В.В.Бианки "Где раки зимуют"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Дидактическая цель: создать условия для осмысления содержания книги В.В. Бианки “Где раки зимуют”, понимания основной мысли произведения.

Планируемые результаты:

  • осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, освоения и использования информации;
  • использовать такие виды чтения, как изучающее, поисковое;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • использовать полученный читательский опыт для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о прочитанном тексте, о поступках героев;
  • находить в тексте примеры, доказывающие подтверждение приведённого утверждения;
  • преобразовывать информацию из сплошного текста в схему, дополнять схему информацией из текста;
  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях, справочниках, энциклопедиях;
  • сопоставлять полученную информацию с информацией, полученной из других источников и жизненным опытом.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, частично-поисковая, работа в парах.

Оборудование:

Для учителя:

  • Книги В. В. Бианки: “Лесные домишки”, “Где раки зимуют”, другие книги писателя для выставки;
  • портрет В. В. Бианки;
  • презентация “Где раки зимуют”;
  • компьютер;
  • экран;
  • проектор.

Для учащихся:

  • пособие “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”;
  • карточки “Найдите лишние слова”. Приложение 1;
  • тест “Где раки зимуют”. Приложение 2;
  • задание “Кто где зимует”. Приложение 3.

План урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Сообщение темы урока.
4. Решение учебных задач.
1) Словарная работа.
2) Работа с текстом.
3) Речевая разминка.
4) Пересказ начала произведения.
5) Знакомство с фразеологизмами.
6) Работа над содержанием произведения. Пересказ и выборочное чтение.
5. Физминутка.
6. Решение учебных задач. Обобщение.
1) Рисование словесного портрета рака.
2) Работа в парах.
3) Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”.
7. Проверка усвоения содержания произведения. Разноуровневые задания.
1) Тест “Где раки зимуют”.
2) Задание “Кто где зимует”.
8. Проверка правильности выполнения теста.
9. Проверка правильности выполнения задания “Кто где зимует”.
10. Подведение итогов.
1) Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”. Работа с “Экраном читателя”.
2) Рефлексия.
11. Домашнее задание (разноуровневое).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

1. Задание для суперчитателя (“Портфеля читателя” с. 11).

- Какие домики животных вы нарисовали?

- Чем отличаются эти домики?

2. - Где же строит свой дом Чеглок – Сокол?

3. - Кто выполнил другие задания (на выбор)?

Подготовить сообщение об одной из птиц произведения “Лесные домишки”, пользуясь справочной литературой.

Нарисовать понравившуюся птицу и её домик.

Приготовить пересказ понравившегося отрывка (встреча с одной из птиц) от лица Береговушки.

Презентация “Где раки зимуют” Слайд 2

- Какие слова записали в “Толковый словарь” “Портфеля читателя” (с. 30)

3. Сообщение темы урока.

- А ещё дома вы ознакомились с новым произведением В.В. Бианки...

Слайд 3

ЕГД АРИК ИЮТМЗУ
(“Где раки зимуют”)

4. Решение учебных задач.

1) Словарная работа.

- Какие встретились трудные и непонятные слова?

- Какие слова вы записали в “Толковый словарь” “Портфеля читателя” (с. 30)?

2) Работа с текстом.

Итак, мы отправляемся в новое путешествие вместе с героями книги В.В. Бианки “Где раки зимуют”.

- А кто эти герои? Давайте их назовём.

Загадки

Слайды 4-5

На мели сидит, усами шевелит,
А гулять пойдет - задом наперед. (Рак).

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Котёнок).

Восстановление деформированного текста. Слайды 6 - 9

- А это обитатели пруда. Кто они?

Пруд был маленький, весь зарос травой и тиной. Жили в нём ленивые хвостатые (тритоны), да (карасики), да (улитки). Житьё у них было скучное - всегда всё одно и то же. (Тритоны) плавали вверх и вниз, (карасики) плавали взад-вперёд, (улитки) ползали по траве: один день наверх ползут, другой - вниз спускаются.

- Кто такие тритоны, карасики, улитки?

А это кто?

“И видит рак: плывёт к нему мордастый зверь с усами, с короткими лапами, а ростом с котёнка”.
(Водяная крыса).

- Мы назвали всех животных, героев книги “Где раки зимуют”.

