Урок по истории искусства "Художник В.И.Пегушев". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Предмет: История искусства.

Класс: 6 класс (12-13 лет).

Тип: Изучение нового материала.

Вид урока: Экскурсия. Беседа.

Цели урока:

Образовательные:

- познакомить с произведениями В.И. Пегушева;

- выяснить, к каким жанрам отдавал предпочтение этот художник;

- выявить характерные особенности работ В. И Пегушева;

- учить детей видеть красоту работ художников.

Развивающие:

- способствовать развитию речи и творческой способности;

- стимулировать самостоятельное мышление, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Воспитывающие: воспитывать эстетический вкус в области изобразительного искусства.

Знания: Знание основных работ В. И. Пегушева.

Умения: Умение проводить художественный анализ произведений изобразительного искусства.

Методы: Метод беседы, рассказа.

Зрительный ряд: Работы В. И. Пегушева в картинной галереи ДШИ.

План урока:

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Новая тема.

4. Заключительное слово учителя.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня наш урок посвящен замечательному аткарскому художнику Пегушеву Владимиру Ивановичу. И наш урок пройдет в картинной галерее нашей школы Искусств.

На этой выставке мы встретимся с красотой нашей родной земли, посмотрим на нее глазами художника, влюбленного в эти леса, поля, луга, цветы и стога, синеву неба над головой.

Но сначала я бы хотела познакомить Вас с биографией этого замечательного художника.

Родился Владимир Иванович 29 июня 1921 года в Аткарске в семье железнодорожника. Чудом удалось выжить во время голодовки в Поволжье. Но детские годы запечатлелись в памяти светлыми образами общения с родной природой. И именно тогда зародилось желание изображать эту удивительную красоту окружающего мира. Освоить азы мастерства помог школьный учитель рисования Н. Я. Федоров, учитель знаменитого А. П. Бубнова, автора полотна “Утро на Куликовом поле”, вошедшего в классический фонд Советского искусства.

По окончании Саратовского художественного училища в 1942 году был направлен в 12-й отдельный саперный батальон 27-й железнодорожной бригады, на Второй Украинский фронт.

В свободную минутку рисовал портреты сослуживцев, которые отправляли их домой вместо фотографий.

С войсками Второго Украинского фронта прошел Румынию, Венгрию, Чехословакию, где и встретил долгожданную Победу. За образцовое выполнение заданий командования был награжден медалями “За боевые заслуги”, “За взятие Берлина”, “За победу над Германией”.

С 1951по 1976гг. – преподаватель изобразительного искусства и черчения в школах №8 и №9. Школы неоднократно занимали первые места на городских, районных и областных выставках детского рисунка.

С 1969 г. – Член Научного Совета по проблемам эстетического воспитания при Академии Педагогических Наук СССР. Инициатор ежегодного конкурса детского рисунка на асфальте.

С 1970 по 1976 год – участник Всесоюзного эксперимента по определению содержания новой программы изобразительного искусства для общеобразовательных школ (именуемой программой Неменского).

В 1988 году стараниями Владимира Ивановича и его учеников-коллег, в Аткарске открывается художественная школа.

В 1996 году рассмотрев ходатайство городского отдела культуры и кино, общественности, интеллигенции, учитывая огромные заслуги в развитии детского художественного творчества в Аткарском районе и в связи с 75-летием художника, имя Владимира Ивановича Пегушева было присвоено Аткарской детской художественной школе.

В 2005 году был удостоен звания Почетного гражданина Аткарска.

24 апреля 2006 года Владимир Иванович умер.

Но остались его замечательные картины. С 1946 года Владимир Иванович постоянный участник областных, а затем и городских выставок. Его работы хранятся в Саратовском Государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, Художественно-этнографическом музее им. А. П. Бубнова, Аткарском краеведческом музее, Аткарской Центральной библиотеке, ДШИ и у любителей изобразительного искусства.

3. Новая тема.

Работы, представленные на выставке, раскрывают перед нами человека жизнерадостного, любящего родную природу и верящего в эмоционально эстетическую силу живописи.

Для творчества Владимира Ивановича хорошо подходят слова великого Леонардо да Винчи: “В наставницы я взял природу – учительницу всех учителей”.

Учитель: К каких жанрах работал этот художник?

Учащиеся: Пейзаж, натюрморт.

Учитель: Поговорим с вами сначала о пейзаже. Разнообразен аткарский пейзаж, постоянно меняющий свое состояние, в зависимости от погоды, времени года, но всегда по-своему прекрасный. Картины родной природы открываются нам со многих улиц города, из окон домов. И хотя мы обычно не замечаем неброскую красоту наших лесов, полей и неба, она неизменно входит в нашу душу, в нашу жизнь.

