Учебник: Математика – 5 класс. Н.Я. Виленкин и др.
Цели урока:
- Закрепить и обобщить понятие процента; закрепить умение переводить десятичные дроби в проценты и обратно; находить процент от числа.
- Активизировать познавательную деятельность, развивать вычислительные навыки.
- Воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, цветные карандаши на каждой парте.
Ход урока:
1. Организационный момент. Вступление.
Учитель: Для того чтобы настроиться на урок, прочитайте высказывание Томаса Эдисона (слайд 2)
“Гений – 1% вдохновения и 99% пота”
Как вы можете объяснить это высказывание?
Ученики объясняют.
Учитель: Вот и мы сегодня должны потрудиться. Открываем тетради, записываем число.
Учитель: На доске вы видите дроби (слайд 3).
Какие это дроби?
Ученики: Обыкновенные.
Учитель: Что можем с ними сделать?
Ученики: Перевести в десятичные.
Учитель: Как? Ученики отвечают.
Учитель: Переведите самостоятельно.
Взаимопроверка (слайд 3) Поменялись тетрадями. Ставим отметки: 8 верных ответов – “5”, 7 верных ответов – “4”, 6 верных ответов – “3”.
Учитель: Поднимите руки – у кого пятерка, далее – у кого четверка, далее – у кого тройка. Какой пример вызвал затруднения? Почему?
Что можно еще сделать с дробями? Сравнивать умеем? Как?
Ученики отвечают.
Учитель: Расположите дроби в порядке возрастания и расшифруйте слово (слайд 3) Какое слово получилось?
Ученики: “проценты”
Учитель: Итак, какая тема урока? (слайд 4) Ученики отвечают.
Ученик читает стихотворение:
“Процент – веселый, озорной
Пришел знакомиться с тобой!
Тебе он хочет рассказать,
Как задачи с ним решать!
А чем процент нам помогает?
Часть от числа он выявляет!
Мы видим часто объявления:
Что “43 процента населения...”
А чтоб найти проценты эти
Их в школе изучают дети”
Учитель: Где в повседневной жизни мы встречаем проценты? Ученики отвечают. Учитель: Я нашла рекламу с процентами в банке, в магазине (слайд 4). А что такое процент?
Ученики: это одна сотая величины.
Учитель: Давайте посмотрим историческую справку о процентах (слайд 5).
“Слово процент от латинского слова pro centum, что буквально означает “за сотню” или “со ста”.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу)”.
Хотели бы вы уметь рассчитывать свои доходы, расходы, свою выгоду, прибыль и др.? Что мы с вами будем сегодня делать? Какие цели урока вы для себя поставите?
Ученики отвечают.
Работа в парах.
Посмотрите, как врачи советуют распределить норму питания на день (слайд 6): утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45%, ужин – 15%.
У вас на партах лежат листы с квадратом 10х10 клеток. Раскрасьте клетки, соответствующие утреннему завтраку - красным, второму завтраку – синим, обеду – зеленым, ужину – желтым цветом.
К доске идет одна пара учеников, раскрашивают на доске (либо слайд 7, либо интерактивная доска).
Итак, как у вас получилось? Как раскрасили? Почему? Какой вывод можно сделать?
Ученики отвечают.
Учитель: Вернемся к нашим примерам, которые были вначале урока (слайд 8). Что можно дальше сделать с дробями?
Ученики: перевести в проценты.
Учитель: Как? Переводим самостоятельно.
Ученики переводят, в тетради записывают ответы.
Учитель: Проверяем (слайд 8). Поднимите руки, у кого все верно? У кого 1 ошибка?
Давайте вспомним, как называется одна вторая? Ученики: половина
Учитель: сколько это процентов? Ученики: 50.
Учитель: сколько процентов в четверти? В трех четвертях? Ученики: 25%, 75%.
Работа в парах.
Учитель: У вас на каждой парте лежит лист с цветным рисунком (слайд 9). Что изображено?
Ученики: квадраты.
Учитель: Сколько цветных квадратов? Сколько процентов от всех цветных квадратов составляют красные? Какая это часть от всех квадратов?
- Сколько процентов зеленых квадратов?
- Сколько процентов синих и зеленых квадратов?
- Сколько процентов зеленых и красных квадратов?
Выполните задания в парах.
Ученики выполняют.
Проверяем (слайд 9).
Учитель: Из дробей в проценты мы переводили, а обратно в десятичные дроби умеем? Заполните таблицу (слайд 10).
% | 10% | 100% | 1% | 35% | 305% | 30,5% |
Десятичная дробь |
Проверяем.
У доски 1 ученик.
Физкультминутка.
Учитель: Встали. Я говорю утверждение, если оно верное - то приседаем, если нет – то наклоняемся (слайд 11)
- 70% больше половины
- 15% больше четверти
- 75% больше пятой части
- 100% равно десяти
Молодцы, садитесь на свои места.
Учитель: Вы говорили, что мы умеем находить процент от числа. Как?
Ученики отвечают.
Учитель: например (слайд 12) сколько 1% от 350?
Ученики: 350 : 100 = 3,5
Учитель: а 3% от 350?
Ученики: 3,5 * 3 = 10,5
Учитель: Итак, повторили. Теперь решим задачу (слайд 13)
В магазин привезли 650 кг огурцов. Первый покупатель взял для соления 2% всех огурцов, второй покупатель взял 5% всех огурцов. Кто и на сколько больше килограммов засолит огурцов?
Краткая запись на доске.
Решаем самостоятельно. 2 способа. Кто решит - показывает на доске (2 ученика у доски).
1 способ:
650 : 100 * 2 = 13 (кг) – 1 покупатель
650 : 100 * 5 = 32,5 (кг) – 2 покупатель
32,5 – 13 = 19,5 (кг)
Ответ: второй покупатель засолит на 19,5 кг больше.
2 способ:
5% - 2% = 3% - 2 покупатель больше
650 : 100 * 3 = 19,5 (кг)
Ответ: второй покупатель засолит на 19,5 кг больше.
Учитель: Какой способ рациональнее? Ученики объясняют.
Учитель: Итак, давайте вспомним, где мы встречали проценты? Ученики отвечают.
Учитель: например, в банке. Вы сделали вклад 1000 рублей. Какую сумму вы получите через год, если банк дает прибыль 14,5%? (слайд 14)
Ученики решают и отвечают - 145 рублей.
Итог урока.
Учитель: Ребята, что мы сегодня делали? Что повторили? Что узнали нового? Чему научились?
Ученики отвечают.
Учитель: Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов (слайд 15)
Домашнее задание: придумайте свою задачу из жизни на проценты.
Спасибо за урок! (слайд 16)