Методическая разработка урока биологии по теме "Двустворчатые моллюски"

Разделы: Биология


Методическая цель: использование элементов педагогической технологии мастерских с целью реализации системно-деятельностного подхода  в обучении.

Цель урока: усвоение обучающимися знаний о внешнем строении, многообразии и практическом применении двустворчатых моллюсков

Задачи урока:

Образовательные
1. Показать отличительные особенности класса.
2. Рассмотреть роль в природе и в жизни человека представителей данного класса.
3.  Раскрыть особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых моллюсков.
Развивающие:
1. Прививать познавательный интерес.
2. Развивать навыки исследовательской деятельности.
3. Развивать грамотную речь.
4. Формировать умения наблюдать, делать выводы.
5. Формировать творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
1. Продолжить экологическое воспитание суворовцев.
2. Содействовать формированию научного мировоззрения.
3. Воспитывать чувство коллективизма, толерантности.
4.  Воспитывать интерес к  познанию животного мира.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Вид урока: урок-мастерская.

Материальное обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, телевизор, материалы ЦОР,  учебник «Биология  7 класс, лупа, коллекция раковин моллюсков, карточки-подсказки,  инструктивные карты для проведения лабораторной работы, природный материал, клей, цветные карандаши,  рабочая тетрадь №1  на печатной основе «Биология 7 класс».

Учебные вопросы:

 1. Внешнее строение, образ жизни  моллюсков.
 2. Особенности внутреннего строения двустворчатых моллюсков.

ХОД УРОКА

Таблица 1

Этапы урока

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Деятельность преподавателя

Деятельность суворовцев

Время

1. Организационный момент

 

Проверка наличия личного состава готовности взвода к уроку. Позитивный настрой на урок

Приветствуют преподавателя.
Докладывают о готовности взвода и отделений к уроку.
Занимают рабочие места по отделениям (3 группы)

1 мин.

2. Индукция.
Мотивация и целеполагание

Аудиозапись. А.Кленов. Жемчужница

Стимулирование познавательной деятельности суворовцев для достижения цели урока.
Создание проблемной ситуации с целью определения темы урока.
Индуктор: песня о жемчужнице.

Записывают дату и название мастерской в тетрадь.
Решают проблемную ситуацию.
Определяют тему урока и вид урока

4 мин.

3. Социализация и афиширование.
Первичное усвоение новых знаний

Анимация
«Двустворчатый моллюск».

 

Видеофрагмент
«Движение морских гребешков»

Физкультминутка на регуляцию психического состояния.

Учебный вопрос №1.Внешнее строение, образ жизни 
моллюсков.
Организация индивидуальной работы суворовцев по формированию представлений о внешнем строение двустворчатых моллюсков

Организация физкультминутки на регуляцию психического состояния.

Лабораторная работа №3 «Внешнее строение раковин пресноводных и двустворчатых моллюсков». Организация работы в группах  при проведении лабораторной работы. (Приложение 1)

Социализация – не только оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию своей работы.
Афиширование – демонстрация продукта (творческого задания)

Включаются в активную познавательную деятельность. Обсуждают среды жизни  различных классов моллюсков
Работают с учебником, анализируют прочитанное. Заполняют  письменно таблицу (упр.1 на стр.70 РТ №1)

Выполняют упражнения физкультминутки.
Планируют выполнение лабораторной работы.
Проводят исследования. (Приложение 2)
Обсуждают. Корректируют свои работы.

 

Выполняют творческое задание «Создай свою  жемчужницу».

Афишируют свои работы.

22  мин

4. Социализация и разрыв.
Первичное осмысление и закрепление

Стихотворение
«она живет на дне морей» В.Иванова.

Видеофрагмент
«Что рождает радугу в жемчуге».

Материал ЦОР Анимация «Строение двустворчатого моллюска»

Учебный вопрос №2. особенности внутреннего строения двустворчатых моллюсков.
Организация по изучению особенностей внутреннего строения двустворчатых моллюсков.
Социализация – не только оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию своей работы.
Разрыв– новое видение предмета. Побуждение к поиску ответов, сверке новых знаний с научными источниками

Работают с учебной статьей  учебника,  анализируют прочитанное.  Обсуждают. Формулируют выводы. Выполняют упр. 2 на стр. 70 РТ №1.  Обсуждают. Проводят самокоррекцию

Слушают стихотворение «Жемчуг».
 (Приложение 3)
 Просматривают и обсуждают видеофрагмент.
Высказывают мнения по областям применения  двустворчатых моллюсков

10мин

5. Подведение итогов за урок. Рефлексия

Самооценка «Разноцветный моллюск»(«Двустворчатый моллюск»).

Установление обратной связи.
Осмысление процесса и результата работы на уроке. Выявляется индивидуально–личностный результат при создании индивидуального продукта деятельности в мастерской, в подтверждении готовности работать в следующих мастерских

Выражают свое мнение о степени усвоения материала темы. Формулируют выводы по задачам урока
Индивидуально выполняют творческое задание  рефлекторного характера
«разноцветный моллюск» (Приложение 4)

4 мин.

 6. Задание на
самоподготовку

 

 Акцентирование внимания на задание самоподготовки

Слушают и записывают задание на самоподготовку: § 22 учить, письменно выполнить задание 3 на стр. 71 РТ №1

1 мин.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Описание ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и др.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Аудиозапись. А.Кленов. Жемчужница

Информацион-ный (Индуктор)

Презентация к уроку

http://litsaitzvuke.ru/audio-i-video-zapisi/stihi-v-/zhemchuzhnaja-rakovina.html

2

Видеофрагмент
«Движение морских гребешков»

Информацион-ный

Презентация к уроку

http://yandex.ru/video/search?filmId=_cmUl7349xc&text=%D0

 

3

Анимация
«Двустворчатый моллюск»

Информацион-ный, результативный

Оформление презентации к уроку.
Материалы для рефлексии: грустный, веселый моллюск

https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Figa.maxiga.pl%2Fandover%2Fanimations%2

4.

Физкультминутка на регуляцию психического состояния

Рефлексивный

Иллюстрация в презентации, текст

http://kzbydocs.com/docs/3811/index-4033.html

5.

Видеофрагмент
«Что рождает радугу в жемчуге»

Информацион-ный

Презентация к уроку

http://yandex.ru/video/search?text=

 

6.

Стихотворение
«она живет на дне морей» В.Иванова

Рефлексивный

Текст стихотворения

http://ti-poet.ru/stih.php?b=1321

7.

Материал ЦОР

Результативный

Материалы для оценки работы. Анимация « Внутреннее строение двустворчатого моллюска».

http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%E4%E2%F3%F1%F2%E