Цель: способствовать формированию у учащихся знаний об общественном строе Киевской Руси.
Задачи:
- закрепить и углубить полученные на уроках истории знания о структуре древнерусского общества;
- продолжить работу по развитию навыков групповой работы, умения анализировать информацию и обобщать ее;
- в ходе работы с текстом «Русской Правды» в группах выявить социальное расслоение древнерусского общества и правовое неравенство различных групп населения;
- способствовать развитию исторического мышления.
Форма проведения урока: беседа, практикум, работа в группах.
Оборудование: учебный кабинет, компьютер, интерактивная доска, хрестоматии с текстом «Русской Правды», раздаточный материал, презентация «Древнерусское общество по «Русской Правде».
ХОД УРОКА
В начале урока учитель формулирует тему урока и предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме.
«Корзина идей» (учитель записывает на интерактивной доске все предложенные варианты). В целом старшеклассники должны без труда вспомнить большинство социальных групп населения Киевской Руси. Затем в ходе совместного обобщения удаляются из «Корзины» не нужные элементы (ученики должны аргументировано доказать их не соответствие данной теме).
Каждая группа должна составить схему древнерусского общества. В конце работы на интерактивной доске меняется страница. Схема. Древнерусское общество.
На следующем этапе урока учитель предлагает ученикам определить, почему сложилась такая социальная иерархия (обсуждение в группах и аргументы от каждой из групп).
В процессе формирования Древнерусского государства повсеместно происходил процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли, в ходе военных походов князей происходило обогащение дружинников. Киевские князья в процессе своей законодательной деятельности создают такие нормы права, которые закрепляют их право на землю и оформляют правовое положение своего окружения.
Проблемное задание для групп: проанализировать статьи «Русской Правды» и доказать неравенство в правовом положении различных социальных групп населения Киевской Руси. И доказать, что имел место основной принцип средневекового права и в тексте «Русской Правды» – право привилегий.
В ходе работы ученики заполняют таблицу для предложенной им категории населения (выборочно) и составляют словарь правовых терминов древнерусского права (ранее им неизвестных)
Таблица 1. Правовое положение различных социальных групп древнерусского общества.
Социальная группа | Права |
Обязанности |
Наказания за различные преступления |
В «Русской Правде» нет ни одной статьи, в которой бы прямо закреплялось положение князя. В этом, видимо, не было никакой необходимости, т. к. князь обладал всей полнотой власти и привилегий.
Группа 1. Дружинники (бояре и отроки). ст. 7, 15, 30, 88
Группа 2. Закупы. ст. 56 — 62, 64
Группа 3. Рядовичи. ст. 110, 14
Группа 4. Смерды. ст. 45, 90, 91, 16, 14
Группа 5. Свободное население. ст. 15, 7, 88, 13, 17
Группа 6. Холопы. ст. 11, 16, 32, 112, 89.
Таблица 2. Новые термины.
Новое слово |
Что означает |
После завершения работы групп с текстом «Русской Правды», каждая группа подводит итог своей работы с источником, ученики из других групп на основе полученной обобщенной информации заполняют таблицу «Правое положение». После завершения заполнения таблицы подводится итог социальном неравенстве древнерусского общества, о чем свидетельствует текст древнерусского права – «Русская Правда».
Учитель, подводя итоги заполнения таблицы 2, выполняет записи новых терминов на интерактивной доске, если есть необходимость, комментирует их или предлагает учащимся в виде дополнительной исследовательской работы проанализировать этимологию данных слов и поработать с ними на следующем уроке.
Подводя итог урока можно отметить, что знакомство с правовым положением различных категорий населения Киевской Руси будет продолжено на последующих уроках.