ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Практические занятия призваны активизировать студентов, мобилизовать на использование всех полученных знаний, проявить творческий подход; направлены на формирование практических умений и навыков (профессиональных компетенций):
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции, услуг, процессов
- оформлять техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Тема: Принципы и методы стандартизации. Изучение правовой базы стандартизации ФЗ «О техническом регулировании»
Цель: Научиться работать с нормативными документами
Время: 90 минут
Оснащение: ФЗ «О Техническом регулировании», ПК
Задание 1. Ознакомление с ФЗ «О Техническом регулировании»
Задание 2. Ответить на вопросы:
Дать определение понятию «Техническое регулирование»
Перечислить области технического регулирования
Что является объектами регулирования
Перечислить основные принципы технического регулирования
Задание 3. Выполнить тест:
Вариант 1
I. Какие отношения регулирует Федеральный закон «О техническом регулировании»?
1. Разработку, принятие, применение и исполнение обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации.
2. Оценку соответствия.
3. Права и обязанности участников отношений.
II. На какие объекты распространяется сфера применения Федерального закона «О техническом регулировании»?
1. На единую сеть связи РФ.
2. На положения о бухгалтерском учете.
3. На требования к процессам производства продукции.
III. Как называются работы по установлению тождественности характеристик продукции ее существенным признакам?
1. Прослеживаемость продукции.
2. Идентификация продукции.
3. Подтверждение соответствия.
IV. Что понимается под идентификацией продукции?
1. Установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
2. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
3. Установление соответствия продукции требованиям технических регламентов.
V. Что представляет собой стандарт?
1. Документ, в котором в целях добровольного многократною пользования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
2. Документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
3. Документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям потребителей.
VI. Что представляет собой стандартизация?
1. Деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
2. Правовое регулирование отношений в области оценки соответствия и установления, применения и исполнения обязательных и добровольных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
3. Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договора
VII. Что представляет собой техническое регулирование?
1. Правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
2. Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
3. Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
VIII. Что представляет собой технический регламент?
1. Документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
2. Определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
3. Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
IX. С какими целями принимаются в Российской Федерации технические регламенты?
1. Для защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
2. Для предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
3. Для установления технико-экономического уровня объектов регламентирования лучшим мировым образцам.
X. Какие требования должны устанавливаться в технических регламентах с учетом степени риска причинения вреда?
1. Минимально необходимые.
2. Максимально необходимые.
3. Оптимальные.
Вариант 2
I. Что обеспечивают требования технических регламентов (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»)
1. Единство измерений.
2. Электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования.
3. Ядерную и радиационную безопасность.
II. Какие стандарты могут использоваться в качестве основы при разработке проектов технических регламентов?
1. Международные стандарты (полностью или частично).
2. Национальные стандарты (полностью или частично).
3. Ни один из указанных стандартов.
III. Какие виды технических регламентов используются в Российской Федерации?
1. Общие технические регламенты.
2. Специальные технические регламенты.
3. Синергетические технические регламенты.
IV. Каков порядок принятия технических регламентов?
1. Как федеральный закон, в порядке, установленном для принятия федерального закона.
2. В порядке заключения международного договора, подлежащего ратификации.
3. Как постановление Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии.
V. В каких целях осуществляется стандартизация?
1. Взаимозаменяемость продукции.
2. Повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг.
3. Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности и безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов.
4. Рациональное использование ресурсов.
5. Техническая и информационная совместимость.
VI. Какие принципы должны выполняться при стандартизации:
1. Добровольное применение стандартов.
2. Недопустимость создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации.
3. Обязательное применение стандартов.
VII. Какие документы используются в области стандартизации на территории РФ?
1. Правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации
2. Стандарты Европейского союза.
3. Стандарты организаций.
VIII. Как в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» называется стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации?
1. Международный стандарт.
2. Межгосударственный стандарт.
3. Национальный стандарт.
IX. Как называется документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, услуг, правила осуществления и характеристики различных процессов, а также требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения?
1. Технический регламент.
2. Технические условия.
3. Стандарт.
X. Как называется документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством России, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования?
1. Национальный стандарт.
2. Международный стандарт.
3. Технический регламент.
XI. Как называется проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции и процессам и принятие мер по результатам проверки?
1. Аудит требований технических регламентов.
2. Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов.
3. Ревизия требований технических регламентов.
