Педагогические задачи:
- Обеспечить условия для изучения событий, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
- Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
- Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
- Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
- Учащиеся должны: познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти; определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XVII века; рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления; называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.); показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства; объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Методы обучения:
- словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.
Образовательные ресурсы:
- компьютер; мультимедийный проектор и экран, карточки с заданиями; первоисточники.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята.
Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь, ребята. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Интеллектуальная разминка.
(слайд 1)
1. Что (или кто) лишнее ( -ий)?
Аввакум, Никон, Филарет, старообрядцы, церковная реформа, раскол в Русской православной церкви.
(слайд 2)
2. Обобщить - кто это?
Бояре, дворяне, крестьяне, городское население, духовенство, казачество (российские сословия)
(слайд 3)
3. Какое слово пропущено?
(слайд 4)
4. Сторонники старообрядчества в России (раскольники)
5. Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)
(слайд 5)
6.Высшее звание в церковной иерархии (патриарх)
7. В монархических государствах временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха (регентство)
(слайд 6)
8. Установите последовательность событий:
Церковный раскол; Смутное время; Опричнина; Воцарение на престол Михаила Романова.
III Изучение нового материала
(слайд 7)
Учитель: Посмотрите внимательно на слайд, что вы здесь видите? С именем какого российского правителя у вас ассоциируются все эти события? Итак, тема нашего урока...?
(слайд 8) Верно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока “Начало правления Петра I”.
(слайд 9) Посмотрите внимательно на слайд, это высказывания о Петре и его деятельности. Какой вывод можно сделать, познакомившись с этими высказываниями?
“Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно”. А.Н. Радищев
“Петербург основан на слезах и трупах”. Н.М. Карамзин
“Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского”. В.Г. Белинский
Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь? Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение... Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования...” С.М. Соловьев
Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.
(слайд 10) Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)
В конце 17 века в царских хоромах было неспокойно...
(слайд 11) Вы сейчас посмотрите небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках “Убери вопрос”.
1) Петр I родился в ? году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи ? .
2) Петр был ? ребенком в семье.
3) ? возвели на престол Петра.
4) ? выдвинули требование, чтобы первым царем был
Иван, а вторым - Петр.
5) Из-за малолетства братьев государством управляла ? .
6) Петр вместе с матерью уехал в село ? .
7) У царевича появился интерес к ? делу.
8) Из ровесников он создал ? полки, которые стали основой петровской ? .
Проверь себя (слайд 12)
Учитель: Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями Ивана и Петра.
25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.
(слайд 13) Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.
Работа с историческим документом:
Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.
Определите:
1) автора письма; 2) адресата письма; 3) о какой “третьей особе” говорится в письме.
...Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия ... а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось...Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов...
Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к “государю братцу”, которого он “яко отца почитать готов”, а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. “Третья особа”, упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.
Учитель: Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.Но наследство Петру досталось незавидное.
Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.
Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.
Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?
Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.
Итак, запишите:
1 задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря”
Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?
Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века?
Ученики: Стрельцы бунтовали, полки “нового строя” были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
2 задача - создание сильной армии и флота.
Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?
Ученики: Хозяйство, экономику страны.
3 задача - развитие экономики.
Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти самостоятельно, поработав с учебником и дополнительной справочной литературой.
1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы
1.Назовите даты Азовских походов?
2.С кем воевала Россия?
3.Какова цель этих походов?
4.Каков результат 1Азовского похода?
5. Каков результат 2 Азовского похода?
4.Какое значение имело начало строительства флота?
Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ. Мы все вместе начнём заполнение таблицы “Деятельность Петра I”, которую продолжим заполнять на последующих уроках.
Дата | Событие | Результат |
Работа с документами: Ученики, исследуя материал учебника и дополнительной литературы отвечают на предложенные вопросы и совместно составляют сообщения.
