Немного найдется в России небольших городов, которые могут гордиться первоклассными памятниками великим людям, причастными к российской и мировой истории. Таганрог – один из таких городов. Созданный гением Петра I, приглянувшийся Александру I и давший миру Антона Чехова, Таганрог не забыл своих великих основателей и покровителей, земляков, и искренне, по-народному, увековечил в прекрасных памятниках созданных известными русскими скульпторами, сохранив практически не тронутыми уголки города связанные с их жизнью или пребыванием. В этот уникальный город на юге России мы и приглашаем совершить увлекательную игру – путешествие.
Цели игры-экскурсии:
- Погрузить учащихся в историческое прошлое нашего края, нашей родины, через освоение интерактивного пространства.
- Способствовать развитию познавательного интереса и творческой деятельности учащихся через знакомство с важнейшими вехами Отечественной истории, нашедшими отражение в истории нашего края, в истории г.Таганрога.
- Продолжать формировать представление учащихся о том, что наш край, и г. Таганрог в частности, - это часть нашей Великой страны, история которого тесно связана с историей России.-
Задачи игры- экскурсии :
Приобщать учащихся к историческому и
культурному наследию нашего края, опираясь на
знания учащихся об особенностях исторического,
культурного развития нашей малой родины.
Методические комментарии к игре-экскурсии
Общие комментарии. Игра рассчитана на детей от 10до 17 лет. В зависимости от возраста материал адаптируется и корректируется. Игру можно проводить как отдельное мероприятие, так и как заключительный этап после изучения определенных тем по истории, литературе, краеведению. Количество учащихся, принимающих участие в игре, не ограничено. Все играющие разделяются на команды или небольшие группы . Перед выбором маршрута, каждая группа просматривает презентации , дающие представления о маршрутах. Эти презентациями группы могут пользоваться и во время игры, как навигатором. В начале пути каждая группа получают карту маршрута. Маршрут игры-экскурсии имеет 5-6 остановок. На каждой из остановок учащиеся получают пакет с заданиями. Задания имеют разный уровень и соответственно разную цену. Группа сама выбирает какое задание они выполняют прямо во время путешествия, а какое оставляют для выполнение творческой отчетной работы (III этап игры)
Используемые материалы. Главными материалами для игры являются памятные места города Таганрога (улицы, площади, памятники, монументальные постройки и т.д.) Для аннотирования памятников и событий используются подлинные тексты документов, цитаты из литературных произведений, связанных с историей города Таганрога, с историей России.
Организация игры-экскурсии. Игра проводиться в три этапа.
I этап – Информационный (подготовительный). Этот этап может проводиться до игры: в этом случае учащиеся получают необходимую информацию о Таганроге и его главных достопримечательностях до поездки или собирают информацию самостоятельно. Учащиеся могут получить информацию и во время следования до Таганрога в экскурсионном автобусе .
II этап - Игра экскурсия “Таганрогская старина” – проводится по разработанному плану (смотреть основное содержание игры – экскурсии “Таганрогская старина”, план-карту игры-экскурсии). Во время путешествия участники игры собирают материал для создания творческого отчет для подготовки защиты творческого проекта по теме игры- экскурсии.
III этап игры – Творческий . Данный этап проводится после путешествия , учащиеся либо дома, либо в школе готовят творческий отчет по тем заданиям, которые они получили во время игры –экскурсии. Лучше всего, если отчет будет проведен в форме творческого отчета или защиты творческого проекта по теме игры- экскурсии. Если такой вариант невозможен, учащиеся могут выполнить отчет в виде буклета, альбома, творческой работы, и т.д.
Возможно проведение игры в два этапа. Тогда второй и третий этапы совмещаются. Учащиеся сразу же после выполнения заданий на этапе получают за их выполненные специальные знаки в форме герба г. Таганрога разных цветов, имеющих разную значимость. В этом случае можно провести и командное и личное первенство учащихся.
Игра может и не иметь соревновательный характер. Тогда участники игры получает информацию по ходу продвижения по маршруту, и выполняют задания после получения ими информации. Игровой момент дополняет и активизирует деятельность учащихся. Роль экскурсовода выполняет – учитель - руководитель группы.
