На занятии используются разнообразные методы и приёмы: наглядные, словесные, игровые, тем самым создавая условия для успешного усвоения учебного материала. На каждом этапе занятия осуществляется постановка учебных задач и подводится итог после выполнения, что способствует осознанному усвоению темы.
Подготовку к теме занятия логопед осуществляет через воспроизведение имеющихся знаний, таким образом обеспечивая переход от известного к неизвестному, что повышает мотивацию учащихся. Сообщение темы в игровой форме, использование приёмов игры на протяжении всего занятия поддерживают интерес и активность детей на протяжении всего урока. В основной части занятия отмечается разнообразие коррекционных упражнений и игр, направленных на развитие внимания, мыслительных операций, восприятия: сравнение артикуляции звуков, дифференциация звуков и букв в словах, распознавание букв на ощупь и зрительно, работа с деформированным текстом.
Смена видов деятельности: игры, работа с картинками, работа в карточках, работа в тетрадях, работа у доски, самостоятельная работа, отдых способствует предупреждению утомляемости и напряжения, соблюдению охранительного режима. На занятии идёт последовательное усложнение материала, переход от фронтальной работы к самостоятельной, индивидуально-дифференцированный подход, всё это создаёт «ситуацию успеха» для каждого ребёнка.
На занятии уделяется большое внимание использованию приёмов здоровьесберегающих технологий: кинезеологические упражнения направлены на повышение умственных способностей; упражнения на кинестетические ощущения и распознавание букв направлены на развитие восприятия; физминутки способствовали снятию напряжения.
Всё занятие построено с учётом возрастных и индивидуальных особенностей данной группы детей и носит продуктивный характер, что показала самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой, все обучающиеся успешно справились с заданием.
Хочется отметить, что в целом занятие имеет большое практическое значение, через умело подобранный наглядный и дидактический материал, применение приёмов следующих образовательных технологий: здоровьесберегающие, игровые, групповые, коррекционно-развивающие, индивидуально-дифференцированного подхода.
Задачи:
- Образовательные:
- закреплять понятия: согласный звук, звонкий и глухой;
- уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков б-п;
- совершенствовать навыки дифференциации звуков и букв Б-П в устной и письменной речи;
- учить выделять звуки п и б из начала и середины слова.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие навыков фонематического анализа и синтеза на основе речевого материала со звуками п и б;
- развитие фонематического слуха через упражнения на выделение заданного звука;
- развитие тактильных ощущений на основе упражнений в дифференциации «звонкий-глухой»;
- развитие слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в сравнении.
- Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при письме
Оборудование: парные картинки (бочки – почки, башня – пашня, балка – палка); карточки; зеркала; символы для характеристики звуков; дидактическая игра «Помоги мальчикам совершить покупку» (сюжетная и предметные картинки)
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Сейчас сядет тот, кто назовёт слово на согласный звук. На какие звуки начинаются ваши слова. Почему они называются согласными: (при образовании согласных звуков воздушная струя встречает преграду)
– Как образуются гласные звуки? Гласные звуки – это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно проходит через голосовые связки.
II. Подготовка артикуляционного аппарата к работе:
– пропоём гласные, которые я покажу
– произнесём согласные (какую преграду встречает воздушная струя)
III. Сообщение темы и цели занятия
– Сегодня мы поговорим о согласных звуках, научимся их различать. А о каких звуках идёт речь, вы узнаете, если отгадаете загадки:
1) На ветках плотные комочки,
в них дремлют клейкие листочки (почки)
2) Смастерили из досок, и надели поясок
И хранит посуда эта
С грядки собранное летом (бочки)
(Иллюстрации с изображением парных картинок)
– Это очень похожие слова. А чем они различаются? Какой первый звук в слове бочки? А какой первый звук в слове почки? Давайте сравним остальные звуки. Второй звук в слове бочки, почки; третий звук….