Домашнее задание:
1) Как называется состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений:
2) Как называется форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
Тема: Анализ структуры стандартов разных видов на соответствие требованиям
Цель: Научить студентов понимать категории, виды, структуру стандартов, привить общие навыки работы с нормативно-технической документацией
Оснащение: Стандарты различных категорий и видов
Время: 90 мин
Задание:
По мере ознакомления с документами делать записи в таблицу:
№ |
Категория и № документа |
На какую продукцию установлен |
Кем внесен |
Кем утвержден и год утв |
Срок введения |
Вид документа по содержанию и назначению |
Основные разделы |
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность Государственной системы стандартизации
2. Что такое стандарт
3. Какие существуют категории стандартов
4. В чем особенность каждой категории стандарта по их разработке, утверждению и сфере действия
5. Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований стандартов
6. На какую продукцию устанавливаются технические условия
7. Каково назначение ежегодных Указателей стандартов
Домашнее задание:
1) Какая особенность в обозначении стандартов на продукцию, имеющую Государственный знак качества
2) От чего зависит вид стандарта
3) В каком разделе стандарта продавец может установить потребительские характеристики товара
4) В каком разделе стандарта приводятся требования к условиям хранения продукции
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
Тема: Анализ номенклатуры показателей качества, предусмотренных стандартами
Цель работы: Изучить стандарт, понять его значение и роль в обеспечении качества
Время: 2 академ.часа
Оснащение: Стандарт
Работа проводится в малых группах по 5 человек
1. Внимательно изучите содержание стандарта. Какие разделы в нем содержатся
2. Выпишите таблицы:
А. органолептических показателей качества
Б. лабораторных показателей качества
В. Правила приемки, маркировки
Контрольные вопросы:
- Что такое качество продовольственной продукции
- Какими способами можно определить качество
- Для чего необходимы стандарты на пищевые продукты
- Как вы будете проводить органолептический анализ
- Какое значение для коммерсанта имеет умение правильно оценивать качество органолептическим способом
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
Тема: Изучение этапов разработки стандартов разных категорий, пересмотра, отмены
Цель: Понять эффективность формирования стандартов как необходимого фактора, проявляющегося в процессе деятельности субъектов хозяйствования различных форм собственности
Оснащение: Стандарты, схема
Время: 90 мин
Задание:
1. Внимательно изучить схему структуры технического регламента
Схема технического регламента
1. Общие положения 1.1 Сфера применения регламента 1.2 Объекты технического регулирования 1.3 Основные понятия, термины и определения 1.4 Общие положения для размещения продукции на рынке |
|
2. Обязательные требования |
|
2.1 Требования к информации для приобретателя |
|
2.2 На стадиях жизненного цикла |
2.3 К характеристикам продукции |
2.2.1 При проектировании и конструировании |
2.3.1 Существенные требования |
2.4 Применение стандартов (презумпция соответствия) |
|
3. Подтверждение соответствия |
|
4. Ответственность за внедрение технического регламента |
|
5. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований регламентов |
|
6. Переходный период |
2. На примере определенного стандарта ответить на вопросы:
1 стадия – организация разработки стандарта
Кому предоставляются заявки на разработку стандарта
2 стадия – разработка проекта стандарта
Кто оформляет отзыв на проект стандарта
3 стадия – разработка проекта стандарта (окончательная редакция)
Кем должен быть одобрена окончательная редакция стандарта
4 стадия – принятие и государственная стандарта
Какой орган осуществляет принятие и регистрацию стандарта
5 стадия – издание стандарта
Кем осуществляется издание стандарта и распространение
3. Почему пересматривают стандарты? Происходила ли такая процедура в рассматриваемом стандарте? Укажите, когда.
4. Назовите причину отмены действующего стандарта. Какие изменения происходили с рассматриваемым стандартом
Домашнее задание:
1) Найти на сайте стандарт на любой вид продукции, услуг
2) Перечислить какие разделы существуют в данном стандарте
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
Тема: Решение ситуационных задач. Работа с ГОСТами
Цель работы: Приобрести первичные навыки работы со стандартами при приёмке товаров по качеству и отпуске их при реализации;
– осуществлять контроль за соблюдением обязательных требований нормативных документов, а также требований на добровольной основе ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ.
Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями
Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества
Время: 2 акад.часа
Работа в группах (5-6 чел)
ЗАДАНИЕ 1
Научиться оценивать качество карамели органолептическим способом.