Рекомендации для учителя. Подготовиться к игре –экскурсии довольно просто.. Материал о памятных местах г. Таганрога можно легко найти в самой популярной литературе по истории города, нашего края, в интернете, а памятники и исторически значимые места города собранны “в группы” таким образом, что нахождение их очень близко друг от друга. Следуя плану игры –экскурсии путешествие по таганрогской старине можно совершить как пешее, так и на автобусе.
Рекомендованная литература.
1). “Таганрог”. Историко-краеведческий очерк . “Ростовское книжное издательство”, любое издание;
2).Энциклопедия Таганрога, Таганрог, “Антон” любое издание;
3). Г.Н. Невговзин, Л.И. Орлов, А.А. Цымбал “Памятники архитектуры, истории и культуры Таганрога на старых открытках и фотографиях” Таганрог, “Лукоморье”, 2004 г.
4). “Таганрог с любовью”( Проект С.Андреенко). Таганрог “Лукоморье”, 2010 г.
5). “Таганрог” фотоальбом М. “Планета”, любое издание.
I группа памятников
1. Памятник основателю города Петру I;
2. Свято-Никольский храм;
3. Территория прилегающая к Свято- Никольскому храму;
4. Александровские казармы.
№ | Задание | Дополнительные сведения | Зачетные материалы | Баллы |
1. | Найдите в Таганроге памятник, изображенный на 500 рублевой банкноте. Постарайтесь найти на купюре неточности. | Фото памятника , купюра с указанием неточностей или ошибок. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
2. | Найти в Таганроге Свято-Никольский собор, выяснить, какие три большие религиозные святыни хранятся в нем. | Фото храма, рассказ о трех святынях. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
3. | Попробуйте выяснить, очевидцем, каких событий, реальных и легендарных, был Никольский собор и его окрестности. | Привести версии реальных и легендарных событий, очевидцем которых был Никольский собор и его окрестности. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
3/А Вариант задания №3 |
Найдите в исторической части нашего города, сохранившиеся материальные памятники Крымской войны и назовите исторические места, связанные с этими событиями. | Фотоколлаж памятных мест и памятников | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
4. | Возле самого старого здания
Таганрога вы увидите и почувствуете под своими
ногами частицу древней итальянской земли ,
связанную с легендарным Везувием. Попробуйте догадаться, о чем идет речь, постарайтесь найти в Таганроге еще минимум два места, где сохранилась память о Везувие. Найдите интересный ракурс и сделайте снимки этих мест. |
Фотография с неожиданными ракурсами и с участием членов группы | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
II группа памятников
1. Домик Чехова
2. Улица Чеховская
3. Красная площадь, Ансамбль Торговых рядов, Памятник А. П. Чехову.
№ |
Задание | Дополнительные сведенья | Зачетные материалы | Баллы |
1 | Познакомившись с с сувенирной продукцией в магазине на территории - музея “Домик Чехова”, найдите один из самых запоминающихся сувениров о самом известном музее Таганрога и сделайте свой набросок, эскиз такого сувенира | Предоставление наброска или эскиз сувенира. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
2 | Соберите доказательства, подтверждающие, что часть улицы Чехова (от Домика Чехова до Красной площади) носит в нашем городе название “литературной части улицы Чехова” | Фотоотчет по поисковому заданию | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
|
3 | Найдите и сделайте снимок вашей группы возле тех мест на Красной площади и в Торговых ряд, которые связаны с А.П. Чеховым.. | 1. Фотография группы возле тех мест на Красной площади и в Торговых рядах, которые связаны с А.П. Чеховым. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
III группа памятников
1. Лавка Чеховых
2. Памятник Александру I, Банковская площадь
3. Таганрогская мужская гимназия, городская скульптура “Человек в Футляре”.
№ | Задание | Дополнительные сведенья | Зачетные материалы | Баллы |
1
1/А
1/Б |
Найдите дом рядом с которым
можно увидеть героев одного из чеховских
рассказов. Назовите рассказ А.А, Чехова, на сюжет которого создана городская скульптура. (Участники диалога : “тонкий” и “толстый”, очень удачно встретились возле одного из самых оживленных перекрестков в торговой части города). Предположите, кто еще из чеховских героев мог встретиться в данной части города. Попробуете перечислить “ колониальные товары”, которые могли продавать в лавках Таганрога. |
На фасаде этого дома можно найти и прочесть: “ Чай, сахар и другие колониальные товары” | 1. Фотография группы возле дома или
городской скульптуры ,рядом с этим домом.