3) Речевая разминка. Слайд 10

рак

ко-тё-нок

три-то-ны

ка-ра-си-ки

у-лит-ки

во-дя-на-я кры-са

рак

котёнок

тритоны

карасики

улитки

водяная крыса

4) Пересказ начала произведения.

- Чего больше всего хотел рак? (Попасть туда, где раки зимуют).

- Как вы это понимаете?

- В произведении это выражение употреблено в прямом значении – место, где живут, зимуют раки.

- Но очень часто это сочетание употребляется в других значениях.

5) Знакомство с фразеологизмами. Слайд 11

  • “Где раки зимуют” – далеко, неведомо где.
  • “Знать, где раки зимуют” – быть хитрым, поступать наилучшим образом.
  • “Узнать, где раки зимуют” - узнать настоящие трудности.
  • “Показать, где раки зимуют” - угрожать кому-либо, проучить.

- Мы будем употреблять это сочетание в прямом значении.

И попробуем разобраться, где же зимуют раки и другие животные?

6) Работа над содержанием произведения.

Пересказ и выборочное чтение.

- Как раку удалось избежать участи его друзей?

- Что вы узнали о способах передвижения раков? Как защищаются и обороняются раки?

- Чем питаются раки?

- Что произошло с оторванной клешнёй?

- Что такое линька?

5. Физминутка

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали!

6. Решение учебных задач. Обобщение.

1) Рисование словесного портрета рака.

- Как бы вы описали рака? Какой он?

2) Работа в парах. Задание “Найдите лишние слова”. Приложение 1

Зачеркните лишние слова, которые не подходят к описанию рака:

Терпеливый, трусливый, смелый, отважный, выносливый, слабый.

Проверка. Слайд 12

Рак был терпеливым, смелым, отважным, выносливым.

- Что помогло раку преодолеть все трудности и спастись? (Желание жить, терпение.)

- Где же зимуют раки?

- О зимовке каких ещё животных упоминается в книге? (Медведь).

3) Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”

Задание для суперчитателя (с. 12).

(Работа над заданием продолжится дома).

7. Проверка усвоения содержания произведения.

1) Тест “Где раки зимуют”. Приложение 2

Детям предлагается выбрать задание, которое они смогли бы выполнить: тест “Где раки зимуют” или задание “Кто где зимует”.

Один или несколько учеников (в зависимости от количества компьютеров) работают с интерактивным тестом.

Слайды 13 - 18

2) Задание “Кто где зимует”.

Задание двух уровней: Приложение 3

  • Уровень 1: соединить стрелками название животного и его домик.
  • Уровень 2: разгадать название животного, зашифрованное ребусом, а затем соединить название этого животного и его домик.

8. Проверка правильности выполнения теста. Слайд 19

9. Проверка правильности выполнения задания “Кто где зимует”. Слайд 20-25

10. Подведение итогов.

- Понравилось вам произведение В.В. Бианки “Где раки зимуют”?

- Что нового о жизни животных вы узнали?

- Что вас удивило?

- Что заинтересовало?

- Какова же основная мысль этого произведения?

Работа с пособием “Учимся успешному чтению. Портфель читателя. 1 класс”.

Работа с “Экраном читателя”. Заполнение таблицы (с. 35).

Дети вписывают название книги “Где раки зимуют” в столбике “Рассказы о животных” Виталия Бианки. Смайликом отмечают свои впечатления об этой книге.

2) Рефлексия. Слайд 26

  • Было интересно...
  • Было трудно...
  • Теперь я знаю, что...

11. Домашнее задание.

1. Закончить выполнение задания для суперчитателя (“Портфеля читателя” с. 12).

2. Познакомиться с новым произведением В.В. Бианки - “Оранжевое горлышко”.

3. На выбор:

  • Подготовить сообщение об одной из животных произведения “Где раки зимуют”, пользуясь справочной литературой.
  • Сделать иллюстрацию к любому понравившемуся эпизоду книги.

- Если книге встретятся непонятные слова, запишите их в “Толковый словарь” “Портфеля читателя” (с. 30)

Слайд 27

- На следующем уроке мы продолжим знакомство с замечательными произведениями В.В. Бианки!

Использованные ресурсы.

Фразеологизм “Где раки зимуют” h
ttp://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B3%D0%B4%D0%B5_%
D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%B7%D0%
B8%D0%BC%D1%83%D1%8E%D1%82