Цели:
- закреплять правила умножения и деления с изученными числами, знание таблицы умножения и деления;
- уметь решать задачи изученных видов;
- учить рассуждать и делать выводы.
Продукт урока: создать сборник задач для 3 класса.
Задачи:
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление, математическую речь;
- воспитывать математическую культуру, интерес к предмету.
Планируемый результат: уметь решать задачи изученных видов; выполнять деление и умножение с числами 1 и 0; пользоваться таблицей умножения и деления; вести диалог.
Личностные умения: позитивное отношение к решению проблемы, понимание собственных достижений;
Метапредметные умения:
1. Познавательные умения: использовать полученные знания для выполнения заданий, отличать задачи изученных видов.
2. Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.
3. Коммуникативные: оказывать сотрудничество, необходимую взаимопомощь, уметь работать в паре и группах.
Предметные умения: различать задачи разных видов, решать задачи изученных видов.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация, заготовки для книги – сборника задач, листочки с задачами.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Средства обучения |
I. Cамоопределение к деятельности. | |||
1.Организационный момент. 1 мин. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания. | Отвечают на приветствие. | “Комплимент” |
2. Определение целей урока- 2 мин. | Формулирует задание. Уточняет понимание учащимися поставленной цели | Определяет цель, тему урока, выдвигают проблему | Диалог |
3.Актуализация знаний – 6 мин. | Даёт индивидуальные задания и
контролирует ход работы. Даёт задания для каждой пары, после выполнения проверяет правильность выполнения и корректирует работу пар. |
5 учеников работают самостоятельно у
доски, класс выполняет примеры на умножение и
деление на скорость. Ищут правильное решение поставленной задачи. |
Самостоятельная парная работа. |
II. Работа над темой | |||
1.Открытие новых знаний -10 мин. | Практическая работа с монетами | Ищут правильное решение поставленной задачи. | |
2.Первичное закрепление - 6 мин. | Просмотр презентации Решение задачи №2 |
Самостоятельно выполняют решение задачи. | Учебник |
3. Эмоциональная разрядка (физ.минутка) - 2 мин. | Читают стихотворение и выполняют движения. | “Сам себе режиссёр” | |
4.Поиск решения (групповая работа) - 8 мин. | Даёт задание | Сами придумывают задачи изученных видов для составления сборника задач. | Групповая работа |
5.Обсуждение - 5 мин. | Заслушивает группы | Предлагают, зачитывают придуманные задачи и решают, берут данный материал в сборник или нет | Диалог |
III. Подведение итогов | |||
1. Рефлексия - 2 мин. | Предлагает закончить начатые высказывания | Анализируя свою деятельность на уроке,
заканчивают предложения: Я сегодня узнал(а)... Мне было интересно... А я и не знал, что... Теперь я знаю, что... |
“Закончи предложение” |
2. Домашнее задание - 1 мин. | Предлагает задания из учебника, придумать задачи для сборника задач. | Знакомятся с предложенными заданиями. | Диалог, самоанализ |
3. Итог урока - 2 мин. | Анализирует работу групп и командиров. | Самоанализ усвоения изучаемой на уроке темы, анализ и оценка работы группы и командиров | Диалог, самоанализ |
Ход урока
I. Cамоопределение к деятельности.
1. Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям, чтобы настроение на уроке было радостным. Я уверена в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас правильных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы справимся с трудностями.
- Я пчела, и ты пчела. Cлайд 2.
Я в полоску, ты пестра.
Я лечу, и ты летишь.
Я жужжу, и ты жужжишь.
Как я хороша собой
Давай дружить с тобой.
2. Определение целей урока.
- Скажите, а хотел бы кто-нибудь из вас стать учёным и выпускать сборники трудов?
- Что такое сборник? (Книга, в которую собраны какие-либо произведения, стихи, задачи).
- А могли бы мы выпустить сборник задач для класса?
- Какая проблема встаёт перед нами?
- Чем мы займёмся на уроке, чтобы решить эту проблему?
3. Актуализация знаний.
1. 5 учеников самостоятельно работают у доски. Cлайд 3.
