Цель урока. Формирование навыков смыслового чтения.
Задачи урока.
- Развивать умение работать с подтекстовой информацией.
- Учить проживать эмоционально описанную ситуацию на этапе перечитывания.
- Помочь читателям задуматься о своем отношении к Родине.
Планируемый результат.
Познавательные УУД:
- умение находить ответы на вопросы в тексте;
- умение определять чувства и настроение автора, вслушиваясь в произведение.
Коммуникативные УУД:
- умение аргументировать своё предложение;
- умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД:
- ориентироваться в нравственном содержании произведения;
- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев и свои поступки с нравственными нормами.
Основные понятия: Мещёрский край, корысть, бескорыстие.
Ход урока
Этапы урока | Содержание урока |
1. Мотивация | Пожелаем друг другу удачи. Помните! С
малой удачи начинается большой успех. Девизом урока чтения будут слова К. Паустовского “Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...”. |
2. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию произведения.
|
Беседа – размышление. - На уроке чтения мы продолжим вести диалог с автором через текст. Для организованной работы предлагаю “Маршрутный лист” (Приложение №1). Поэт М. Матусовский одно из своих произведений начинает с прямого авторского вопроса “С чего начинается Родина?”. - Как бы вы ответили на этот вопрос? Выскажите свои предположения. К этим замечательным стихам композитор В. Баснер сочинил музыку, и получилась прекрасная песня “С чего начинается Родина”. Послушайте песню в исполнении Марка Бернеса. - Вы дали разные ответы на вопрос “С чего начинается Родина?”. Автор тоже дает разные ответы на этот вопрос. Почему? - Предлагаю прочитать отрывок из произведения Артура Беляева “Зрелое лето”. Автор задает прямой вопрос, заставляя читателя задуматься над ними. Прочитайте самостоятельно отрывок и представьте картины, нарисованные писателем (“Маршрутный лист”, задание №1). Где она Родина? Притаи на миг хлопоты, приятель, слушай, что отзовется тебе милей всего, где та местность и жизнь, которые всегда за тобой? Та земля, что готов защищать без опыта, лишь с одной верой - она моя! – той земли ты урожденный. Огромна наша равнина... А уж на ней – и леса, и реки, и луга, и горы; гуляют здесь ветры и люди, поют птицы, меняются день и ночь...... - Какой вопрос задает автор читателю? - Что вы представляли, когда слушали ответ автора на этот вопрос? |
3. Словарная работа. | Выделение ключевых слов. - Над какими авторскими вопросами мы размышляли? (“С чего начинается Родина?”, “ Где она Родина?”) - Какой темой объединены эти вопросы? Родина. Родная земля. Родные места. - Как вы думаете, а можно ли с этими словами связать слова антонимы “корысть и бескорыстие”? (Нужно знать значение этих слов.) - Определите значение этих слов, используя Толковый словарь. (Корысть – выгода, материальная польза.) - Попробуйте дать толкование антониму “бескорыстие”. (Бескорыстие – без выгоды, например, бескорыстная любовь к Родине). |
4. Работа с текстом до чтения. | Прием – прогнозирование (по
названию текста, фамилии автора, ключевым словам
учащиеся прогнозируют содержание текста). - Продолжим знакомство с творчеством К. Паустовского. - Чем особенны рассказы К. Паустовского? (Писатель заставляет читателя увидеть что-то необычное в обычном). - Сегодня мы прочитаем рассказ К. Паустовского “Бескорыстие”. - Какие предположения о содержании произведения вы можете высказать, если я вам скажу, что ключевые слова, которые мы выделили в беседе, взяты из данного произведения. На доске. Родина. Родная земля. Бескорыстие. Бескорыстная любовь. (Произведение о бескорыстной любви к Родине, любви без выгоды). Формулирование темы и цели урока. - К какому разделу отнесем данное произведение? (Произведения о Родной земле). - Определим цель урока. (Использовать содержание произведения для достижения собственных целей). Составление плана действий. - Определим последовательность действий для достижения цели. |
