Пояснительная записка
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в разных ситуациях, отличных от учебных.
На всех этапах жизни ребенка движение рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Традиционно в начальной школе геометрический материал используется как объект вычислений, измерений, построений, а не как предмет для специального анализа, моделирования. Широкое использование в различных областях науки, техники и производства метода моделирования значительно повышает роль пространственного мышления. Способность действовать на основе пространственных представлений становится одним из важнейших качеств, необходимых для успешного овладения различными видами профессиональной деятельности. Характер и содержание пространственных образов, условия их создания, преобразования в процессе деятельности существенно усложняются. Поэтому развитие пространственного мышления является предметом глубокого и всестороннего анализа. Знание графики и умение владеть ее приемами — показатель общей культуры человека. Графика — это международный язык, на котором говорят профессионалы всего мира: инженеры, ученые, архитекторы, строители, дизайнеры.
Данный курс предполагает обучить младших школьников приемам работы с чертежными инструментами, познакомить с правилами выполнения геометрических построений, построения геометрических фигур, геометрических тел и их разверток. А также курс предполагает научить практическому применению и использованию разверток геометрических тел в их практической жизни. И еще одно очень важное дополнение: умение что-нибудь сделать самому позволяет ребенку чувствовать себя увереннее, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем его мире взрослых. Вера в себя, уверенность в своих силах — необходимое условие для того, чтобы ребенок самоутвердился и был счастлив.
Содержание работ:
- работа с чертежными инструментами на чертежной бумаге;
- работа с цветной бумагой ( выполнение апликации);
- работа с развертками геометрических тел (построение разверток новогодних коробок для подарков, изготовление фигурок животных и роботов из геометрических тел);
- изучение написания чертежными шрифтами и использование его в оформлении плакатов, стенгазет, обложек книг.
Цели курса:
- обучение приемам работы с чертежными инструментами: линейкой, угольником, циркулем;
- закрепление знаний полученных на уроках математики, и применение их в практической деятельности;
- развитие пространственного воображения и конструкторской смекалки;
- формирование интереса к изучению точных наук на основе использования игровых моментов в ходе занятий;
- облегчение изучения курса черчения в средней школе.
В процессе обучения предполагается комплексное решение ряда задач:
- формировать пространственное мышление как важную составную часть интеллектуального развития;
- выявлять, обобщать, систематизировать и углублять уже имеющиеся пространственные представления;
- овладеть практическими умениями при измерении, построении плоских фигур с помощью чертежных измерительных инструментов и изготовлении геометрических тел в процессе конструктивной и преобразующей деятельности.
В ходе реализации данной программы должны быть сформированы следующие компетентности:
- коммуникативные,
- информационные,
Освоив содержание курса, учащиеся должны иметь представления о возможностях применения чертежных инструментов, методах построения геометрических фигур, тел и их разверток, их практическом использовании и о правилах безопасной работы.
Знать / понимать:
- правила безопасной работы с инструментами, приспособлениями;
- способы геометрических построений линий, углов, фигур, тел, разверток геометрических тел;
- способы использования разверток геометрических тел на практике;
- способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы.
уметь:
- изучать способы геометрических построений и методы использования приобретенных знаний;
- применять изученные технологии при изготовлении изделий;
- применять на практике правила безопасной работы с инструментами, оборудованием и приспособлениями, правила санитарии, гигиены и режима работы;
- оценивать возможности геометрических построений и их использования в практической деятельности;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения практических задач в повседневной жизни;
- самостоятельного анализа формы предмета;
- рационального использования способов геометрических построений;
- повышения эффективности своей практической деятельности;
Для реализации содержания обучения все теоретические положения дополняются и закрепляются выполнением практических работ. Навыки, полученные на занятиях, помогут учащимся в решении творческих задач, определять возможности использования геометрических форм в практической деятельности.
Для реализации содержания данной программы применяются следующие формы и методы обучения:
- словесные (лекции, беседы)
- практические (графические, практические и исследовательские работы);
- объяснительно-иллюстративные;
- индивидуальная и коллективная форма творческих работ;
- активные (проблемное изложение, эвристическая беседа)
- метод-проектов;
Формы работы с учащимися:
- индивидуальная и коллективная форма творческих работ;
- практические занятия,
- проведение выставки работ;
- защита проектов;
Выполнение практических заданий по всем темам способствует закреплению полученных знаний, навыков и умений для выполнения итоговой работы — творческого проекта по использованию геометрических построений и тел, и его презентации.
Программа развивающего обучения составлена по направлениям внеурочной деятельности, таких как, «научно познавательное» и «проектирование» и рассчитана на 2 года. Виды занятия (графические построения и моделирование форм) поставлены с учетом возрастных особенностей учащихся. Конечная цель программы ориентирована на плавный и постепенный переход учащихся в среднее звено школы и подготовку их к самостоятельной жизни и изучения черчения в средней школе. Знания учащихся по завершению курса проверяются выполнением творческого задания и его презентации.
