УМК под редакцией Н.И. Сонина.
Базовый учебник: А. А. Плешаков, Н.И. Сонин "Введение в биологию" 5 класс 2013 г.
Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.
Задачи:
- изучить существенные признаки представителей царства животных;
- характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;
- раскрыть роль животных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты. Формирование УУД:
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные.
- Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
- Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Назначение лаборантов.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
А) Разбор вопросов (устно) параграфа «Беспозвоночные».
Б) Выполнение тестовых заданий в рабочей тетради (письменно) – п.20
Форма работы – в парах.
3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.
– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.
Загадки.
1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
2. Подрастала – хвост растила,
Подросла – светлее стала,
Хвост на «весла» поменяла.
3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … .
4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … .
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).
4. Учебно-познавательная деятельность
А) Работа учащихся с текстом учебника (п.21)
В) Заполнение таблицы «Позвоночные животные»
Форма работы – в группах.
Название группы позвоночных животных |
Особенности строения |
Представители |
Позвоночные животные |
Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей. |
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. |
Рыбы |
|
|
|
Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде. |
|
|
|
Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы. |
Птицы
|
|
|
|
Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные. |
|
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Сравнение с информацией учащихся (демонстрационно) на экране вносятся дополнения, корректировки учащихся.
6. Оценочно-рефлексивная деятельность
А) Выполнение интерактивного задания с использованием Смартдоски.
Б) Самоанализ и самооценка.
– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .
В) Составление «Синквейна»
Существительное «Позвоночные»
Два прилагательных ..., …
Три глагола …, …, … .
Фраза из 4-5 слов.
Ключевое слово.
7. Домашнее задание.
А) Подготовить вопросы п.21.
Б) Составить кроссворд о птицах (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.