Урок математики по теме "Упрощение выражений". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Место урока в теме: 6 урок из семи, отведенных по программе.
Цели урока:

  • Обучающие: совершенствование навыков упрощения выражений, отработка распределительного свойства умножения и операций раскрытия скобок и вынесения общего множителя за скобки, применение рациональных приёмов вычислений.
  • Развивающие: развитие умений анализа учебной задачи и самоанализа достигнутых результатов, сравнения, обобщения и аргументации, развитие устной и письменной речи, внимания и дисциплинированности – как качества личности.
  • Воспитательные: воспитание умения работать в малых группах, обосновывать свою точку зрения, проявлять внимание к точке зрения собеседника.

Методы: словесные, наглядные, эвристическая беседа, интерактивный метод, самостоятельная работа, частично – поисковые и проблемного изложения.

Формы: индивидуальные, фронтальные, работа в парах, письменные и устные.

Планируемый результаты обучения, формирование УУД.

  • Личностные: упрощают выражения, используя распределительное свойство умножения, понимают рациональность таких преобразований, формируют внимательность и аккуратность в совершении данных операций.
  • Познавательные: закрепляют навыки и умения применять распределительное свойство умножения в зависимости от поставленной учебной задачи, систематизируют и углубляют знания по теме, умеют формулировать познавательную цель, формируют умение в конкретной ситуации применять знания по упрощению выражений.
  • Регулятивные: умеют организовать свою деятельность в соответствии с формулировкой учебно-познавательной цели.
  • Коммуникативные: обеспечивают возможность сотрудничества: умение слышать и слушать учителя и партнера, согласованно выполнять совместную деятельность, аргументированно выражают свои мысли, оказывают поддержку друг другу.

№ п/п

Этап урока

Содержание

Формы работы, примечания.

1.

Организация класса на работу.

Мотивация учащихся на продолжение изучения названной темы.

 

2.

Рабочая тетрадь

Стр. 48 №8 (а, б, в).
Стр. 51 №8 (б-е), №9 (б, г).
– Как называется используемое свойство? (Распределительное свойство умножения).
– Какие операции выполняем с помощью этого свойства? (Раскрытие скобок и вынесение общего множителя за скобку).
– С какой целью выполняем данные операции? (Упрощение выражений, рациональное нахождение значения числового выражения).
№11.

Решение заданий с комментированием

3.

Проверка задачи из домашней работы №619

– Возьмите ручку другого цвета, проверьте свое решение, задайте вопросы.
Сбор тетрадей с домашней работой.

Запись решения представлена на графопроекторе.
Обсуждение. Рефлексия.

4.

Работа над ошибками прошлой домашней работы.

Мотивация на работу:
– Мы с вами меняемся ролями. Вы – молодые учителя, я – нерадивый ученик. Но молодые учителя боятся ошибиться, поэтому часто консультируются друг с другом и старшими учителями. Так что вы работаете в парах и консультируете друг друга. Ваша задача – исправить ошибки и недочеты предложенной работы, определить, в чем моя ошибка и как ее избежать.
Содержание карточки:
а) (у+4)·38=у·38+4·38=152+38у;
б) (у+4)·38= 4·38+ у·38=152+38у;
в) (х–9)·24=24·9–24·х=216–24х;
г) 21·(38–в)=21·38+21·в=798+21в;
д) 11·(60+а)=11·60+11·а=660а;
е) 21·(38–1·в)=21·38–21·1=798–21=777.
После обсуждения: – А теперь раскрою секрет – это ваши ошибки в прошлой домашней работе. Откройте проверенные тетради. Проверьте, есть ли в вашей работе разобранные ошибки. Задайте вопросы.

Работа в парах, проверка фронтальная. На доске подготовлена дублирующая запись заданий.
После проверки – рефлексия.

5.

Тренировочный диктант.

Запишите выражение и упростите его.
1.Сумма 12у, 6у и у.
2.К разности 21m и 9m прибавить 7m.
3.Из суммы 8х и 3х вычесть 11.
Запишите уравнение и решите его.
4.Выражение 9х больше 6х на 6.
5.Выражение 5m меньше 7m на 6. Выражение 4в впятеро меньше 100.
Верно ли высказывание («да» или «нет»).
7. Выражение 2а+8+3а+7 равно сумме 15 и 5а.
8.Корень уравнения 4у · 15 = 120 – число 2.
– Поменяйтесь тетрадями в парах, возьмите ручку другого цвета. Проверьте работу товарища.
– Поставьте оценку за работу (говорю нормы выставления оценки).
– Поменяйтесь тетрадями. Рефлексия.

Один ученик работает на индивидуальной доске.
Проверка диктанта соседа. Фронтальная проверка.
Рефлексия.

6.

Учебник №583.

Анализ условия. Разбор задачи по предложенному решению в учебнике. Коррекция записи.

Фронтальная работа. Запись пояснительного текста к уравнению. Уравнение и решения уравнения – по одному к доске.

7.

Запись домашнего задания.

П.14, №611, 614(а, в), 622.

Домашнее задание записывается на доске, проговаривается и комментируется. Проверяется точность записи в дневниках.

8.

Подведение итогов. Рефлексия.

– Сформулируйте свойства умножения.
– Какие операции выполняем на основе распределительного свойства умножения?
– С какой целью данные операции применяем?
– Закончите предложения «Я теперь могу…», «У меня получилось…».

 

Оборудование:

  • Доска.
  • Индивидуальная переносная доска.
  • Графопроектор.
  • Карточки с заданием.

Список используемой литературы:

  1. Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций /  Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 34-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2015.
  2. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс» / Т. М. Ерина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  3. Обучение математике в 5 – 6 классах: методическое пособие для учителя к учебнику Н. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда. – М.: 2014.