Цели:
- Закрепить знания детей о птицах (перелетных и зимующих), их образе жизни весной.
- Воспитывать заботливое отношение к перелетным птицам.
- Вызвать желание помочь птицам (сделать домик своими руками).
Задачи:
ОО Познавательное развитие: развивать продуктивную (конструктивную) деятельность детей через развитие умения строить причинно-следственные связи, умение анализировать образец постройки близкий по конструкции.
ОО Речевое развитие: совершенствовать диалогическую речь. Развивать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи.
ОО Художественно-эстетическое развитие: формировать умение преобразовывать готовые формы, разрезая их на части для изображения цветов в аппликации (украшение скворечников орнаментом из геометрических фигур).
ОО Физическое развитие: развивать мелкую и грубую моторику.
Безопасность: закреплять правила безопасного обращения ножницами и клеем, отверткой и молотком.
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А.Шевченко «Гнезда», Т.Нуждина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песен-закличек, на весеннюю тематику.
- Беседы на темы: «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Что было бы, если бы не было птиц?» и др.
- Рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему.
- Загадывание загадок о животных, птиц, времена года.
- Прослушивание аудиокасет «Голоса природы», «Звуки природы»,
- Просмотр видео «Природа пробуждается», мульти-презентация «Весна идет, весне дорогу».
- Дидактические игры «Совушка», «Когда это бывает», «Покажи без слов», «Огородник и воробей», «Зимующие и перелетные птицы», «Пчелки и ласточки», «Воробышек», « Птички и автомобиль».
- Рисование птиц (раскрашивание, вырезание птиц, наклеивание их на картон).
- Лепка птиц из пластилина, лепка животных.
- Складывание животных и птиц из бумаги (оригами).
- Изготовление домика для птиц из картонных коробок.
Ожидаемый результат.
Скворечник для птиц из природного материала, скворечники из коробок, для последующей игры в центрах детской активности и желание детей заботиться о птицах.
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Приветствие:
Воспитатель:
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся».
Мотивация: получение письма от перелетных птиц.
«Здравствуйте дорогие ребята!! Наступает весна, мы чувствуем, как приближается тепло. Очень хотим вернуться к вам, но беда в том, что нам вернуться не куда. У нас нет наших домиков. Помогите, нам, пожалуйста, вернуться домой».
Беседа о полученном письме (кто это мог написать такое письмо, кто же хочет к нам вернуться?).
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Светает рано по утрам,
проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели,
медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает? (Весна)
Давайте с вами вспомним:
- Какие птицы к нам возвращаются весной? (ответы детей).
- Как мы им решили помочь? (Сделать скворечники).
- Какие птицы живут в скворечнике?
Загадка:
На шесте дворец.
Во дворце – певец,
А зовут его …(скворец)
Показ деревяного скворечника на шесте.
Вот этот скворечник нам сделала семья Кобзева Никиты. Расскажи Никита, как вы делали скворечник? Кто принимал участие?
В помещение влетает скворец (роль скворца исполняет мама Сергея).
Скворец.
Я скворец! Веселая пташка,
В черной в крапинку рубашке.
К вам весной я прилетаю,
сразу домик оживает. Вы узнали меня???
Дети: Да!!!
Скворец: Здравствуйте ребята! Меня отправили к вам мои братья, узнать, как продвигаются ваши дела. Ведь вы решили помочь нам, и подготовить скворечники для нас.
Скворец:
С юга скворушки летят,
В новом доме жить хотят,
Все ли здесь для нас готово?
Где бы нам сейчас присесть?
Где попить, и где поесть?
Воспитатель: Ребята, а мы начали делать скворечники? Вот скворец, ребята тебе и расскажут, из чего мы начали их делать.
Рассказы детей.
Воспитатель: Чтобы настроится на работу, мы сейчас все вместе поиграем.
(Закрепляется ориентировка в пространстве: использование предлогов К, В, ИЗ, ОКОЛО, НАД, НА).
Проводится игра с макетом скворечника и птички. С птичкой играют дети, которая перемещается на слова стихотворения.
Д/игра «Где скворец?»:
Скворец к скворечнику подлетел осмотрел.
Скворец в скворечник залетел
Скворец из скворечника вылетел довольный.
Сел около скворечника и весеннюю песню запел.
Песню спел и полетел.
Пролетел над скворечником,
Пролетел под скворечником,
И сел отдохнуть на скворечник.
Воспитатель:
- Хватит ли нам одного скворечника для всех птиц? (ответы детей).
- Что же нам делать? Как помочь птицам?
- Какой должен быть скворечник? (прочный).
- Из чего мы сможем их сделать? (ответы детей).
Сегодня к нам в гости пришел дедушка Даши, и очень хочет рассказать, показать, как можно сделать скворечник из этих заготовок (дети рассматривают заготовки, принесенные дедушкой, рассказывают, из какого материала сделаны, считают количество заготовок)
Презентация детских центров активности:
Воспитатель: Сегодня у нас с вами работать будут Центры:
Центр искусства: Задание для центра: из принесенных вами коробок мы начнем делать скворечники – необходимо подобрать коробку, похожую на наш образец. Сделать из нее скворечник, и украсить его так, чтобы птицам захотелось в нем поселиться.