С детства любил Владимир Иванович родные места, но особенно остро это почувствовал на фронте. И никакие красоты румынских Карпат или полыхающие алыми пятнами цветущих маков венгерских долин, не смогли затмить скрытную красоту родных дубрав и речек.

И именно поэтому излюбленным жанром художника стал пейзаж. Но не пейзаж вообще, а изображение дорогой с детства родной природы. По мнению Владимира Ивановича, пейзаж – самый патриотический из всех жанров, ибо один государственный строй сменяется другим, а природа – вечна.

Пейзаж этому художнику удаются еще потому, что через образы и состояния природы он передает человеческие чувства, настроения, эмоции. Он особенно чувствует родную аткарскую природу, воспринимает все ее малейшие изменения. И в то же время, умеет в одном пейзаже, будь то талая вода, стог, стоящий посреди широкого поля, лесная просека или дворик, показать всю красоту природы. И мы не перестаем любоваться полями и перелесками, буйством осенних красок, холодной прозрачностью воздуха и особенной отчетливостью цвета, когда осенью у природы появляется воспетая поэтами “кроткая улыбка увядания”.

Для своих картин художник выбирает не какие-то исключительные красивые места, а, наоборот, старается отыскать и показать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем пейзаже и так действуют на душу.

Работы этого художника небольшие по формату, камерные, лирические, интимные, простые и изысканные одновременно, как и сама русская природа. Вряд ли когда-нибудь еще аткарские рощи и перелески получали такое поэтическое объяснение в любви, какими стали его картины. В этих работах мы наблюдаем смену настроения: то радость от багряного буйства листвы в работе “Осень в пышном наряде”(20), где промытое до прозрачной глубины небо, золото листвы, пожухлая трава сливаются в нечто неотъемлемое и вечное – в краску мира, очаровывающую и просветляющего человека; то тишину и спокойствие от засыпающей природы в пейзаже “Вечерние огни”; восхищение осенним закатом в “Заводь. Осень”(22); полуденную негу в пейзаже “Полдень на Медведице”(23), где жаркое солнце играет всеми цветами на деревьях, кустарниках и зеркальной глади воды; очарование от пейзажа “Зацвели пролески”(24), где подснежники как бирюзовые камешки рассыпаны под высокими многолетними деревьями. И мы ощущаем, как на наших глазах оживает природа.

В чисто русском, национальном пейзаже “Перед долгой зимой” с белоствольными тонкими березками, уходящей вдаль дорогой (эти элементы, кстати, часто встречались в работах многих русских живописцев) одновременно ощущаешь и радость от красоты этой бесхитростной природы, и щемящую грусть от наступающей зимы.

Несмотря на то, что Великая Отечественная война оставила свой след в душе художника, Владимир Иванович не изображает войну. Но среди его лирических работ встречаются сюжеты драматического звучания. Среди них почти черная “Непогодь”(25), написанная маслом. Мрачная полоса леса, клубящиеся в небе облака, мерцающие отражения в воде и спрятавшаяся за тучами луна. Художник сумел передать то состояние печали, тоски, тревоги, неуютности, которое выражено в строке любимого им поэта А. С. Пушкина: “Всю мрачную тоску на душу мне наводит”.

Учитель: Какому времени года художник отдает предпочтение?

Учащиеся: Художник на своих работах изображает с одинаковым удовольствием все времена года. Нельзя сказать, что он любит больше.

Учитель: Художник был очарован природой в любое время года; времена года в его работах являются как бы сменой ее одежд, не меняющей, по существу, ее лица, но при этом в новом освещении, в новых декорациях подчеркиваются те или иные особенности.

Тишиной, покоем и еще кокой-то необъяснимой радостью веет от пейзажа “Петров день”(26): от высокого голубого неба, скромных березок, лугов со стожками, залитых невероятно ярким солнцем, и от этой бескрайности, отчего пейзаж кажется монументальным.

Чем-то таинственным веет от картины “У вороньей просеки”. Завораживает все: и полянка, пестрящая разноцветными травам, высокие деревья, которые расступились, образовав темный проход, приглашая окунуться в таинство леса.

Легкая, прозрачная акварель “Весна на огородах” хорошо передает состояние ранней весны: высокие до самого неба деревья, окутанные легкой дымкой, крошечные фигурки человека и лошадки, только что вспаханное поле, - все ожидают что-то светлое и хорошее. Недаром издавна весна считалась временем предстояния. Именно с весной связывались все лучшие надежды на будущее.

