы понимаете его слова?

Притча про волков.

(Слайд 6)

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.”

- Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

(Слайд 7)

КАМЕШКИ

Учила меня бабушка:
Живем под одним небушком,
Швырнули в тебя камешком –
Ответь на него хлебушком.

Всегда стараясь следовать
Советам своей бабушки,
Порой, в ответ на хлебушек,
Вновь получал я камешки.

Но все же не озлобился,
Проникся этой мудростью:
В добре удача кроется,
А не в злобливой глупости.

Уже и сам я дедушка,
Не за горами краешек.
Учу я внука: “Хлебушек
Подай в ответ на камешек”.

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге
5. Первичное закрепление. Работа в парах. - Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло, и мы в этом убедились на примере притчи. Эту мысль они отразили  и в пословицах, которые передаются из уст в уста.

Объединитесь в группы, найдите продолжение пословицы, обсудите, в чем заключается смысл этих пословиц, затем всем расскажите ваше общее мнение.

Добрые дела Половина счастья
Доброе слово Нет доброго имени
Без добрых дел Доброту не унесут
Красоту уносят годы Красят человека

(Слайд 8)

Коммуникативные УУД: умение участвовать в диалоге
6. Рефлексия – самооценка, подведение итога - Ребята, как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?

- А можно ли стать добрым на время?

- Я желаю, что бы вы всегда несли по жизни только добро и счастье окружающим.

(Слайд 9) Клип “Дорогою добра”

Регулятивные УУД: осуществлять контроль и самоконтроль

Список литературы.

  1. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2011. – 63 с.
  2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.
  3. Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.
  4. Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М. Просвещение, 1990.
  5. Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.
  6. http://www.stihi.ru/2008/07/15/546 стихотворение “Камешки”.
  7. Использованы ресурсы сети Интернет.