Цели урока:
- Образовательная – обобщить и закрепить материал на тему «Строение вещества»;
- Развивающая – умение критически мыслить; четко, коротко и аргументированно излагать свои мысли, умение работать с разными источниками информации, анализировать информацию;
- Воспитательная – умение взаимодействовать со сверстниками, работать в группе, умение дискутировать.
Подготовка к уроку.
Учащимся заранее делается объявление, что на следующий урок следует принести разные источники информации (книга, журнал, рабочая тетрадь, энциклопедия, устройство для использования интернет ресурсов и т.д.), в которых содержалась бы информация о строении вещества.
ХОД УРОКА
В начале урока класс делится на команды. Каждой команде раздается набор карточек (см. Приложение). Команды получают одинаковый набор карточек. Чтобы оценить работу учащихся, каждой команде раздаются карточки определенного цвета.
Внимание учащихся следует обратить, на то что на карточках написаны утверждения (а не вопросы!), которые они должны проанализировать, используя свои знания и любые источники информации.
Через 15- 20 минут каждая команда должна сдать свои карточки раскладывая их по трем стопкам: 1 стопка. Правильные утверждения; 2 стопка. Не правильные утверждения; 3 стопка. Утверждения, которые могут быть правильными при определенных условиях (далее «может быть»).
После того как команды сдали карточки, учитель с классом, приступает к обсуждению.
Ниже приведена таблица правильных ответов.
Правильные утверждения | Неправильные утверждения |
Утверждение может быть |
Карточка №5 |
Карточка №1 |
Карточка №3 |
Утверждения в категории «может быть».
Карточка №3 (см. Приложение)
В этом утверждении есть неточность в формулировке. Действительно, жидкости не сохраняют свою форму, но и газы, как известно, тоже не сохраняют форму.
Карточка №4 (см. Приложение)
В данном утверждении не указан временной интервал. Ведь если сначала кусочек сахара был брошен в один стакан, а потом по истечению некоторого времени в другой, картинка будет аналогична тому, как если бы кусочки сахара бросали одновременно в стаканы с холодной и горячей водой.
Неправильный утверждения.
Карточка №1 (см. Приложение)
Данное утверждение является неправильным, так как молекула не может состоять из молекул. Молекулы состоят из атомов.
Карточка № 2 (см. Приложение)
Утверждение не правильное потому, что молекулы одного и того же вещества одинаковы в разных агрегатных состояниях.
Карточка №6 (см. Приложение)
Как известно между молекулами существуют промежутки, поэтому данное утверждение не верно.
Правильные утверждения
Карточка №5 (см. Приложение)
Утверждение является правильным, так как при повышении температуры увеличивается скорость молекул газа и частота их соударения со стенками шарика и шарик увеличивается в объеме.
В конце урока учитель оценивает работу команд (по количеству правильных ответов) и отдельных учащихся, которые были наиболее активны на уроке.