Пояснительная записка
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных лагерях.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. Естественно, у каждого ребенка свои планы на лето. Но именно в лагере самореализация каждого ребенка осуществляется в приобщении ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им сделать отдых более занимательным, насыщенным, полезным для физического и духовного здоровья.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
- летней занятости детей;
- укрепления здоровья учащихся.
Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей
Работа лагерной смены будет проходить в “открытом космосе”. На общем совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы и пора приступать к более серьезным испытаниям, и покорить космическое пространство. И назвали мы нашу программу “ЭПАС “Экспериментальный полет Аполлон – Союз”. Программа посвящена 50- летию выхода космонавта – земляка А.А.Леонова в открытый космос.
Данная программа гражданско-патриотической направленности, включает в себя деятельность, направленную на развитие у детей чувства гордости за свою страну, ее истории, культуры, уважительного отношения к старшему поколению, к другим народам, к их прошлому и настоящему.
Реализация программы осуществляется через коллективно-творческие дела, игровую деятельность, что способствует творческому развитию каждого обучающегося, создает условия для социально значимой деятельности и проявления активности, формированию патриотического сознания, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Основной состав лагеря – это обучающиеся в возрасте 7 - 14 лет.
Концепция программы
Россия вошла в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.).
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой духовной нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, духовно-нравственного, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию гражданско-патриотических качеств детей педагогический коллектив уделяет большое внимание. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие интеллектуальных и творческих способностей происходит их угасание.
Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.
Задачи программы:
1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
2. Создание условий для раскрытия и развития интеллектуального творческого потенциала каждого.
3. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
4. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
5. Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
Этапы реализации программы
1. Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- разработка программы;
- подготовка школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- подготовка методического материала;
- отбор кадров для работы в пришкольном оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности отряда (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2. Организационный этап
Основной деятельностью этого этапа является:
- запуск программы,
- формирование отряда
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел.
4. Заключительный этап
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности пришкольного оздоровительного лагеря в будущем.
Содержание и формы реализации программы
Ведущая технология программы – игровая. Сопутствующими технологиями являются коммуникативная, групповая, ТАД (творчество, активность, действие) и др.
Эти технологии обеспечат достижение поставленных организационных и методических целей.
Виды деятельности
В течение смены детям предлагается череда различных типов деятельности, отражающих логику смены, основанных на принципах игрового моделирования программы:
1. Коммуникативно-игровая деятельность – деятельность ребёнка, направленная на самостоятельное формирование и решение набора коммуникативных задач, необходимых для достижения игровой цели в рамках выбранной роли.
2. Прикладная творческая деятельность. Осуществляется через Звездные россыпи - занятие по интересам. Выбор обусловлен личным интересом ребёнка. С целью расширения кругозора в области отечественного кинематографа предусматривается просмотр и обсуждение художественных фильмов, мультфильмов киностудии “Союзмультфильм”.
Типы деятельности:
- включение подростков в общественно значимую трудовую деятельность;
- формирование навыков здорового образа жизни;
- воспитание социально значимых качеств личности, гражданского самосознания, как результат комплекса воспитательных процессов;
- оздоровление находящихся в лагере детей, содействие сохранению и укреплению здоровья, привитие навыков здорового образа жизни;
- раскрытие и развитие творческих способностей детей;
- умение общаться с окружающими;
- умение самоорганизовывать свою деятельность.
С целью формирования здорового образа жизни и получения конкретного результата от своей деятельности будут ежедневно проходить Космостарты – игры на свежем воздухе, занятия спортом.
Реализация целей и задач смены осуществляется по программе “ЭПАС” Экспериментальный Полет Аполлон - Союз. Календарно – тематический план реализации программы прилагается (приложение 1).Все учащиеся делятся на 2 возрастные группы. Каждый отряд (космический экипаж) планирует свою работу с учётом общелагерного плана (приложение 3).