Физкультминутка (слайд 16)
Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода. слайд 17)
Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море
Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2. (слайд 18)
Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам: во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю; во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей; в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. (слайд 19) Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля) . С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны. (слайд 20)
Ученики записывают новые понятия и их определения.
Учитель: Как вы думаете, ребята, что подвигло царя на личное участие в строительстве флота?
Ученики: Трудолюбие, любовь к Родине, стремление сделать её могущественной державой.
Учитель: (слайд 21) Да, действительно, он был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I “Царь-плотник”, где он изображен с инструментами в руках
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин “Стансы”
Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало “Великое посольство”. Послушаем рассказ о нем. (слайд 22)
Ученики: “Великое посольство” выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли “Великое посольство” Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо “великим” за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую. Итоги “Великого посольства”: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.
Учитель: Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.
Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку? Найдите ответ в учебнике на странице 116.
Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.
Учитель: (слайд 23) Этому событию посвящена картина Сурикова “Утро стрелецкой казни” Что на ней изображено? Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр 1, вступив на престол?
Ученики: развитие экономики (“Великое посольство”); создание флота; завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море.
Краеведение: сообщение учащегося об участии донских казаков в Азовских походах. (слайд 24)
Весной 1696 года Петр1 снова двинулся к Азову. В составе войска Петра 1 было пять тысяч донских казаков под предводительством атамана Фрола Минаева. Еще до того как подошла армия Петра 1, донская казачья флотилия под командованием Леонтия Поздеева обнаружила в Азовском море два турецких корабля, атаковала их и отогнала от Азова. Прошло несколько дней, и в море появилась турецкая эскадра. Казаки вновь неожиданно и дерзко напали на нее. Им удалось захватить 10 кораблей, а остальным пришлось повернуть обратно. Для русской армии это было очень важно, потому что азовский гарнизон не получил подкреплений. Удачно действовали казаки и на суше. 17 июля отряд донских казаков в две тысячи человек прорвался на земляной вал турецких укреплений. Удар был настолько неожиданным, что турки отступили, и донцы их преследовали до самых крепостных стен. Потеря земляного вала поставила осажденных в безвыходное положение, и на следующий день турецкие войска сдались. Петр 1 устроил пышные торжества по случаю взятия Азова. В столице донского казачества в честь этой славной победы был произведен первый в истории России салют. После того, как Азов был отвоеван у турок, Российскому государству необходимо было прочно укрепиться на Азовском море. Для этого нужен был сильный флот, а для флота-база, удобная гавань, где могли бы стоять корабли, пополняться припасами, делать ремонт. 27 июля 1696 года Петр 1 вместе со своими соратниками отправился в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения порта. Место было найдено. 12 сентября 1698 года на высоком мысу, который издавна носил название Таган-Рог была заложена Троицкая крепость будущий Таганрог. (слайд 27) Памятник российскому императору Петру I Великому работы скульптора М. М. Антакольского установлен в Таганроге в 1903 году.
V. Закрепление изученного материала.
Проверим заполнение таблицы “Деятельность Петра I”, работа над которой будет продолжена на последующих уроках.
Ученики (поочередно) называют заполненные столбцы таблицы.
Дата | Событие | Результат |
1695г. 1695-1696гг. 1696г. 1697-1698гг. |
1-й Азовский поход. Начало строительства флота. 2-й Азовский поход. “Великое посольство”. |
Поражение русских. Рост боеспособности страны. Завоевание выхода в Азовское море. Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, наём иностранных специалистов. |
Игра “Лови ошибку!”
А теперь, ребята, я предлагаю вам немного “побыть учителями”
Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.
Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена”.
Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский... Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.
VI. Домашнее задание.
- Прочитайте параграф 13, выполните задание 4 на странице 116.
- Составить текст с ошибками или кроссворд ( по желанию)
VII Итоговая рефлексия
Карточка с заданием “Продолжить фразу”:
- Мне было интересно...
- Я сегодня понял, что...
- Мне было трудно...
- На следующем уроке я хочу ...
- Доволен ли ты своей работой?
- За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?