5. Работа с текстом во время чтения. | Первичное чтение про себя. - Откройте учебники на странице 136 (Программа “Школа 2100). Прочитайте рассказ про себя. “Читай самому себе, читай не спеша!”. Выявление первичного восприятия. - Поделитесь впечатлениями о прочитанном рассказе. Какие чувства вызывает этот рассказ? - Подтвердились ли ваши предположения? Повторное чтение с комментированием, ведение диалога с автором. - По ходу чтения проведем “Диалог с автором”. На что нужно обратить внимание при ведении “Диалога с автором” через текст? (Чтобы разговор был понятным и ярким, мы используем нужную интонацию, логические паузы, жесты). Беседа по содержанию. Выявление логической структуру текста. - По ходу беседы по содержанию заполним кластер (“Маршрутный лист”, задание № 2). - О каком крае рассказал К. Паустовский? В самом центре России, на стыке трех областей: Московской, Рязанской и Владимирской, раскинулась Мещерская низменность, пожалуй, последний нетронутый уголок дикой природы. Это прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк “Мещера”. (Местоположение края определить по карте). - В чем хотел автор признаться читателям? Какое чувство выразил в произведении? (Любовь к Родине, родной земле – чувство патриотизма). - Какими словами выражена любовь Паустовского к этой земле - Мещерскому краю? Ответим словами из текста (выборочное чтение). (Любовь до боли в сердце, любовь, которая не забудется никогда, готов встать на защиту в любую минуту) - За что он любит этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение). (Край научивший видеть и понимать прекрасное). - Что необычного увидел К. Паустовский в обыкновенном Мещерском крае? Каким он представил этот край? Ответьте словами из текста (выборочное чтение). (богатый, прекрасный, тихая, немудрая земля, лесной, задумчивый край) |
6. Работа с текстом после чтения | Обобщающая беседа. - Почему произведение К. Паустовский назвал “Бескорыстие”? Что хотел К. Паустовский сказать читателям своим произведением? (К. Паустовский считал главным в любви к Родине – бескорыстную любовь). Рассказ об авторе. К. Паустовский много путешествовал. Он часто бывал в Мещёре. Мещёра стала его родным местом. Как пишет К.Г. Паустовский, он открыл для себя этот край случайно, обратив внимание на клочок карты, в который ему завернули покупку в магазине. Его так заинтриговала эта карта, что в тот же год он приехал в Мещеру и...до конца своей жизни влюбился в этот скромный и тихий край. Мещера значительно обогатила творчество писателя, стала источником вдохновения и темой многих его произведений. У него есть книга очерков и рассказов “Мещёрская сторона”. Чтение фрагмента из книги. - Прочитаем фрагмент из книги К. Паустовского “Мещёрская сторона” с комментированием. (“Маршрутный лист”, задание № 3). “Что можно увидеть в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно увидеть в Мещёрском крае?)...... лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещерском крае? (Как вы думаете, что можно услышать в Мещерском крае?).....Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов........” Мещерский край называют поэтическим краем. Издавна он привлекал и вдохновлял поэтов, писателей, музыкантов и художников. Здесь писал свои прекрасные пейзажи художник И. Левитан. Картины Левитана скромны, но в них заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Творческая работа. - У вас есть такие места, которые вызывают у вас похожие ощущения, где вы стремитесь бывать чаще? Это и есть ваша малая родина. - Составьте синквейн о своем родном крае или напишите мини-сочинение. Начните сочинение с авторского вопроса. (“Маршрутный лист”, задание № 4). |
Итог урока. Рефлексия |
- Какая главная мысль произведения? - С какими мыслями уходим с урока? - Какое слово писателя заставит тебя ещё раз вернуться к этому произведению? - Хотел бы ещё почитать произведения этого автора? - Узнал ли ты о себе что-то новое? - Спасибо за урок! Закончим урок словами К. Паустовского. “Учитесь у героев книг любить нашу землю — ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство”. К. Паустовский |
Домашнее задание | Выучить наизусть третий абзац очерка. |