Разделы: Логопедия (logopaedics)
Тема: Дифференциация звуков П-Б, закрепление понятия – звонкие-глухие согласные звуки и соответствующие им буквы.
Цели занятия:
- упражнять детей в различении звуков П-Б,
- закреплять понятия звонкие – глухие согласные,
- работать над слоговой структурой слова и звуковым анализом слов, обогащать словарный запас.
Оборудование: слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, изображение букв П-Б из «Веселой азбуки», набор букв звонкие-глухие, цифровые ряды, индивидуальные зеркала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Повторить цепочку слогов со стечением согласных в заданной последовательности.
Пта – пто – пты, тра – три – тры.
Фло – фла – флу, сло – сла – слу.
Клу – кли – кла,
2. Краткий обзор материала прошлых занятий о характерных признаках звонких-глухих согласных звуков
Каждая пара звуков схожа по артикуляции и различается только тем, что при произношении звонких согласных участвует голос, при произношении глухих согласных голос не участвует.
Сравнение звуков П – Б по артикуляции и звучанию. Что общего между звуками П – Б? (При произношении губы резко размыкаются и звуки произносятся коротко, т.е. их нельзя тянуть).
Чем эти звуки отличаются? (Звук Б произносится звонко,
П – глухо, он более тихий).
Артикуляция звуков сопровождается зрительным контролем с помощью индивидуальных зеркал.
3. Анализ букв Б и П
Демонстрация изображений этих букв из «Веселой азбуки» и чтение стихов.
Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.
Буква Б с большим брюшком в кепке с длинным козырьком.
4. Чтение слоговых таблиц
БА – ПА, ПЯ – БЯ, АП.
БО – ПО, ПЕ – БЕ, ОП.
БУ – ПУ, ПЮ – БЮ, УП.
БЫ – ПЫ, ПИ – БИ, ИП.
Чтение слогов, составление слов из данных слогов.
БАЛ –
ПАЛ –
ПОЛ – КА.
БУЛ –
ПИЛ –
– Что общего у всех этих слов? (У них по два слога, а последний слог один и тот же).
– Чем отличаются слова? (У них разное значение).
5. Устный диктант
Услышав слово, поднять соответствующие звукам буквы П или Б.
Грибной, колбаса.
Разбудил, банка.
Плакаты, дупло.
Колобок, плавал.
6. Фонетическая гимнастика
П – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, на уровне диафрагмы, произнося – «па-па-па», опускаем то правый то левый кулак, голова направляется вслед опускаемому кулаку.
Б – руки согнуты в локтях, кисти рук впереди ладошками вверх, пальцы округлы, произнося – «ба-ба-ба», встряхиваем кисти рук
одновременно наклоняя туловище вперед, на итоговое – «ба», руки поднимаются над головой и опускаются вниз.
+Упражнения на гласные и другие согласные звуки.
7. Работа с цифровым рядом
Определить место звуков П –Б в словах, выдвигая соответствующую звуку цифру. Услышав звук П(Б), выдвинуть цифру из цифрового ряда, соответствующую месту звука в слове.
Например: звук – П – третий в слове – лопата.
Попугай, помидор.
Дубовый, папка.
Барбарис, лопухи.
Кубики, бублик.
8. Вписывание слогов
Вписать пропущенный слог ПА – БА в слова, написанные на доске, записать слова в тетрадь, подчеркнуть П – Б разными цветами.
– латка (палатка).
– кет (пакет).
За – вы (забавы).
– рус (парус).
Ло – та (лопата).
9. Составление предложений (устно)
Демонстрация 2-х сюжетных и 1-й предметной картинки к словам:
парус, палатка, забавы. Уточнение значения этих слов.
Предложения для составления:
Все дети любят зимние забавы.
Сильный ветер надувал паруса корабля.
10. Запись предложения
Записать одно предложение под диктовку, подчеркнуть П – Б разными цветами. (Ребята спали в палатке).
11. Подведение итога занятия
Список использованной литературы:
1. И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
2. А.М. Козырева. «Тайны твердых и мягких согласных». Тетрадь для логопедических занятий.
3. В. Волина. «Учимся играя».
4. И. Лопухина. «Логопедия 550».