В пейзаже “Конец сентября”(28) мы смотрим на городок с высоты птичьего полета, который растворяется в синеве воздушной дымке. Пейзаж навевает немного грустное настроение, так как понимаешь, что пройдет совсем немного времен и этот ярко-желтый куст, возвышающийся над всеми, потеряет свою последнюю листву, и вся природа уснет. Этому пейзажу по своему настроению очень близок дугой – “Вдали Аткара”(29).

В других работах - “Осенний день”(30), “В конце лета”(31) мы ощущаем радостное, приподнятое настроение от простора, обилия света, ярких красок бездонного неба. И мы невольно ощущаем свежий ветер этих работ.

В летнем пейзаже “В разгаре лета”(32) наблюдаем спокойное, умиротворенное состояние, где в лучах жаркого солнца дремлют маленькие домики, примостившиеся под косогором, стараясь спрятаться под тенью высоких деревьев.

Буйство стихии мы наблюдаем в акварелях “Дождь пошел” и “Ливень”(33). Но настроение от этих картин не становится грустным, а наоборот, приподнятое, может быть от того, что всегда после сильного дождя выглядывает солнце и согревает все своим теплом.

В сказочно красивом пейзаже “Весеннее утро на Долгом озере”(34) мы наблюдаем как художник через перламутровый колорит, тонкие тянущиеся вверх ветки деревьев, через зеркальную гладь озера с отражающимся в нем восходящим солнцем, показал чарующее пробуждение природы.

Холодом веет от работы “Зимние сумерки”(35). Черная гладь речушки, маленькие домики с шапками снега и серое неуютное небо – все повествует нам о надвигающей ночи.

Учитель: А что вы можете сказать о его натюрмортах?

Учащиеся: В основном это - цветочные натюрморты.

Учитель: Всю свою жизнь художник очень люби рисовать цветы – полевые, садовые, они постоянно присутствуют в его работах.

“Потому я и люблю и пишу цветы и пейзажи, что был на фронте, - ответил художник, когда однажды его спросили, почему у него – фронтовика, видевшего ужасы войны, нет картин на эту тему. – Люблю писать цветы – одно и лучших проявлений природы. В них я вижу жизнеутверждающее начало, символ красоты и гармонии”.

Цветы в натюрмортах в мировом искусстве на протяжении столетий в основном олицетворяли кратковременность человеческой жизни. Поскольку самые красивые создания природы неизбежно обречены на умирание.

Но натюрморты Владимира Ивановича отличаются тем, что с помощью цвета и мазка, художник оказался способен передать не только внешние формы цветов, но и наполнить содержание картины эмоциональным смыслом.

Вглядитесь в цветочные натюрморты художника. От прикосновения кисти или мелка пастели, расцвели на бумаге или холсте цветы. Это и царица цветов – роза в “Натюрморте в оранжевой гамме”(36). Эта пастель отличается тонкостью и большим мастерством исполнения. Выполненная различными штрихами, работа создает чарующее впечатление. В пастели “Смятение”(37) веет летним днем. Кто не помни разноцветные, простенькие, на первый взгляд, эти цветы, растущие в садах, вдоль дорог, как придется. И многие не обращают никакого внимания на эти скромные цветы. Но в этой работе я посмотрела на них глазами художника, и увидела всю прелесть и красоту этих жмущихся дуг к другу в каком-то смятении цветы.

В “Натюрморте в голубой гамме”(38) царит торжество и спокойное величие, в “Цветах в черной вазе”(39) подчеркнута хрупкая красота, в пышных “Флоксах”(40) наблюдаем красоту, граничащую с роскошью и неотвратимым увяданием. В “Восточных маках”(41) невольно обращаешь внимание на стойкость и бравурность. Несмотря на опадающие лепестки, цветы всеми силами стараются сохранить свою хрупкую и недолговечную красоту.

Эти растения увидены художником с какой-то необыкновенной глубиной и проницательностью. В каждом и их он ощущает личность, заключенную в форму, одетую в цвет. Но говорящие ему о тайне и чуде творения. И это ощущение, художник в полой мере передает нам, зрителям.

Существует старое восточное изречение: “Краски в природе – это ее улыбки, которые она воплощает в цветах”.

Краски Владимира Ивановича переносят эти улыбки на картины и, кажется, что художник воспринимает жизнь, как огромный сад, наполненный цветами. И этот мир он пишет с особым удовольствием, любовью и наслаждением. И художник не скрывает этого: “Что может быть прекраснее цветов? Я смотрю на полевую ромашку или таволгу, и сердце замирает от счастья. Запах таволги кружит голову. А дикая мальва своей непосредственной красотой вызывает слезы. А вот перед вами роза - царица цветов, гордая в своей красоте, и нежнейшая в своем облике и благоухании! Так можно пройти мимо? Нет! Нельзя! Кисть и краски помогли мне сделать все, чтобы это чудо, созданное природой, было всегда со мной. Посмотрите, и вы поймете мены как художника и человека”.

