Заглавная буква в именах собственных

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Основные цели:

  • Сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;
  • Актуализировать способность к использованию изученного правила на письме.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

  • Личностные УУД: формировать положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые ЗУН;
  • Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения;
  • Познавательные УУД: осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Коммуникативные УУД: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать имена собственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Оборудование: презентация, карточки: для индивидуальной работы (2 уровня сложности); для работы в парах; компьютер

Форма урока: урок-путешествие.

Ход урока

1 Мотивация к учебной деятельности. (Слайд №1)

- Я знаю, что вы любите путешествовать. - А хотите опять отправиться в путешествие?

Путешествие можно совершить и пешком, и на каком–нибудь транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадайте загадку:

Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь — прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колес
И называюсь...

— Паровоз. (слайд 2)

— Мы отправимся в путешествие в волшебную страну - Грамматику.

— Все путешественники записывают свои наблюдения. У каждого из вас есть тетрадь, в которую вы будете записывать свои наблюдения. А писать в ней надо красиво, аккуратно и разборчиво.

— Дата наблюдений очень важна, откройте тетрадь и запишите сегодняшнее число.

— Теперь в путь, друзья. (Звучит музыка - отрывок из м/ф “Паровоз - Букашка.)

2. Актуализация знаний. Чистописание. (слайд 3)

- Первая остановка. Перед нами волшебный лес. На деревьях здесь растут необычные “плоды”. Что это? (Это буквы).

- Найти лишнюю букву (буква “у”, т.к. строчная)

— Объедините оставшиеся буквы в одну группу (заглавные, прописные, большие)

- Когда пишется заглавная буква?

— Какая буква “лишняя” и почему? (буква “и”, т.к  обозначает гласный звук)

- Объедините оставшиеся буквы в одну группу (обозначают согласные, звонкие непарные звуки)

(прописывание букв Л и М “носом” в воздухе, “глазами”, затем в тетради по образцу)

3. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, пока мы записывали буквы, Лесовичок играл в “Слова” и вот какие слова он составил: Марина, Орехова, улитка, Игоревна. (Учащиеся называют “лишнее” слово и называют тему урока - заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей.)

4. Заглавная буква в именах людей. (Слайд 4).

Наш паровозик приехал на сказочную полянку. А вот и новые пассажиры - папа с дочкой. Они решили с нами познакомиться.

- Что называет человек при знакомстве?

- Каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Елена – солнечная. Дмитрий – плод земной. Катерина – чистая.

У каждого из вас есть ИМЯ. А вот, что значат наши имена, вы узнаете, выполнив задание по карточке. Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени.

Карточки

1 Иван – милость Божья.

2 Евгений – благородный

3 Ульяна – счастливая

4 Матвей – дарованный Богом

5 Егор – земледелец

6 Лидия – жительница Лидии (в Азии)

— Ребята, имя нашего пассажира имеет значение “победитель”. (Виктор), а имя его дочери означает “повелительница” (Дарья). Угадайте имена пассажиров. (Дети находят в карточках)

— Запишите в тетради имена наших героев. Подчеркните заглавную букву в именах.

— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы. Чтение стихотворения – запоминалки.

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Серёжа, и Андрей.
Никогда не забывайте –
Имя буквой выделяйте. (Слайд 5)

Работа в парах

- Ребята, а многие сказочные герои тоже имеют имена.

Если мы разгадаем сказочный кроссворд, то узнаем, что означают имена некоторых сказочных героев.

У вас на партах сетка кроссворда и задания. Заполните кроссворд. (Слайд 6)

Задания

  1. Как звали корову кота Матроскина? (5 букв).
  2. Кто посеял деньги, думая, что вырастит денежное дерево и останется только снимать урожай? (8 букв).
  3. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (7 букв).
  4. Какая девушка на балу потеряла туфельку? (7 букв).
  5. Кому Винни-Пух подарил на день рождения пустой горшок? (2 буквы).

ФИЗМИНУТКА для глаз. (Слайд 7)

5. Заглавная буква в отчествах людей. (Слайд 8 -10)

- Вот мы и подъехали к сказочной школе. Леший решил написать имя своего учителя. Вот что у него вышло

Моего учителя зовут михаил.

- Все ли верно записал Леший?

- А как следует обращаться ко взрослым? (По имени и отчеству).

- Кто знает, что такое отчество?

Работа в парах.

Составьте пары. Словам из 1 столбика найдите пару из 2 столбика.

Виктор Игоревич
Василий Алексеевич
Алексей Юрьевич
Ирина Викторович
Юрий Васильевич

- Что записано в этих столбцах?

- Имена людей – в 1-м столбике, а во 2-м столбике – отчества людей.

- Попробуйте составить пары 1-го столбика со вторым. (Соединяют стрелочками).

Проверка.

- А какую ловушку я вам приготовила?

- Ирина – женское имя, Игоревич – отчество, образовано от имени Игорь.

- Какой вывод мы можем сделать? (Отчества образуются от мужских имен и пишутся с заглавной буквы) (Слайд 11).

- Сравним ваш вывод с выводом на слайде.

- Слово “отчество” означает - имя по отцу. Отчество всегда дается по полному имени.

Итак, давайте узнаем отчества наших героев. Если папу Даши зовут Виктор, то она .... Дарья Викторовна. Если папу нашего героя звали Семён, то он Виктор Семёнович. (Слайд 12)

(Дети записывают отчества героев в тетради)..

- Отчества людей пишутся с заглавной буквы

6. Заглавная буква в фамилиях людей.

- У нас в классе 2 Егора. Скажите, что я прошу их написать в случаях, когда они подписывают свои работы. (Фамилию).

- У каждого из нас есть фамилия.

– 900 лет назад появились первые фамилии. Слово "фамилия" означает то, что и семья. Фамилии имеют свою историю. Часто они указывают, где жили наши предки – Москвины, Селяхины; некоторые говорят о профессии – Кузнецовы, Плотниковы, а есть фамилии, которые образовались от названий животных: Зайцев, Медведев, Щукин, Козлов. Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин.

– Как же будете писать фамилии? (С заглавной буквы).

- Давайте отгадаем фамилию наших героев. Фамилия наших героев образовалась от названия животного ВОЛК. (слайд 13)

- Имена, отчества, фамилии людей пишутся с заглавной буквы.(слайд 14)

Физминутка “На полянке”. (слайд 15)

На полянку мы заходим, много ягод там находим.
Земляника так душиста, что не лень нам наклониться.
Ниже, ниже приседай, а теперь скорей вставай.
Выше, выше, высоко, прыгаем легко, легко.
Ягодки покушаем, тишину послушаем.

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Работа по карточкам.

В карточках каждого уровня представлены по два задания разной сложности. Задания второго вида предусматривают развитие внимания, орфографической зоркости у учащихся и творческих способностей.

Базовый уровень.

Подчеркни нужную букву. Рядом запиши полные имена.

(А, а)леша -

(Г, г) аля -
(И, и)ра-
(С,с) аша-

Повышенный уровень.

1. Из слов каждой строчки составь предложение. Вместо точек вставь слова роза, Роза. Объясни свой выбор.

окном, расцвела, под, красная .......

Под окном расцвела красная роза.

подругу, зовут, мою .......

Мою подругу зовут Роза.

2. От данных слов образуй фамилии и отчества

Проверка

8. Включение в систему знаний и повторение.

Каждый ученик подписывает удостоверение юного путешественника, указывает свою фамилию, имя и отчество.

9. Рефлексия деятельности.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы своей цели? Докажите.

- Что было трудно? Удалось ли справиться с трудностями?

- Вот и заканчивается наше путешествие. Возвращаемся в школу. (Слайд 16) Оцените свою работу на уроке. (рисование солнышка на полях тетради) (Слайд 17)

Но наше путешествие обязательно продолжится на следующем уроке. Ведь еще так много слов в нашем языке, которые пишутся с заглавной буквы. (слайд 18)