Урок биологии на тему "Позвоночные". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


УМК под редакцией Н.И. Сонина.

Базовый учебник:  А. А. Плешаков, Н.И. Сонин "Введение в биологию" 5 класс 2013 г.

Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.

Задачи:

  • изучить существенные признаки представителей царства животных;
  • характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;
  • раскрыть роль животных в природе и жизни человека.

Планируемые результаты. Формирование УУД:

Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.

Метапредметные.

  • Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в  соответствии с целью учебного задания;  умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
  • Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.

Предметные: умение выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.

Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Назначение лаборантов.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

А) Разбор вопросов (устно) параграфа «Беспозвоночные».
Б) Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради (письменно) – п.20
Форма работы – в парах.

3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.

– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.

Загадки.

1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!

2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла.

3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … .

4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … .

5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.

– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).

4. Учебно-познавательная деятельность

А) Работа учащихся с текстом учебника (п.21)
В) Заполнение таблицы «Позвоночные животные»
Форма работы – в группах.

Название группы позвоночных животных

Особенности строения

Представители

Позвоночные животные

Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей.

Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Рыбы

 

 

 

 

Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде.

 

 

 

 

Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы.

Птицы

 

 

 

 

Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные.

 

5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Сравнение с информацией учащихся (демонстрационно) на экране вносятся дополнения, корректировки учащихся.

6. Оценочно-рефлексивная деятельность

А) Выполнение интерактивного задания с использованием Смартдоски.
Б) Самоанализ и самооценка.

– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .

В) Составление «Синквейна»

Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных ..., …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.

7. Домашнее задание.

А) Подготовить вопросы п.21.
Б) Составить кроссворд о птицах (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.

Приложение 1

Приложение 2