Дифференциация звуков и соответсвующих им букв П–Б

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Разделы: Логопедия (logopaedics)

Тема: Дифференциация звуков П-Б, закрепление понятия – звонкие-глухие согласные звуки и соответствующие им буквы.

Цели занятия:

  • упражнять детей в различении звуков П-Б,
  • закреплять понятия звонкие – глухие согласные,
  • работать над слоговой структурой слова и звуковым анализом слов, обогащать словарный запас.

Оборудование: слоговые таблицы, предметные и сюжетные картинки, изображение букв П-Б из «Веселой азбуки», набор букв звонкие-глухие, цифровые ряды, индивидуальные зеркала.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Повторить цепочку слогов со стечением согласных в заданной последовательности.

Пта – пто – пты,                          тра – три – тры.
Фло – фла – флу,                         сло – сла – слу.
Клу – кли – кла,                          

2. Краткий обзор материала прошлых занятий о характерных признаках звонких-глухих согласных звуков

Каждая пара звуков схожа по артикуляции и различается только тем, что при произношении звонких согласных участвует голос, при произношении глухих согласных голос не участвует.

Сравнение звуков П – Б по артикуляции и звучанию. Что общего между звуками П – Б? (При произношении губы резко размыкаются и звуки произносятся коротко, т.е. их нельзя тянуть).
Чем эти звуки отличаются? (Звук Б произносится звонко,
П – глухо, он более тихий).
                                                                                                     
Артикуляция звуков сопровождается зрительным контролем с помощью индивидуальных зеркал.

3. Анализ букв Б и П

Демонстрация изображений этих букв из «Веселой азбуки» и чтение стихов.
Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.
Буква Б с большим брюшком в кепке с длинным козырьком.

4. Чтение слоговых таблиц

БА – ПА,        ПЯ – БЯ,        АП.
БО – ПО,       ПЕ – БЕ,        ОП.
БУ – ПУ,        ПЮ – БЮ,     УП.
БЫ – ПЫ,       ПИ – БИ,       ИП.

Чтение  слогов, составление слов из данных слогов.

БАЛ –
ПАЛ –
ПОЛ –        КА.
БУЛ –
ПИЛ –

– Что общего у всех этих слов? (У них по два слога, а последний слог один и тот же).
– Чем отличаются слова? (У них разное значение).

5. Устный диктант

Услышав слово, поднять соответствующие звукам буквы П или Б.

Грибной,          колбаса.
Разбудил,         банка.
Плакаты,          дупло.
Колобок,          плавал.

6. Фонетическая гимнастика

П – руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки, на уровне диафрагмы, произнося – «па-па-па», опускаем то правый то левый кулак, голова направляется вслед опускаемому кулаку.
Б – руки согнуты в локтях, кисти рук впереди ладошками вверх, пальцы округлы, произнося – «ба-ба-ба», встряхиваем кисти рук 
одновременно наклоняя туловище вперед, на итоговое – «ба», руки поднимаются над головой и опускаются вниз.
+Упражнения на гласные и другие согласные звуки.

7. Работа с цифровым рядом

Определить место звуков П –Б в словах, выдвигая соответствующую звуку цифру. Услышав звук П(Б), выдвинуть цифру из цифрового ряда, соответствующую месту звука в слове.

Например: звук – П – третий в слове – лопата.

Попугай,          помидор.
Дубовый,         папка.
Барбарис,        лопухи.
Кубики,           бублик.

8. Вписывание слогов

Вписать пропущенный слог ПА – БА в слова, написанные на доске, записать слова в тетрадь, подчеркнуть П – Б разными цветами.

– латка          (палатка).
– кет              (пакет).
За – вы          (забавы).
– рус              (парус).
Ло – та          (лопата).

 9. Составление предложений (устно)

Демонстрация 2-х сюжетных и 1-й предметной картинки к словам:
парус, палатка, забавы. Уточнение значения этих слов.
Предложения для составления: 
Все дети любят зимние забавы.
Сильный ветер надувал паруса корабля.

10. Запись предложения

Записать одно предложение под диктовку, подчеркнуть П – Б разными цветами. (Ребята спали в палатке).

11. Подведение итога занятия

Список использованной литературы:

1. И.Н. Садовникова. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников».
2. А.М. Козырева. «Тайны твердых и мягких согласных». Тетрадь для логопедических занятий.
3. В. Волина. «Учимся играя».
4. И. Лопухина. «Логопедия 550».