Учебно-тематический план
№ | Название раздела, темы |
Количество часов всего |
Теория |
Практика |
|
3 класс (34 часа) |
|
|
|
1. |
Введение. |
1 |
1 |
|
2. |
Работа с чертежными инструментами. |
4 |
1 |
3 |
3. |
Геометрические построения. |
10 |
2 |
8 |
4. |
Композиция определяющие понятия, свойства. |
5 |
1 |
4 |
5. |
Моделирование форм и предметов |
9 |
2 |
7 |
6. |
Творческий проект. Презентация проекта. |
5 |
1 |
4 |
Всего |
34 |
8 |
26 |
№ |
Название раздела, темы |
Количество часов всего |
Теория |
Практика |
|
4 класс (34 часа) |
|
|
|
1. |
Построение геометрических тел. |
10 |
3 |
7 |
2. |
Построение разверток геометрических тел. |
10 |
1 |
9 |
3. |
Моделирование на основе геометрических тел. |
3 |
1 |
2 |
4. |
Сфера дизайн — графики |
5 |
1 |
4 |
5 |
Творческий проект. Презентация проекта |
6 |
1 |
5 |
Всего |
34 |
7 |
27 |
Содержание программы
3 класс (34 часов)
Тема 1. Введение (1 часа).
История возникновения и развития науки об изображении предметов на плоскости. Люди разных профессий о чертеже. Материалы, инструменты, приспособления.
Тема 2. Работа с чертежными инструментами (4 часов).
Карандаши, линейки, угольники. Типы линий. Способы построения линий различной толщины и назначения. Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. Приемы построения параллельных линий с использованием угольника и линейки. Окружности разной толщины линий. Концентрические, лежащие на одной оси окружности. Построение различных углов с использованием угольников. Правила безопасной работы с инструментами. Режим работы.
Практическая работа:Как правильно заточить карандаш. Вычерчивание линий разной толщины. Приемы вычерчивания горизонтальных, вертикальных, наклонных линий с использованием угольника и линейки. Построение окружностей разной толщины, из одного центра, лежащих на одной оси. Приемы построения углов с использованием разных угольников
Тема 3. Геометрические построения (10 часов).
Практическая работа:Сопряжение прямого, острого, тупого углов. Построение квадрата, прямоугольника, треугольника. Деление окружности на 4,8,16 частей. Построение цветных витражей на основе деления окружности на 4, 8, 16 частей. Деление окружности на 3,6,12 частей. Построение узора для росписи тарелки с использованием деления окружности на 3, 6, 12 частей. Деление окружности на 5,7 частей.
Тема 4. Композиция определяющие понятия, свойства (5часов).
Баланс или гармония, выразительность. Симметрия. Модуль и пропорции. Повтор и ритм.
Практическая работа:Разработка линейного орнамента. Орнамента в круге. Разработка рисунка для лоскутного коврика, салфетки.
Тема 5. Моделирование форм и предметов (9 часов).
Процесс моделирования на основе прямоугольника, треугольника, многоугольников, окружности, овала.
Практическая работа:Разработка композиции «Сказочный мир» с использованием цветных квадратов, прямоугольников, треугольников, окружностей, овалов и многоугольников.
Тема 6. Творческий проект. Презентация проекта (5часов)
Что такое творческий проект? Как его выполнять? Для кого его выполнять? Что такое
презентация проекта. И что необходимо иметь для выполнения проекта.Практическая работа:Разработка проектного изделия. Разработка несложного коллективного проекта.
Темы проектов:
1) Разработка рисунка с применением деления окружности на равные части: плоская тарелочка, круглая салфетка.
2) Апликация: коврик, шкатулка, сказочные герои.
4 класс (34 часов)
Тема 1. Построение геометрических тел (10 часов).
Технический рисунок. Построение куба, призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.
Практическая работа:построение геометрических тел, выполнение технического рисунка геометрического тела. Технический рисунок группы геометрических тел.
Тема 2. Построение разверток геометрических тел (10 часов)
Построение развертки куба, призмы, цилиндра, конуса, пирамиды.
Практическая работа:изготовление геометрических тел из картона и бумаги.
Тема 3.Моделирование на основе геометрических тел (3 часа)
Процесс моделирования.
Практическая работа: изготовление из цветного картона и бумаги поделок.
(робот, фигурки животных, композиции, сувениры).
Тема 4. Сфера дизайн — графики (5 часов)
Шрифты. Плакаты. Цвет и композиция. Приемы оформления плакатов.
Практическая работа:Разработка плаката, стенгазеты, открытки с использованием плакатных шрифтов.
Тема 5. Творческий проект. Презентация проекта (6 часов)
Выбор темы проекта. Краткая формулировка задачи. Планирование работы. Пояснительная записка. Изготовление проектного изделия.
Практическая работа:Выбор темы проекта и формулировка задачи. Составление плана работы. Изготовление проектного изделия. Пояснительная записка. Презентация проектного изделия.
Темы проектов:
1) Апликация: буратино, сувенир, мышка, котенок, удивительный аквариум.
2) Комбинации геометрических тел: подарочная коробка, робот, сказочный город.
Литература:
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др./ под ред. В.А.Горского. Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения).2. Журнал Школа и производство, №3/1996; Мезенева О.В. Черчение в начальной школе. (стр.82-83).
3. Журнал Школа и производство, №1/1999; Якунина О.С. Развитие пространственного мышления у младших школьников
4. Сборник нормативных документов. Технология / сост Э.Д.Днепров, 3.А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа, 2006.
5. Учебник А.А.Павлова, Е.И. Корзинова. / Черчение и графика. 8-9 класс.