Центр строительства: вместе с дедушкой Даши построить прочный деревянный скворечник.
Центр математики: вы получаете задание построить скворечник по схемам, с помощью геометрических фигур.
Физкультурная минутка:
Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель: Давайте превратимся в маленьких скворчат, и дружно скажем слова:
Дети: Я на ножке покручусь, и в разных птиц я превращусь.
Дети надевают шапочки птиц, перелетных и зимующих. В середине группы стоят в разных сторонах Солнышко и Снежинка. Птицы под музыку врассыпную бегают по группе со словами:
Птички летают, зерна собирают
Маленькие птички,
Птички – невелички.
По окончанию музыки разбегаются перелетные птицы к Солнышку, а зимующие к Снежинке.
После игры, говорят все вместе, слова обратного превращения:
Дети: На одной ножке покрутись, и в ребяток превратись.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, воспитатель я опять. А сейчас за работу: дети расходятся по центрам, работают с ассистентами. (Ассистенты – родители, 2 воспитателя, и помощник воспитателя).
Работа в центрах:
Центр искусства:
Аппликация: дети из геометрических фигур составляют орнамент и украшают скоречники, которые делали ранее (обклеивали коробки белой бумагой).
Центр строительства:
Ассистент в центре дедушка Даши:
Посмотрите внимательно, какие я сделал заготовки для скворечника?
- Давай те посмотрим, они все одинаковые?
- На какие геометрические фигуры они похожи?
- Давайте их посчитаем?
- Какой инструмент нам нужен для работы?
- Посмотрите, какой инструмент я принес с собой (рассматривают и называют принесенный инструмент, пробуют работать с шуруповертом).
- А вот инструменты, которые есть в нашей группе (достают детские, игровые инструменты, называют их).
- Можно ли работать с нашим инструментом? (нет, они игрушечные).
Но сначала надо вспомнить правила безопасности при работе с острыми инструментами.
Центр математики: (используется игра Фребеля «Геометрические фигуры»).
- На карточках – схемы построения скворечника из разных геометрических фигур.
Дети за столами выкладывают скворечники согласно схемам.
Воспитатель: Назовите, из каких фигур вы строили скворечник, назовите цвет фигур, сосчитайте количество используемых в работе фигур.
В конце занятия подводится итог: просмотр выполненной работы в центрах. – Что получилось?
Скворец.
Птиц, ребята не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять,
Зимою птицам помогать,
Их жалеть, оберегать!
До свидания, я полетел обратно, к своим друзьям, порадую их новыми скворечниками.
На прогулке дети с воспитателем развешивают скоречники на территории сада.
В этом занятии я использовали такие активные формы работы:
Наглядные методы:
Плакаты: чертеж-схема с изображением деталей скворечника; «Скворец» – роль взрослого; применение наглядных пособий: календарь года, дней недели, иллюстрации с весенними пейзажами, скворечники, подготовленные и сделанные детьми накануне, картинки с изображением перелетных птиц.
Словесные методы: диалог, беседы, вопросы к детям, чтение стихов и загадок с опорой на наглядность.
Игровые методы: использовались игры «Где скворец?», «Зимующие и перелетные птицы», физкультминутка.
Практический метод: участие детей и взрослых в играх, в составлении из геометрических фигур скворечников(использовалась игра Фребеля «Геометрические фигуры»), в аппликации «Украшение скворечников», в строительстве скворечника из деревянных заготовок.
Использовалось разумное сочетание форм организации детской деятельности (фронтальная, индивидуальная).
Направленность занятия на развитие субъектности детей:
– Мы побуждали детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла проявление инициативы детей.
– стимулировали и поощряли индивидуальные знания детей.
На занятии реализовался принцип индивидуализации и дифференциации:
– учитывались особенности каждого ребенка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент).
– «видели» каждого ребенка, стимулировали его деятельность наводящими вопросами, поощряла, хвалила.
– предлагали разноуровневые задания (с учетом особенностей детей и их интересов).
На занятии была создана комфортная, психологическая обстановка, позитивный, эмоциональный настрой и детей и взрослых, возможность свободного общения, и передвижения детей.
В конце занятия был подведен итог – рассматривали выполненные задания: скворечники – украшенные геометрическим орнаментом; деревяный скворечник, сделанный из заготовок; скворечники построенные детьми из геометрических фигур.
Признаками высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми) явились:
- выделение и осознание детьми проблемы;
- умение детей прогнозировать свою деятельность;
- умение использовать свои знания в различных (нестандартных) ситуациях;
- самостоятельность в работе, преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);
- логика мышления;
- поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).
Считаем, что занятие проведено на высоком уровне: так, как просматривалось включение детей в разрешаемую проблему, предусмотренную темой занятия.