Описание чеховских героев, которые могли
встретиться в данной части города. 2. Отчет по творческому заданию. |
Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов |
2
2/А
2/Б |
Постарайтесь найти в Таганроге
площадь, которую по праву можно назвать “
Мытной”. Приведите доказательства того ,что эту площадь так можно назвать. С именем какого исторического деятеля можно связать историю этой площади |
Мыто ср. стар. пошлина
за проезд в заставу, через мост, или за провоз
товара, припасов; акциз, сбор; вообще пошлина за
товар.(Словарь В. И. Даля)
Об этом историческом деятели после его смерти часто говорили: “ Всю жизнь провел в дороге и умер в Таганроге” |
1.Соберите информацию обо всех
достопримечательностях данной площади, сделайте
их фотографии 2. Назовите имя исторического деятеля, с именем которого можно связать историю данной площади, историю нашей страны и Таганрога в I четверти XIX века. А если Вы сможете найти и посетить один из самых молодых и необычных музеев нашего города, тесно связанный. как с историей площади, так и с историей нашего города, то Вы получите дополнительные баллы. Свое посещение музея подведите фотографиями, котрые Вы сделаете в музее |
Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов.
Дополнительные баллы: от 3- до 7 |
3 | Найдите здание самого известное учебного заведения Таганрога XIX века, из стен которого вышел не только писатель А.П. Чехов, но и художник К Савицкий, изобретатель миномета Л. Гобято ... и одного из представителей учебного процесса тех лет | Сделать памятный снимок возле найденного объекта . Назвать имя обнаруженного Вами представителя учебного процесса конца XIX века и предоставьте его фотографию. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
IV группа памятников и объектов
1. Городской парк
2. Библиотека им. А.П. Чехова, Таганрогский мемориальный театр им. А.П. Чехова
3. ЦВР (мастер-класс)
№ | Задание | Дополнительные сведенья | Зачетные материалы | Баллы |
Найти в городском парке на бывшей аллее “ Охов и вздохов” скамью примирения | Фото участников на скамье примирений | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
||
2 | Есть в Таганроге два культурных центра. которые можно считать значимой частью “ культурной Мекки Таганрога” Оба эти “очага нашей культуры” связаны с именем А.П. Чехова. Сфотографируйте в доказательство того, что вы нашли эти два центра нашей культуры, репертуарные афиши, которые вывешиваются возле них. | Один из центров носит имя нашего
великого земляка и обладает самым большим фондом
книг, подаренных ему А.П. Чеховым. Второй — старые таганрожцы называют “...наш маленьких Ласкала или Ласкало в миниатюре...” |
Фотографии афиш найденных в культурных центрах. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
3* Посещение объектов по желанию и договоренности |
Любимым местом занятий после уроков для большинства юных жителей Таганрога был и остается ЦВР. Чему только здесь не обучают ...... Если вы зайдете в этот чудесный дом и посетите специальный мастер- класс, то вы сможете своими руками сделать сувенир, который вы привезете домой, как память о нашем городе | Таганрогский ЦВР проводит мастер-классы по изготовлению сувениров по договоренности. | Фото членов группы в процессе обучения в мастер-классе. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
V группа памятников и объектов
1. Дворец императора Александра I
2.Старая каменная лестница
3 Нотно-музыкальный отдел библиотеки им. А. П. Чехова
4. Памятник Ф. Г. Раневской
5. Дворец Алфераки
6. Кафе “Красный мак” на ул. Петровской
№ | Задание | Дополнительные сведенья | Зачетные материалы | Баллы |
1 | Найдите самый загадочный в
Таганроге дом по приметам: одноэтажный особняк с
тринадцатью окнами по фасаду, находится в 2-3
кварталах от спуска к морю, по улице Греческой.. Как назывался этот дом долгое время, что располагалось здесь до Октябрьской революции? |
Групповое фото на фоне дома. Ответы на вопросы |
Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
|
2 | Прочтите отрывок из стихотворения
таганрогской поэтессы Н. Образцовой “ Каменная
лестница” Определите, с каким памятным местом Таганрога связаны эти стихи ? О каких важных событиях в истории нашей страны может рассказать этот единственный в нашем городе памятник ЮНЭСКО? |
Отрывок из стихотворения Н.