Оснащение: Образцы леденцовой карамели и карамели с начинкой, анализная доска, лупа, стандарт, нож, весы
- Определите способ завертки карамели
- Разверните образец и определите форму карамели (правильная или с грубыми заусенцами), окраску (цвет и его равномерность), состояние поверхности (сухая или липкая)
- Определите аромат и вкус карамели
- Разрежьте карамель с начинкой, извлеките начинку, установите ее вид и вкус
- Результаты запишите в таблицу и сделайте вывод о соответствии стандарту
- Ответьте на контрольные вопросы
Группа карамели |
Ассортимент |
Вид начинки |
Цвет |
Вкус |
Соответствие стандарту |
Леденцовая |
|
|
|
|
|
С начинкой |
|
|
|
|
|
Контрольные вопросы:
- Назовите ассортимент карамели
- Назовите виды начинок
- Какие органолептические показатели определяют в карамели
- Почему при производстве используют патоку
- От чего зависит вкус и аромат карамели
- Как обрабатывают поверхность карамели
ЗАДАНИЕ 2
Работа с ГОСТом Свекла столовая свежая, реализуемая в розничной торговой сети
Оснащение: ГОСТ, образцы овощей
Ответить на вопросы:
- На какие 2 сорта подразделяют свеклу в зависимости от качества
- Каких размеров должен быть корнеплод по поперечному диаметру
- Как распространяются результаты проверки качества
- Как фасуют свеклу
- Правила хранения свеклы
ЗАДАНИЕ 3
по ГОСТ Р 52584-2006 «Одежда меховая»
Цель: Усвоить первичные навыки работы со стандартами
Оснащение: ГОСТ 52584-2006 «Одежда меховая»
Вопросы:
- Поясните термины:
– одежда меховая двусторонняя
- Каким признакам должен соответствовать размер одежды
- Какие ткани используют для подкладки
- Какие требования предъявляются к швам изделия
- Что должно содержать техническое описание на модель
- Что не допускается для изготовления одежды для детей до 1 года
- Как проводят проверку у изделий волосяного покрова
- Какими инструментами производят контроль линейных измерений одежды
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
Тема: Проведение измерений с помощью мер и весов, применяемых в отрасли
Цель: приобрести навыки и умения измерений
Оснащение: измерительная лента, схемы измерения на фигуре человека
Время: 2 акад.часа
Задание:
Фактическое значение физической величины – это измерение непосредственное, куда входит и погрешность измерения, которое имеет измерительное средство
1. Изучите телосложение человека
Рост – длина туловища
Обхват груди – периметр туловища на уровне выпуклой части груди
Полнота – обхват талии у мужчин и обхват бедер у женщин
2. Решите ситуацию:
Покупатель решил приобрести швейное изделие. Для этого следует знать его размер. Для подбора изделия по фигуре необходимо правильно определить:
– рост – измеряется без обуви до высшей точки головы
– обхват груди – измеряется горизонтально
– обхват бедер (для женщин) – измеряется горизонтально на расстоянии 18-20 см от уровня талии
– обхват талии (для мужчин)
3. На маркировочных ярлыках размеры размещены в установленной последовательности:
Для женщин: Рост–Обхват груди–обхват бедер
Для мужчин: Рост – Обхват груди – Обхват талии
Размер определяется делением обхвата груди на 2
Определите размер покупателя
Домашнее задание:
Определите размер руки (для перчаток)
Размер определяется по ширине ладони, измеряемой по середине между основаниями большого и указательного пальцев
Рекомендуемая литература:
- Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184 – ФЗ от 27. 12. 02
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. От 07. 02. 92. № 2300 – 1 с дополнениями и изменениями от 09. 01. 96. ФЗ – 2 и от 17. 12. 99 ФЗ – 212
- Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» – ФЗ – 29 от 02. 01. 2000.
- СанПиН 2.3.3.1324 – 03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов.
Основные источники:
- Зворыкина Т.И. Метрология, стандартизация и сертификация. – М: Академия, 2014
- Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М: ЮНИТИ, 2012
- Дополнительные источники:
- Бузов Б.А. Управление качеством продукции, технический регламент, стандартизация, сертификация. 3 – е издание доп. – М: Издатцентр «Академия», 2009.
- Яблонский О.П. Иванова В.А. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Ростов н/Д, Феникс, 2010
Интернет-ресурсы: