Урок русского языка на тему "Что такое лексическое значение слова?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Класс 2
Дидактическая цель

Образовательная

Развивающая

Воспитательная

Создать условия для ознакомления с понятием лексическое значение слова, правописанием словарного слова ягода, со словарями; для формирования умения объяснять значение слов.

Формировать умение объяснять значение слов;

– формировать умение работать со словарем.

Развивать познавательный интерес к предмету, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания.

Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.

Тип урока Решение учебной задачи
Форма урока Урок-исследование
Планируемые результаты (предметные) Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета
Личностные результаты Проявляют уважительное мнение к чужому мнению
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: осуществляют поиск решения учебной задачи.

Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”; логические – классифицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку).

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.

Основное содержание темы, понятия и термины Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название нескольких однородных предметов. Слово с непроверяемым написанием ягода.
Образовательные ресурсы Для учителя: интерактивная доска, презентация, этимологический словарь;

для обучающихся: сигнальные карточки-смайлики, карточки, тетрадь, орфографический словарь, толковый словарь.

 Сценарий урока

Деятельность учителя Деятельность учеников Оформление доски
(оборудование для урока)
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности 2 мин

Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу

Приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Для того, чтобы урок прошел успешно мы будем работать в группах. Распределите роли и назовите правила работы в группе.

Ученик диктует число и классная работа. Посадка во время письма.

Приветствуют учителя. Показывают при помощи смайликов свое настроение.

Проверяют готовность к уроку.

Распределяют роли в группе: спикер, писарь, контролем, часовщик.

Повторяют правила при работе в группе:

Работают в тетради, записывают число и классная работа.

Слайд № 2
Личностные: личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

Регулятивные: подготовка к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Постановка учебной задачи 15 мин

Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока

Чистописание

- Угадайте, какую букву будем писать.

- Какая буква служит для мягкости согласных?

- Какая буква обозначает два звука, когда стоит в начале слова или после гласной?

- Какая из них стоит последняя в алфавите?

- Эту букву и будем сегодня писать.

Словарно-орфографическая работа. Ягода

Дети отгадывают букву. (Я)

Отвечают.

Выполняют письмо по образцу.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Слайд № 3
- Отгадайте загадку:

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
Держась рукой за тросточку,
Тебя давно я жду.
Ты съешь меня, а косточку
Зарой в своем саду.

Отгадывают загадку (ягода) Слайд 4
- Как вы понимаете слово “ягода”?

- Какой это плод?

- Где растут ягоды?

- Скажите полностью, что такое ягода?

- Где можно узнать значение слова “ягода”?

- Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря)

- У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем.

Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово “ага”. От этого “ага” сначала было произведено слово “агода”, которое затем превратилось в “ягода”. Изначально оно имело значение “то, что выросло”.

Другой взгляд на происхождение слова: “ягода” образовалось от “яг” - “щечки”. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые).

- Это плод.

- Сочный, небольшой ...

- Кустарники, полукустарники, трава

- Ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах

- В толковом словаре

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

Слайд 7

- Прочитаем слово “ягода” орфографически. Как это?

- Прочитайте это слово орфоэпически. Как это?

- Различается ли произношение и написание?

- Ягода – это предмет, признак или действие?

- Запишите слово “ягода” в тетрадь

- Поставьте ударение.

- Определите трудность его написания.

- Запомнить написание этого слова нам поможет карточка

- Что изображено на рисунке?

- Когда дарят такой торт?

- Повторяем несколько раз: год, год, год ... (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам)

- Какое слово поможет запомнить написание слова “ягода”?

- Составим словосочетания со словом “ягода”.

- Придумайте предложения с этим словом.

  Слайд 8
Какие ягоды вы знаете?

- Что мы сейчас сделали?

- Как бы вы назвали эти группы?

- Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

- Эта тема нашего урока.

- Чтобы у вас хватило сил на выполнение заданий, надо сделать зарядку.

ФИЗМИНУТКА

Лесные: голубика, земляника.

Садовые: малина, смородина.

- Разбили слова на две группы.

- Группы по лексическому значению слова.

- Делить слова на группы по лексическому значению.

Слайд 9
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Предметные: классифицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку).

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Усвоение новых знаний и способов действий 10 мин

Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт

Классификация слов (упр. 56)

- Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать?

- Объясните значение слова “насекомые”.

- Объяснения вы дали, но они разные.

- Как узнать точное значение слова?

- В каком? (На столе различные словари, выберите нужный)

- Почему вы выбрали именно толковый словарь?

- Предлагаю вам найти значение слова в словаре.

Вопрос к группе, которая справилась быстрее всех.

- Как вам удалось так быстро найти значение слова?

Кто не смог найти (или долго искал):

- Почему возникли затруднения?

- Как выйти из этой ситуации?

ФИЗМИНУТКА

Читают слова, определяют лексическое значение, записывают слова по группам.

Предлагают названия групп.

- Насекомые, птицы, звери, рыбы.

 

- В словаре.

Толковый словарь.

Группы, выполнившие задание, показывают знак ГРУППА ГОТОВА.

Объясняют.

Отвечают на вопросы.

Предлагают.

Оценивание работы.

Словари

 

Слайд № 10

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Предметные: деление слов на группы по лексическому значению.

Закрепление знаний и способов действий - 8 мин

Цель: закрепить умение делить слова на группы по лексическому значению.

В какие группы по значению можно распределить эти слова? Какое слово оказалось в двух группах слов?

Москва, Владимир, Пушкин, Маршак, Томск, Айболит, Татьяна, Дюймовочка, Андерсен, Сергей, Ярославль, Чуковский, Андрей, Незнайка.

Взаимопроверка.

Оценивание работы.

Распределяют слова по следующим группам:

Города:

Имена:

Писатели:

Сказочные герои:

Слово Владимир написали дважды.

Работа в парах- взаимопроверка

Оценивание работы.

Слайд 11

 

 

Слайд 12

Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Предметные: деление слов на группы по лексическому значению.

Рефлексия учебной деятельности 3 мин

Цель: проверка способности самооценки, как личностный результат

- Что такое лексическое значение?

- Для чего нужно знать лексическое значение слов?

- Где можно узнать значение непонятных слов?

Вы сегодня много работали, оцените свою работу с помощью светофора.

Ответы детей.

Показывают при помощи смайликов свое понимание темы урока.

Заполнение рефлексивного листа.

Слайд 13
Домашнее задание – 2 мин
- Ребята, кому понравилось определять лексическое значение слов?

- Эту интересную работу вы можете продолжить дома и представить завтра всему классу.

Домашнее задание по выбору:

1) с.46-47 упр.57

2) Составить три группы слов по лексическому значению.

Отвечают.

Записывают домашнее задание.

Слайд № 14