Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов "Младшеклассник"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Воспитание – великое дело: им решается участь человека.

В.Г. Белинский 

Пояснительная записка

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально – значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  • Развивать умение общаться и сотрудничать.
  • Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  • Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  • Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  • Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа реализуется по следующим направлениям:

1. «Здоровье»

Цель: демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья.

Задачи:

  • знакомство с опытом поколений и традициями сохранения здоровья;
  • формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья.

Виды деятельности классного руководителя:

  • сотрудничество с фельдшером с целью изучения состояния физического здоровья учащихся в классе;
  • просвещение и консультирование родителей по данному вопросу;
  • организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.

Формы внеклассной работы:

  • спортивные конкурсы;
  • тематические классные часы;
  • день здоровья;
  • встречи с фельдшером.

2. «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам  в развитии способности действовать самостоятельно и проявлять свои способности.

Задачи:

  • определение круга интеллектуальных возможностей учащихся;
  • формирование культуры развития и интеллектуального совершенствования.

Виды деятельности классного руководителя:

  • сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.

Формы внеклассной работы:

  • конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
  • интеллектуальные марафоны;
  • родительские лектории.

3. «Общение»

Цель: передача знаний, умений и навыков социального общения.

Задача: формирование культуры общения в системах: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
  • организация просвещения  и консультирования родителей по проблемам общения.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;
  • тренинги общения учащихся и их родителей;
  • родительские лектории.

4. «Нравственность»

Цель: помочь осознать нравственные нормы и правила.

Задачи:

  • формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
  • формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.

Виды деятельности классного руководителя:

  • воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
  • формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;
  • организация цикла нравственных бесед;
  • родительские лектории.

5. «Досуг»

Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи:

  • использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
  • постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
  • использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
  • предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
  • стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.

Формы внеклассной работы:

  • празднование памятных дат в жизни учащихся;
  • празднование памятных дат календаря;
  • театрализованные представления.

6. «Гражданин»

Цель: формирование патриотизма, знание своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.

Задачи:

  • формирование у обучающихся правовой культуры;
  • формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение с учащимися правовых норм государства;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы;
  • конкурсы, викторины по правовой тематике;
  • беседы.

7. «Семья»

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по вопросу формирования развитой личности.

Задачи:

  • организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
  • организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча;
  • организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

Виды деятельности классного руководителя:

  • изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка;
  • поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

Формы внеклассной работы:

  • тематические классные часы, праздники  семьи, спортивные состязания с участием родителей;
  • экскурсии, викторины;
  • индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.

Участники программы:

  • учащиеся класса;
  • родители; бабушки, дедушки;
  • педагоги; администрация школы.

Этапы реализации программы:

Этапы

Сроки

Содержание

Ответст.

Подготовительный

Август 2015 г.

Составление программы, утверждение плана работы

Классный руководитель

Основной

Сентябрь 2015 г. – Май 2019 г.

Реализация программы

Классный руководитель

Итоговый

Май 2019 г.

Подведение итогов

Классный руководитель

Ожидаемые результаты:

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • проявление уважительного отношения к старшим, к детям с ограниченными возможностями здоровья;
  • развитое чувство гордости, любви к родному краю;
  • высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам;
  • получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
    активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески;
  • расширение кругозора детей.