Класс | 2 |
Дидактическая цель Образовательная Развивающая Воспитательная |
Создать условия для ознакомления с
понятием лексическое значение слова,
правописанием словарного слова ягода, со
словарями; для формирования умения объяснять
значение слов. Формировать умение объяснять значение слов; – формировать умение работать со словарем. Развивать познавательный интерес к предмету, умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания. Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий. |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Форма урока | Урок-исследование |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета |
Личностные результаты | Проявляют уважительное мнение к чужому мнению |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: осуществляют поиск
решения учебной задачи. Познавательные: общеучебные – учатся работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета “Русский язык”; логические – классифицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку). Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществляют взаимный контроль, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название нескольких однородных предметов. Слово с непроверяемым написанием ягода. |
Образовательные ресурсы | Для учителя: интерактивная
доска, презентация, этимологический словарь; для обучающихся: сигнальные карточки-смайлики, карточки, тетрадь, орфографический словарь, толковый словарь. |
Сценарий урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Оформление доски
(оборудование для урока) |
|
Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности 2 мин Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу |
|||
Приветствует учащихся. - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению. - Как много улыбок засветилось. Спасибо! - А это моё настроение... Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! Для того, чтобы урок прошел успешно мы будем работать в группах. Распределите роли и назовите правила работы в группе. Ученик диктует число и классная работа. Посадка во время письма. |
Приветствуют учителя. Показывают
при помощи смайликов свое настроение. Проверяют готовность к уроку. Распределяют роли в группе: спикер, писарь, контролем, часовщик. Повторяют правила при работе в группе: Работают в тетради, записывают число и классная работа. |
Слайд № 2 | |
Личностные: личностное,
жизненное самоопределение и построение
жизненных планов во временной перспективе. Регулятивные: подготовка к уроку. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
|||
Постановка учебной
задачи 15 мин Цель: на основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока |
|||
Чистописание - Угадайте, какую букву будем писать. - Какая буква служит для мягкости согласных? - Какая буква обозначает два звука, когда стоит в начале слова или после гласной? - Какая из них стоит последняя в алфавите? - Эту букву и будем сегодня писать. Словарно-орфографическая работа. Ягода |
Дети отгадывают букву. (Я) Отвечают. Выполняют письмо по образцу. Вырабатывают каллиграфический почерк. |
Слайд № 3 | |
- Отгадайте загадку: Была
зеленой, маленькой, |
Отгадывают загадку (ягода) | Слайд 4 | |
- Как вы понимаете слово “ягода”? - Какой это плод? - Где растут ягоды? - Скажите полностью, что такое ягода? - Где можно узнать значение слова “ягода”? - Если мы обратимся к этимологическому словарю, то узнаем очень интересную информацию об этом слове (показ словаря) - У каждого из вас на парте находится выписка из этого словаря. Давайте прочитаем. Происхождение. В глубочайшей древности существовало в праславянском языке слово “ага”. От этого “ага” сначала было произведено слово “агода”, которое затем превратилось в “ягода”. Изначально оно имело значение “то, что выросло”. Другой взгляд на происхождение слова: “ягода” образовалось от “яг” - “щечки”. Ягоды названы так потому, что похожи на щечки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). |
- Это плод. - Сочный, небольшой ... - Кустарники, полукустарники, трава - Ягода это небольшой сочный плод, который растет на кустарниках, травах - В толковом словаре |
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7 |
|
- Прочитаем слово “ягода”
орфографически. Как это? - Прочитайте это слово орфоэпически. Как это? - Различается ли произношение и написание? - Ягода – это предмет, признак или действие? - Запишите слово “ягода” в тетрадь - Поставьте ударение. - Определите трудность его написания. - Запомнить написание этого слова нам поможет карточка - Что изображено на рисунке? - Когда дарят такой торт? - Повторяем несколько раз: год, год, год ... (картинка приподнимается вверх и прочитывается слово год). Затем открывается слово ягода (читаем хором по слогам) - Какое слово поможет запомнить написание слова “ягода”? - Составим словосочетания со словом “ягода”. - Придумайте предложения с этим словом. |
Слайд 8 | ||
Какие ягоды вы знаете? - Что мы сейчас сделали? - Как бы вы назвали эти группы? - Скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? - Эта тема нашего урока. - Чтобы у вас хватило сил на выполнение заданий, надо сделать зарядку. ФИЗМИНУТКА |
Лесные: голубика, земляника. Садовые: малина, смородина. - Разбили слова на две группы. - Группы по лексическому значению слова. - Делить слова на группы по лексическому значению. |
Слайд 9 | |
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование
познавательной цели, формулирование проблемы. Предметные: классифицируют слова (объединяют в группы по существенному признаку). Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
|||
Усвоение новых знаний и
способов действий 10 мин Цель: научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя свой жизненный опыт |
|||
Классификация слов (упр. 56) - Прочитайте. В зависимости от лексического значения слов объедините их в четыре группы. Как каждую группу можно назвать? - Объясните значение слова “насекомые”. - Объяснения вы дали, но они разные. - Как узнать точное значение слова? - В каком? (На столе различные словари, выберите нужный) - Почему вы выбрали именно толковый словарь? - Предлагаю вам найти значение слова в словаре. Вопрос к группе, которая справилась быстрее всех. - Как вам удалось так быстро найти значение слова? Кто не смог найти (или долго искал): - Почему возникли затруднения? - Как выйти из этой ситуации? ФИЗМИНУТКА |
Читают слова, определяют
лексическое значение, записывают слова по
группам. Предлагают названия групп. - Насекомые, птицы, звери, рыбы.
- В словаре. Толковый словарь. Группы, выполнившие задание, показывают знак ГРУППА ГОТОВА. Объясняют. Отвечают на вопросы. Предлагают. Оценивание работы. |
Словари
Слайд № 10 |
|
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе
информации. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Предметные: деление слов на группы по лексическому значению. |
|||
Закрепление знаний и
способов действий - 8 мин Цель: закрепить умение делить слова на группы по лексическому значению. |
|||
В какие группы по значению можно
распределить эти слова? Какое слово оказалось в
двух группах слов? Москва, Владимир, Пушкин, Маршак, Томск, Айболит, Татьяна, Дюймовочка, Андерсен, Сергей, Ярославль, Чуковский, Андрей, Незнайка. Взаимопроверка. Оценивание работы. |
Распределяют слова по следующим
группам: Города: Имена: Писатели: Сказочные герои: Слово Владимир написали дважды. Работа в парах- взаимопроверка Оценивание работы. |
Слайд 11
Слайд 12 |
|
Регулятивные:
осознание качества и уровня усвоения, внесение
необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона,
реального действия и его продукта Личностные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Предметные: деление слов на группы по лексическому значению. |
|||
Рефлексия учебной
деятельности 3 мин Цель: проверка способности самооценки, как личностный результат |
|||
- Что такое лексическое значение? - Для чего нужно знать лексическое значение слов? - Где можно узнать значение непонятных слов? Вы сегодня много работали, оцените свою работу с помощью светофора. |
Ответы детей. Показывают при помощи смайликов свое понимание темы урока. Заполнение рефлексивного листа. |
Слайд 13 | |
Домашнее задание – 2 мин | |||
- Ребята, кому понравилось
определять лексическое значение слов? - Эту интересную работу вы можете продолжить дома и представить завтра всему классу. Домашнее задание по выбору: 1) с.46-47 упр.57 2) Составить три группы слов по лексическому значению. |
Отвечают. Записывают домашнее задание. |
Слайд № 14 |