Посмотрите на эти слова (таблички со словами)
(аналогично анализируются следующие пары слов: башня – пашня, балка – палка)
Вывод: Изменился только один звук, и изменилось целое слово
– Вы догадались о каких согласных звуках мы будем говорить? П-Б
III. Основная часть
1) Сравнение произношения звуков Б-П. Сравнительная характеристика звуков
– Произнесите звуки П, Б. Посмотрите друг на друга и произнесите ещё раз: одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков. (одинаково). При помощи чего мы произносим эти звуки? (при помощи губ, губы смыкаются)
– Положите руку на горло и послушайте, дрожит ли горло при произнесении звука Б (дрожит). А теперь произнесите звук П и послушайте, дрожит ли горло при произнесении этого звука. (не дрожит)
Вывод: значит звук Б произносится с голосом, он звонкий. А звук П произносится без голоса, он глухой (соотносятся с колокольчиками и кружочками)
2) Упражнения на дифференциацию звуков и букв П и Б в словах
– Сейчас мы с вами потренируемся различать звуки П и Б в словах
Игра «Помоги мальчикам совершить покупку»
Два мальчика пришли в магазин игрушек (сюжетная картинка магазин, предметные картинки: мальчики, игрушки). Дай имена мальчикам: одному подбери такое имя, которое начинается на звук и букву «Б», а другому на – «П». (например, БОРЯ, ПАША)
Какие игрушки купил Боря, а какие Паша, вы узнаете, если определите, какие слова спрятались в игрушках (на обратной стороне каждой игрушки изображены предметные картинки со звуками [Б] [П]). Разложите игрушки: Паше со звуком [П], Боре со звуком [Б].
(палка, лапа, грибы, рыбак, булка, колобок, шапка, альбом, пенал)
Динамическая пауза
– Прежде чем мы начнём работать в тетрадях, проведём упражнения, которые называют «гимнастикой мозга», они помогут вам стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшить ваши учебные достижения!!!
«Кулак-ребро-ладонь» – четыре положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
А теперь их на бочок
И зажали в кулачок.
«Ухо – нос – хлопок» – левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
«Лягушки» – Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.
Две весёлые лягушки
Ни минутки не сидят
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Игра на развитие сенсорных и кинестетических ощущений «Отыщи букву и определи крупу» – в баночках разная крупа (гречка, рис, пшено, горох) – там спрятаны буквы.
Задание: на ощупь с закрытыми глазами ищем пальцами букву в крупе и определяем, какая это буква и какая крупа. Этими буквами обозначаются звуки, о которых мы сегодня говорим.
Игра на развитие внимания и зрительного восприятия «Зашумлённые картинки»
Найди все буквы «П», буквы «Б», сколько их?
Работа в карточках
Замените букву Б на П в словах:
бочка — почка, бой — пой, борт — порт, Булька — пулька
балка — палка, бас — пас, бар — пар, бравый — правый.
Прочитайте слова, которые даны (читаем цепочкой), какие слова получим, если заменим букву Б на П ? Читаем парами.
– Что происходит со словами? (Меняется смысл, значение слова.)
– Откройте тетради, запишите число
На карточках слова, в них пропущена буква Б или буква П. Вставьте нужную букву. Один у доски пишет в два столбика.
…ок, … ол, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои
Проверка: прочитайте сначала слова с буквой Б. Прочитайте слова с буквой П.
– Сейчас поработаете самостоятельно (карточки с пропущенными слогами). Полученные слова записать в тетрадь.
па или ба
ры… …кет …гаж …нан …бочка ло…та
ла… …гор …ран …мять ры…ки …зары
ли… …ром …рень …лет …мятник …рады
Проверка (взаимопроверка: готовые карточки)
Физминутка
Выполняется стоя. Логопед произносит слова. Если в слове есть звук Б, дети опускают руки вниз и маршируют, если П — руки вверх и прыгают.
Портфель, альбом, пенал, бумага, перо, папка. (Дети садятся).
– Спишите предложения, подчеркните разными карандашами буквы б и п.
Кабачок, капуста, помидор – это овощи. В парке было много лип. На берёзе набухли почки. Бочка по морю плывёт. Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо!
IV. Закрепление
– Какие звуки мы сегодня учились различать? Чем они различаются? (Звук Б – звонкий, звук П – глухой)
Игра «Лото»
– У вас на столах лежат карточки с изображением предметов, содержащих звуки Б и П. Я называю слово, вы определяете, какой звук есть в слове и закрываете картинку соответствующей буквой.
V. Итог
– Спасибо за работу (словесная оценка), наклейки в тетрадь за работу.