Цель урока: обобщить и систематизировать знания о сложноподчиненном предложении.
Образовательные задачи:
- повторить определение понятия «сложноподчиненное предложение»;
- отработать умение различать виды придаточных предложений и определять средства связи в сложноподчиненном предложении;
- закрепить постановку знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- совершенствовать навыки в разборе и конструировании сложноподчиненных предложений;
- закрепить порядок синтаксического разбора сложноподчиненного предложения.
Развивающие задачи:
- развивать речь учащихся, совершенствовать навык использования сложноподчиненных предложений в устной и письменной речи учащихся;
- развивать выразительность речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать коммуникативную культуру учащихся;
- воспитывать творческую инициативу и стремление к поиску, сотрудничеству;
- воспитывать любовь к русскому языку и литературе;
- способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с заданиями, таблица «Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Приветствие
- Ребята, в течение нескольких уроков мы с вами изучали виды придаточных
предложений, входящих в состав сложноподчиненного, учились определять смысловые отношения, средства связи в сложноподчиненных предложениях, делали пунктуационный и синтаксический разборы, рисовали схемы. Как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на уроке? Конечно, наша цель – повторить и закрепить изученный материал. И начнем мы с разминки.
II. Работа с таблицей
Задание. Соедините части СПП, определите тип придаточной части, найдите лишнее (Приложение 1).
Проверка задания.
– Из каких произведений взяты примеры? Да, из стихотворений А.С.Пушкина, творчество которого мы изучаем сейчас на уроках литературы.
III. Комментированное письмо
Задание. Прокомментировать орфограммы и пунктограммы в сложноподчиненных предложениях, обозначить главные и придаточные, определить тип придаточного и средства связи, нарисовать схемы.
- Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик.
- Ямщик изъяснил мне, что облако предвещало буран.
- Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены.
- Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным.
- С него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу.
- Снег так валил, что около кибитки подымался сугроб.
- Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, как будто был убаюкан пением бури и качкою тихой езды.
Вспомнили произведения, из которых взяты предложения? (Повести Пушкина «Капитанская дочка», «Метель»).
Выполните синтаксический разбор предложения №7.
Найдите в данных предложениях синонимы (буран, буря, метель).
Чем они отличаются друг от друга?
Буря – сильный, разрушительный ветер, обычно вместе с дождем, градом или снегом.
Буран – метель в степи.
Метель – сильный переменного направления ветер со снегом.
Физкультминутка (Г.Свиридов. Вальс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»)
IV. Работа с текстом (Приложение 2) Текст на экране.
Вопросы:
- Прочитайте выразительно текст и определите его тему (зима).
- Назовите ключевые слова, которые помогают раскрыть тему? (первый снег, трескучие морозы, сугробы, сосульки).
- Каким настроением наполнен этот отрывок? (грустным).
- Что помогло вам понять, уловить это настроение?
- Какие средства выразительности автор употребляет в данном тексте?
Эпитеты: трескучие морозы, волшебными лунными ночами, бесприютную жизнь, суровая зима, плаксивая зима;
Сравнения: зима суровая, как свекровь; плаксивая, как старая дева.
- Согласны ли вы с мыслями писателя? Почему? (Нет. Зима – это волшебное время года. Можно кататься на лыжах, коньках, с горки, лепить снеговика, играть в снежки)
Ребята, дома напишите мини-сочинение на тему «Хороша ты, русская зима!».
(Учащиеся записывают домашнее задание в дневниках).
- А теперь найдите в данном тексте сложноподчиненное предложение, определите тип придаточного предложения и нарисуйте схему.
V. Подведение итогов. Выставление оценок.
Вопросы:
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?
- Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они отличаются?
- Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?
- Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?
VI. Самостоятельная работа (Приложение 3)
Задание 1. Из двух простых предложений составить сложноподчиненное, полученное предложение разобрать синтаксически.
1в. Идет первый снег. Приятно видеть белую землю, белые крыши, большие сугробы.
2в. Язык прозы Пушкина точен. Его способен понять каждый.
Задание 2. Перестройте предложения, заменив вид придаточного предложения. Определите вид придаточных в данных предложениях и в полученных.
1в. Перех…дить реку опасно, потому что лед еще очень тонкий.
Надо потеплее одет(?)ся, потому что на улиц.. довольно свежо.
2в. Придет(?)ся сделать второй снимок, потому что первый мог не получит(?)ся.
После войны в Пушкинских Горах нужно было восстановить все так, как это было
при Пушкине.
Задание 3. Перестройте предложение, используя для выражения времени протекания действия разные синтаксические средства: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.
1в. С наступлением вечера температура резко упала.
2в. С наступлением холодов жизнь в маленьком городке вовсе не замирала.