Учитель: В какой технике работает В.И. Пегушев?

Учащиеся: Работы выполнены маслом, акварелью, пастелью, акриловыми красками.

Учитель: Рассматривая работы Владимира Ивановича, трудно определить, какой технике он отдает предпочтение: акварели, пастели или живописи маслом. И какой бы материал он не брал в руки, в какой бы технике ни работал, его искусство всегда остается добрым, воспевающим красоту родного края.

Замечательное место в творчестве Владимира Ивановича занимают работы, выполненные пастелью. Пастель – это хрупкий цветной мелок толщиной с карандаш и короче его в три раза. В своем творчестве пастель использовали многие знаменитые как западноевропейские, так и русские художники. Пастелью работают в чистом виде и в соединении с другими материалами, с гуашью, с акварелью, например, как в работах “Натюрморт в голубой гамме” и “Цветы в черной вазе”. В этих работах представлена почти вся техника пастели: энергичные линии, контур, штрихи, местами растушеванное красочное пятно помогают как нельзя лучше передать замысел художника.

В пейзажах “Река Белгоза близ Вольновки”(49), “Грачиный грай”(50), “Весна в Романцевом саду” - мягкость, бархотистость, чистота, тонкие переходы цветов, - все эти замечательные свойства пастели мастерски используются художником, как и во многих других работах.

Техника акварели – с ее возможностью достигать чистоты цвета и передавать движение – словно создана для работы в жанре лирического пейзажа. Художник любил работать в этой технике, создав в ней удивительные произведения – такие как “Вечер в степи”, “Хлевушок”, “Теплый вечер”(52), “Осенний закат”, “Утро ранней весны”(53).

Говоря о творчестве Владимира Ивановича, нельзя не сказать о том, что четверть века проработал он в школах №8 и №9 и воспитал несколько поколений учителей и художников, которые продолжают начатое им. И в этом тоже счастье творчества.

А сам художник и педагог Владимир Иванович Пегушев о деле своей жизни сказал так: “Напряженная работа учителя изобразительного искусства часто не оставляет ни минуты свободного времени для творчества. Но я об этом не жалею. Разве не благодарная задача – научить ребят чувствовать красоту, стремиться к прекрасному, бороться с безобразными явлениями в жизни, то есть жить по законам красоты? И, конечно, привить любовь к родной природе”.

Но, к сожалению, мы не всегда видим окружающую нас красоту, и порой не умеем ее разглядеть. И эта выставка – своеобразное окно в мир, глядя в который, мы становимся ближе к природе. И мне очень нравятся слова Владимира Ивановича, который как-то сказал: “Я был бы счастлив, если бы в какой-то степени мои живописные работы помогли бы вам острее почувствовать красоту нашей родной природы и сильнее ее полюбить”.

4.Заключительное слово учителя: И завершить наш рассказ об этом замечательном художнике хотелось стихотворением, посвященном Владимиру Ивановичу и написанному Макеевой Евгенией Александровной. Называется стихотворение - “Художник”.

Взволнует душу и заворожит
С осенней ветви желтый лист слетая
И красками своими оживет
Художника палитра золотая.

Сгустятся тучи, дождь пойдет косой,
И мокрый лес исчезнет в дымке серой.
Вновь живописец на холсте своем
Творит пейзаж душой и кистью смелой.

Уснуло все под снежным полотном
Все замерло и ждет весны природа...
Художник пишет зиму за окном,
Его влечет и это время года.

Идет весна неспешно по земле
И март звенит капелью, неба синью,
И сердце вдруг замрет и застучит быстрей
В восторге перед пробужденьем к жизни.

Рука сама потянется к холсту –
Он творческий порыв сдержать не в силах.
Запечатлеть поможет красоту
Недремлющая, неведомая сила.

Но вот весна сдает свои права,
Сменяется прекрасным, знойным летом.
И на холсте листва, цветы, трава.
Вдруг распускаются чудесным, пышным цветом.

И вновь летит осенний желтый лист.
И дразнит мастера игрой волшебной цвета –
Вновь холст пред ним – волнующ, бел и чист,
И он благодарит судьбу за это.

Замкнулся круг – он сызнова начнет,
Над ним не властны беды и ненастья.
Он петь готов и плакать от того,
Что в жизнь его приходи это счастье.

Творите же, кому сей дар знаком,
Творите вдохновенною душою!
Нельзя устать писать и прославлять
Чудесный мир, рожденный красотою.

Художником владеет вдохновенье,
Пока он может – будет он писать!
И суждено прекраснейшим твореньям
Рождаться, жить...но, нет, не умирать!