Цели:
- Расширение знания детей и привитие интереса к поэзии А.Л. Барто.
- Воспитание уважения к людям, нетерпимости к плохим поступкам.
- Развитие чувства прекрасного, эстетического вкуса, речи, памяти.
- Пробудить в детях самокритичность, совестливость, стремление к нравственным высотам.
Оформление:
- портрет А. Барто,
- выставка детских рисунков по произведениям Барто;
- выставка детских книг.
- Оборудование:
- корзина с предметами из произведений Барто (мишка, бычок, слон, лошадь, самолет, заяц,
- мяч),
- запись стихотворений в исполнении А.Барто,
- песня «Болтунья» на стихи А.Барто.
Подготовительная работа: в течение месяца дети читали книги А. Барто, рисовали иллюстрации к полюбившимся стихам. Внеклассное мероприятие составляется на основе тех стихотворений, которые выбрали дети.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вступительное слово. (Подходит к выставке книг, берёт в руки книгу А.Барто Детям.)
– Эта книга путешествие в Страну Весёлого Детства. Отправиться туда нетрудно, надо только раскрыть книжку и начать читать. В этой чудесной стране могут побывать и дети, и взрослые. Для всех тут найдётся что-нибудь интересное, каждый найдёт чему улыбнуться. Я приглашаю Вас, ребята, в Литературную гостиную, посвященную творчеству А. Л. Барто.
2. Биография поэтессы
– Агния Львовна родилась в феврале 1906 г. В Москве в семье врача-ветеринара, который привил ей с самых ранних лет любовь к литературе, к великим поэтам и писателям, к родному слову. Сочинять стихи Агния начала рано, в гимназии, потом в сельской школе. Мечтала она стать танцовщицей и поступила в хореографическое училище, но сочинять стихи не переставала. Первым и очень строгим ценителем этих стихов был отец. Он требовательно следил за дочерью, учил, как надо правильно писать.
Писать стихи меня учили многие, каждый по-своему, вспоминала А. Барто. И называла имена Владимира Маяковского, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Когда Агния Барто впервые принесла в издательство свои стихи, ей бьшо всего 19 лет. Стихи получили самую высокую оценку редактора и их выпустили отдельной книжкой. Её стихи юмористические, весёлые, добрые и созвучные.
3. Путешествие по стихотворениям Агнии Львовны Барто.
1) Игрушки.
Сегодня, услышав имя Агнии Львовны Барто, человек любого возраста улыбается и произносит: Да-да, конечно, помню с детства: {Учитель подходит к игрушкам и поднимает с пола Мишку и произносит)
Уронили Мишку на пол, {после первой строчки дети рассказывают стихотворение хором)
Оторвали Мишке лапу,
Всё равно его не брошу,
Потому что он – хороший.
В самом деле, поколение за поколением малыши легко запоминают чёткие, звучные стихи поэтессы. Агния Львовна широко пользуется средствами юмора, когда она рассказывает маленьким детям об игрушках. {Учитель берёт с выставки книгу Игрушки.)
Стихотворение Бычок.
Каждая игрушка в изображении поэтессы приобретает собственный характер Стихотворение Слон (в руках у ребёнка игрушки)
Игрушки у Барто полноправные участники детской жизни, друзья детей. Обычно стихи А. Барто об игрушках написаны от 1-го лица в том случае, когда речь идёт о каких-то хороших поступках детей.
Стихотворения Лошадка, Самолёт.
От 3-го лица написаны стихи, когда нет активных поступков ребёнка или плохие поступки. Это помогает утверждать в маленьких читателях положительные черты характера.
Стихотворения Зайка, Мячик.
2) Природа.
Стихотворения поэтессы способствуют воспитанию любви к природе, животным, Родине. Эта способность характерна для всего творчества Барто, и особенно для стихотворений, адресованных школьникам.
Стихотворения «Осенью», «Я у мальчиков спросила», «Юный натуралист», «Лебединое горе», «Бестолковый Рыжик», «Дело было в январе», «Я знаю, что надо придумать», «Мы не заметили жука»
3) Все учатся.
Большое место в творчестве Барто занимают стихотворения, посвященные детям. Стихи согреты добрым чувством и улыбкой, радостью бытия. Ребёнок не без проказ, не без ошибок в поступках.
Стихотворения «Первый урок», «Я выросла», «В школу».
Фонохрестоматия «Я лежу, болею» «Рукавички я забыла», «Звонки»
Инсценировка произведения «Модница»
У нас Наташа – модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки,
Вот такой вышины,
Вот такой ужины!Бедняжка! Вот страдалица
Идет, чуть-чуть не валится.Малыш с открытым ротиком
Не разберет никак:
– Ты клоун или тетенька?
На голове – колпак!Ей кажется – прохожие
С нее не сводят глаз,
А те вздыхают: –Боже мой,
Откуда ты взялась?Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто,
Не девочка, не тетенька,
А непонятно кто!Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй!
4) Взрослые и дети
Каждый должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивым, внимательным и добрым к ним.
Стихотворения «Маме ангел нужен».
5) Музыкальные стихи
Стихи Агнии Львовны легко запоминаются, музыкальны. Их ритм сродни ритму озорной девчонки.
Песня «Болтунья»
6) Сатирические и стихи
Есть в творчестве Барто сатирические и юмористические стихотворения. Для Агнии Львовны требовалась известная смелость, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.
Стихотворение «Королева»
Если до сих пор нигде вы
Не встречали королевы, –
Поглядите – вот она!
Среди нас живет она.Всем, направо и налево,
Объявляет королева:– Где мой плащ? Его повесьте!
Почему он не на месте?"У меня портфель тяжелый –
Донесешь его до школы!Я дежурной поручаю
Принести мне кружку чая
И купите мне в буфете
Каждый, каждый по конфете.Королева – в третьем классе,
А зовут ее Настасьей.Бант у Насти
Как корона,
Как корона
Из капрона.
– Кого имела в виду Агния Львовна?
7) Выставка рисунков
- Ребята, вы нарисовали рисунки к стихам А.Л.Барто. Давайте рассмотрим их.
- Угадайте, к каким произведениям Барто относятся ваши рисунки.
8) Заключение
Детская литература – это особый жанр. Нельзя просто писать стишки для детей и считаться детским автором. Из одной поэтессы Барто можно было бы сделать много детских поэтов. Поэтому с ней всегда весело и не хочется расставаться...
Стихи А.Л.Барто ведут нас из детства во взрослую жизнь.
Читайте произведения Агнии Львовны Барто!
Список литературы
1. Барто А.Л. Стихи детям / Вступ. Слово Р.Гамзатова / – М.: Дет. Лит. 1981, – 638 с.
2. Приложение к журналу «Начальная школа», библиографический справочник «85 поэтов»: пособие для учителя. – М.: Начальная школа, 2003 – 96 с.
3. Интернет-ресурсы