увеличить в 4 раза | ||||||
9 | 7 | 5 | 3 | 8 | 4 | 6 |
уменьшить в 5 раз | ||||||
35 | 20 | 45 | 30 | 15 | 40 | 10 |
Класс решает примеры на умножение и деление на скорость.
2. Парная работа. Ребята решают задачи в парах. Cлайд 4.
У Саши было 7 наклеек и 35 открыток. Во сколько раз больше открыток, чем наклеек? | На первой полке 48 книг, на второй полке 8 книг. Во сколько раз меньше книг на второй полке? | С одной грядки собрали 54 кг огурцов, со второй 6 кг. На сколько килограммов с первой грядки собрали огурцов больше, чем со второй? |
Альбом стоит 8 рублей. Сколько стоят 4 таких альбома? | Конфетка стоит 5 рублей, а шоколадка в 7 раз дороже. На сколько дешевле стоит конфетка, чем шоколадка? | На 28 рублей купили 7 тетрадей. Сколько стоит одна тетрадь? |
В классе 5 девочек, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько мальчиков в классе? | В огороде собрали 24 кг лука. А чеснока в 4 раза меньше, чем лука. Сколько всего килограммов овощей собрали? | Миша за 4 дня прочитал 12 страниц, а Вика за 3 дня прочитала 18 страниц. На сколько страниц больше читает в день Вика, чем Миша? |
II. Работа над темой.
1. Открытие новых знаний.
А теперь приступаем к решению задач.
Практическая работа с монетами (на доске 3 монеты 5 рублёвые и 4 монеты 2 рублёвые). Cлайд 5.
- Посчитайте, сколько денег? Как вы будете считать? (Можно сложить вместе все монеты. Можно разложить монеты по достоинствам, сосчитать их и сложить результаты).
- Посчитайте, сколько у вас денег, предложенными способами.
- Какой способ счёта оказался более рациональным? Запишите его в виде арифметических действий.
1) 5х3=15 (руб.)-монетами по 5 рублей.
2) 2х4=8 (руб.)-монетами по 2 рубля.
3)15+8=23(руб.)-всего.
- Запишите решение задачи одним выражением (5х3+2х4=23 (руб.)
Ответ: 23 руб.
2. Первичное закрепление
а) Просмотр презентации. (Электронный учебник.Математика.3 класс. М.И.Моро и др., с.86)
б) Решение задачи №2 по учебнику. Cлайд 6.
- Прочитайте задачу: “В детский сад привезли 4 коробки конфет, по 9 кг в каждой, и 3 коробки печенья, по 8 кг в каждой. Сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?”
- что привезли в детский сад? (конфеты и печенья).
- что известно о количестве конфет? (4 коробки по 9 кг).
- что известно о количестве печенья? (3 коробки по 8 кг).
- что нам нужно узнать? (сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?)
- можем ли сразу ответить на вопрос задачи?
- что сначала мы должны узнать?
- можно ли найти сколько кг конфет привезли в 4 коробках? (4х9=36)
- как можем узнать количество печенья? (3х8=24)
- сколько всего килограммов конфет и печенья привезли в детский сад?
3. Эмоциональная разрядка (физ.минутка). Cлайд 7.
В понедельник.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
4. Поиск решения (групповая работа). Cлайд 8.
А теперь группы придумывают и записывают задачи, чтобы создать сборник задач класса по следующим выражениям:
- 9 х 6
- 7 х 5
- 9 х 6 + 7 х 5
- 25 : 5
5. Обсуждение. Cлайд 9.
Группа читает, а класс решает, берём в сборник или нет.
(Листы с записанными задачами тут же собираются в тетрадь и скрепляются заранее приготовленной обложкой. Получается сборник задач. Ребята, смогли мы решить нашу проблему?)
III. Итог урока.
1. Рефлексия.
- А теперь подведём итог. Закончите предложения. Cлайд 10.
- Я сегодня узнал(а)...
- Мне было интересно...
- А я и не знал, что...
- Теперь я знаю, что...
- Оценим работу в группах.
2. Домашнее задание. Придумать задачи изученных видов. Cлайд 11.
3. Итог урока.