Образцовой “Каменная лестница” приложение №1 |
Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
|
3 | Уникальный дом, который был хорошо
известен двум самым значительным деятелям нашей
культуры XIX , сохранился в в нашем городе. Их имена
до сих пор тесно переплетены в названии того
учреждения, которое сейчас находится в этом доме.
Назовите имена этих деятелей культуры и полное название учреждения, помещенного в этом доме. |
Подсказку ищите в строках
стихотворения Н.Образцовой “Каменная лестница”
приложение №1 |
Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
|
4 | Таганрог запомнил ее юной девушкой,
влюбленной в таганрогский театр и парк. Россия
узнавала ее по одной известной фразе: “Муля, не
нервируй меня...” Подумайте и вспомните о ком идет речь. Найдите в Таганроге уголок, который связан с этой “Королевой эпизода”, и сделайте фотоотчет. |
Три памятных места входят в
памятный уголок, о кортом идет речь. Найти его можно на улице, расположенной выше центральной улицы Таганрога — улицы Петровской .Лучше всего двигаться по переулку Тургеневскому. |
Сделайте фотоотчет всех памятных мест указанного уголка. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
5 | Найдите в Таганроге “ Зимний дворец
в миниатюре” Почему его так часто называют не только жители города , но и архитекторы ? |
Представление информации о здании, о том , что находится в нем сейчас, и о тех, известных людях, которые его посещал. | Задание оцениваются от 2 до 5 баллов Зачетные материалы от 5 до10 баллов. |
|
Найти на ул Петровской три кафе, где можно отведать самые свежие, самые вкусные пирожные в нашем годе. | Самое известное из трех кафе
называется “ Красный мак”, два других находятся в старинном особняке рядом со старейшей в городе гостиницей “Бристоль” |
.Фото группы , знакомящейся с “сладким брендом” Таганрога |
V I группа памятников и объектов
1. Гостиница “Тимиринда”
2. Стела Д. Гарибальди
3. Яхт- клуб
4.Берег Азовского моря, набережная.
№ | Задание | Дополнительные сведенья | Зачетные материалы |
1 | Найдите самое средиземное море в
мире ив нашем городе. Назовите современное его
название. А самое древнее название моря вы
сможете прочесть на фасаде гостиницы ,уютно
расположившейся недалеко от моря в самом начале
набережной . Найдите гостиницу, которая носит древнее, самое звучное имя моря и сделайте снимок возле нее так, чтобы было видно ее . |
Фотоколлаж берега моря, гостиницы, группы на набережной, возле гостиницы. | |
2 | Найдите на территории, прилегающей к началу “Пушкинской набережной”- единственный в мире памятник итальянскому герою, которого называют “Освободителем Италии”. Прочтите на памятной стелле его имя и зафиксируйте его на фотографии, сделанной вами. | Фотография памятника и членов группы возле него. | |
3 | Найдите спортивный центр, который является “кузницей олимпийского резерва” по водным видам спорта нашей станы. На его базе ежегодно проводятся международные парусные регаты, где оттачивали свое мастерство многократные чемпионы мира на байдарках, каноэ, а также по подводному ориентированию и судомодельному спорту. | Это старинное здание выделяется своим необычны видом . Эту необычность придает ему башенка. Здание хорошо видно практически с любой точки набережной | Фото группы или наиболее спортивной части ее на фоне найденного здания. |
4 | Придумайте и предложите несколько релаксационных упражнений , которые можно использовать , гуляя по легендарной набережной. | Не забудьте, что по набережной любят гулять таганрожцы и гости города разных возрастов. | Фотографии группы выполняющей свои релаксационные упражнения , рассказ о них. |
4/1 | Творческое задание: Напишите синквейн “Наше впечатление об Азовском море” Дополните свой синквейн ,если есть желание, своими художественными зарисовками. |
Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) – это творческая работа, которая
имеет короткую форму стихотворения, состоящего
из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это
не простое стихотворение, а стихотворение,
написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Приложение №2 |