В течение смены планируется реализация программы по блокам:
Организационный блок
- Оформление космических кораблей “Аполлон”, “Союз”
- Разучивание девизов, речевок, песен
Интеллектуальный блок
- Интеллектуальная игра
- Планета путешествий
- Интерактивная игра
Спортивно-оздоровительный блок
- Подвижные игры
- Спортивные соревнования
- Веселые старты
- Велопробег
- Спортивный праздник
- Спортивные эстафеты
Творческий блок
- Конкурс рисунков на космическую тему
- Конкурс рисунков на асфальте
- Конкурс рисунков космомарок
- Конкурс поделок из пластилина
- Конкурс поделок из природного материала
- Концерт, посвященный открытию лагерной смены
- Театральное представление
- Концерт, посвященный закрытию лагерной смены
Патриотический блок
- Знакомство с биографией космонавтов России, космонавтов – кузбассовцев
- Митинг “Помним и скорбим”, посвященный годовщине начала Великой Отечественной войны
- Интеллектуальная игра “Наша Родина – Россия”, посвященная Дню независимости России
- Поездки, экскурсии по родному краю, посещение музеев.
Каждый день смены будет посвящен открытию одной из страниц научно-познавательного журнала “Хочу все знать!”, которая познакомит “космонавтов” с биографией космонавтов России, космонавтов – кузбассовцев.
Структура управления
Экипаж корабля:
- Командир экспериментального полета – начальник лагерной смены
- Штурманы-воспитатели
- Диспетчер – зам. директора по БЖ
- Бортпроводники – вожатые отрядов (космических экипажей)
- Капитаны космических экипажей
- Начальник орбитальной станции “Космостарты” - физрук
- Начальник орбитальной станции “Космическая музыка” - музыкальный руководитель
- Космобиблиотекарь – библиотекарь сельской библиотеки
- Космодоктор-медицинский работник
- Космокок-работник столовой
- Космонавты – дети
Задача командира, штурманов, бортпроводников и капитанов – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Стратегию участия в деле экипажей организуют штурманы, бортпроводники и капитаны.
Каждый космический экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, девиз, речевку. Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде звездного неба (Вселенной), где центром являются космические корабли “Аполлон”, “Союз”. Путешествуя в космическом пространстве, космонавты (дети) открывают каждый день новую, неизведанную ранее звезду, планету, кратер. Всего космических тел 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов, первым открывший космическое тело (победивший в общелагерном деле), устанавливает на нем свой символический флажок. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты тем или иным космическим экипажем.
ЦУПом космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать “звезду” за активное участие в жизни экипажа. Если в экипаже набирается 10 “звездочек”, то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых космических тел тем или иным экипажем космонавтов. По итогам победители получают призы и награды. В ходе смены космонавты ведут бортовой электронный дневник (презентация).
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
- чёткое представление целей и постановка задач;
- конкретное планирование деятельности;
- кадровое обеспечение программы;
- методическое обеспечение программы;
- материально-техническое обеспечение.
С каждым отрядом работают два педагога и двое вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе экипажей космонавтов, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.
Методическое обеспечение
- Наличие программы лагеря, плана-сетки.
- Должностные инструкции всех участников процесса.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение
- Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
- Материалы для оформления и творчества детей.
- Наличие канцелярских принадлежностей.
- Аудио- и видеоматериалы и видеотехника.
- Призы и награды для стимулирования.
Педагогическая диагностика и способы корректировки программы
В лагере осуществляются следующие виды диагностики (приложение 2)
- Предварительная диагностика – проводится до начала смены и в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач в соответствии с ними.
- Текущая диагностика – проводится в основной период смены с целью определения степени успешности в достижении поставленных целей и задач.
- Итоговая диагностика
- Проблемная диагностика – проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом, отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
Предполагаемые результаты программы
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованными спортивными мероприятиями предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
Список источников и литература
- Никульников, А.Н. “Школьная площадка” [Текст] / А. Н. Никульников.- Новосибирск, 2006.
- Коган, М.С. “С игрой круглый год” [Текст] / М. С. Коган. - Сибирское университетское издательство. Новосибирск, 2006.
- Соколова, Л. “Необычные праздники дома? в школе и во дворе” [Текст] / Л. Соколова. Новосибирск, 2007.
- Википедия. [Электронный ресурс].
- https://ru.wikipedia.org/wiki - Загл. с экрана.
- Программа летнего лагеря “Большое космическое путешествие”. [Электронный ресурс].
- http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/08/10/programma-letnego-lagerya-bolshoe-kosmicheskoe-puteshestvie - Загл. с экрана.
- Википедия. [Электронный ресурс].
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Гагарин,_Юрий_Алексеевич - Загл. с экрана.
- Википедия. [Электронный ресурс]. https://ru.wikipedia.org/wiki/Леонов,_Алексей_Архипович - Загл. с экрана.