Урок литературного чтения "К.Паустовский «Бескорыстие»". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.

Задачи урока.

  • Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
  • Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
  • Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.

Планируемый результат.

Познавательные УУД:

  • умение находить ответы на вопросы в тексте;
  • умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать своё предложение;
  • умение договариваться, находить общее решение.

Личностные УУД:

  • ориентироваться в нравственном содержании произведения;
  • самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.

Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.

Ход урока

Этапы урока Содержание урока
1. Мотивация Пожелаем друг другу удачи. Помните! С малой удачи начинается большой успех.

Девизом урока чтения будут слова К. Паустовского “Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...”.

2. Актуализация знаний.

Подготовка к восприятию произведения.

 

Беседа – размышление.

- На уроке чтения мы продолжим вести диалог с автором через текст. Для организованной работы предлагаю “Маршрутный лист” (Приложение №1).

Поэт М. Матусовский одно из своих произведений начинает с прямого авторского вопроса “С чего начинается Родина?”.

- Как бы вы ответили на этот вопрос? Выскажите свои предположения.

К этим замечательным стихам композитор В. Баснер сочинил музыку, и получилась прекрасная песня “С чего начинается Родина”. Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса.

- Вы дали разные ответы на вопрос “С чего начинается Родина?”. Автор тоже дает разные ответы на этот вопрос. Почему?

- Предлагаю прочитать отрывок из произведения Артура Беляева “Зрелое лето”. Автор задает прямой вопрос, заставляя читателя задуматься над ними. Прочитайте самостоятельно отрывок и представьте картины, нарисованные писателем (“Маршрутный лист”, задание №1).

Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! – той земли ты урожденный.

Огромна наша равнина... А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь......

- Какой вопрос задает автор читателю?

- Что вы представляли, когда слушали ответ автора на этот вопрос?

3. Словарная работа. Выделение ключевых слов.

- Над какими авторскими вопросами мы размышляли?

(“С чего начинается Родина?”, “ Где она Родина?”)

- Какой темой объединены эти вопросы?

Родина. Родная земля. Родные места.

- Как вы думаете, а можно ли с этими словами связать слова антонимы “корысть и бескорыстие?

(Нужно знать значение этих слов.)

- Определите значение этих слов, используя Толковый словарь.

(Корысть – выгода, материальная польза.)

- Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”.

(Бескорыстие – без выгоды, например, бескорыстная любовь к Родине).

4. Работа с текстом до чтения. Прием – прогнозирование (по названию текста, фамилии автора, ключевым словам учащиеся прогнозируют содержание текста).

- Продолжим знакомство с творчеством К. Паустовского.

- Чем особенны рассказы К. Паустовского? (Писатель заставляет читателя увидеть что-то необычное в обычном).

- Сегодня мы прочитаем рассказ К. Паустовского “Бескорыстие”.

- Какие предположения о содержании произведения вы можете высказать, если я вам скажу, что ключевые слова, которые мы выделили в беседе, взяты из данного произведения.

На доске. Родина. Родная земля. Бескорыстие. Бескорыстная любовь.

(Произведение о бескорыстной любви к Родине, любви без выгоды).

Формулирование темы и цели урока.

- К какому разделу отнесем данное произведение?

(Произведения о Родной земле).

- Определим цель урока.

(Использовать содержание произведения для достижения собственных целей).

Составление плана действий.

- Определим последовательность действий для достижения цели.

5. Работа с текстом во время чтения. Первичное чтение про себя.

- Откройте учебники на странице 136 (Программа “Школа 2100). Прочитайте рассказ про себя. “Читай самому себе, читай не спеша!”.

Выявление первичного восприятия.

- Поделитесь впечатлениями о прочитанном рассказе. Какие чувства вызывает этот рассказ?

- Подтвердились ли ваши предположения?

Повторное чтение с комментированием, ведение диалога с автором.

- По ходу чтения проведем “Диалог с автором”. На что нужно обратить внимание при ведении “Диалога с автором” через текст? (Чтобы разговор был понятным и ярким, мы используем нужную интонацию, логические паузы, жесты).

Беседа по содержанию. Выявление логической структуру текста.

- По ходу беседы по содержанию заполним кластер (“Маршрутный лист”, задание № 2).

- О каком крае рассказал К. Паустовский?

В самом центре России, на стыке трех областей: Московской, Рязанской и Владимирской, раскинулась Мещерская низменность, пожалуй, последний нетронутый уголок дикой природы. Это прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк “Мещера”.

(Местоположение края определить по карте).

- В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма).

- Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю? Ответим словами из текста (выборочное чтение). (Любовь до боли в сердце, любовь, которая не забудется никогда, готов встать на защиту в любую минуту)

- За что он любит этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

(Край научивший видеть и понимать прекрасное).

- Что необычного увидел К. Паустовский в обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение).

(богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край)

6. Работа с текстом после чтения Обобщающая беседа.

- Почему произведение К. Паустовский назвал “Бескорыстие”? Что хотел К. Паустовский сказать читателям своим произведением? (К. Паустовский считал главным в любви к Родине – бескорыстную любовь).

Рассказ об авторе.

К. Паустовский много путешествовал. Он часто бывал в Мещёре. Мещёра стала его родным местом. Как пишет К.Г. Паустовский, он открыл для себя этот край случайно, обратив внимание на клочок карты, в который ему завернули покупку в магазине. Его так заинтриговала эта карта, что в тот же год он приехал в Мещеру и...до конца своей жизни влюбился в этот скромный и тихий край.

Мещера значительно обогатила творчество писателя, стала источником вдохновения и темой многих его произведений. У него есть книга очерков и рассказов “Мещёрская сторона”.

Чтение фрагмента из книги.

- Прочитаем фрагмент из книги К. Паустовского “Мещёрская сторона” с комментированием. (“Маршрутный лист”, задание № 3).

“Что можно увидеть в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно увидеть в Мещёрском крае?)...... лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно услышать в Мещерском крае?).....Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов........”

Мещерский край называют поэтическим краем. Издавна он привлекал и вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и художников. Здесь писал свои прекрасные пейзажи художник И. Левитан. Картины Левитана скромны, но в них заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Творческая работа.

- У вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать чаще? Это и есть ваша малая родина.

- Составьте синквейн о своем родном крае или напишите мини-сочинение. Начните сочинение с авторского вопроса. (“Маршрутный лист”, задание № 4).

Итог урока.

Рефлексия

- Какая главная мысль произведения?

- С какими мыслями уходим с урока?

- Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению?

- Хотел бы ещё почитать произведения этого автора?

- Узнал ли ты о себе что-то новое?

- Спасибо за урок! Закончим урок словами К. Паустовского.

“Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство”.

К. Паустовский

Домашнее задание Выучить наизусть третий абзац очерка.