Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский
Пояснительная записка
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально – значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка. В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
- Развивать умение общаться и сотрудничать.
- Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
- Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
- Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
- Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно-воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа реализуется по следующим направлениям:
1. «Здоровье»
Цель: демонстрация учащимся значимости их физического и психического здоровья.
Задачи:
- знакомство с опытом поколений и традициями сохранения здоровья;
- формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья.
Виды деятельности классного руководителя:
- сотрудничество с фельдшером с целью изучения состояния физического здоровья учащихся в классе;
- просвещение и консультирование родителей по данному вопросу;
- организация внеклассных мероприятий, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы;
- тематические классные часы;
- день здоровья;
- встречи с фельдшером.
2. «Интеллект»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии способности действовать самостоятельно и проявлять свои способности.
Задачи:
- определение круга интеллектуальных возможностей учащихся;
- формирование культуры развития и интеллектуального совершенствования.
Виды деятельности классного руководителя:
- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
Формы внеклассной работы:
- конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны;
- родительские лектории.
3. «Общение»
Цель: передача знаний, умений и навыков социального общения.
Задача: формирование культуры общения в системах: «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок».
Виды деятельности классного руководителя:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- родительские лектории.
4. «Нравственность»
Цель: помочь осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни.
Виды деятельности классного руководителя:
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- организация цикла нравственных бесед;
- родительские лектории.
5. «Досуг»
Цель: создание условий для проявления учащимися инициативы и самостоятельности в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности классного руководителя:
- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребёнка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- театрализованные представления.
6. «Гражданин»
Цель: формирование патриотизма, знание своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.
Задачи:
- формирование у обучающихся правовой культуры;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.
Виды деятельности классного руководителя:
- изучение с учащимися правовых норм государства;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- беседы.
7. «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по вопросу формирования развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-медико-педагогического просвещения родителей через систему родительского всеобуча;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.
Виды деятельности классного руководителя:
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребёнка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, праздники семьи, спортивные состязания с участием родителей;
- экскурсии, викторины;
- индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями.
Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
Этапы реализации программы:
Этапы |
Сроки |
Содержание |
Ответст. |
Подготовительный |
Август 2015 г. |
Составление программы, утверждение плана работы |
Классный руководитель |
Основной |
Сентябрь 2015 г. – Май 2019 г. |
Реализация программы |
Классный руководитель |
Итоговый |
Май 2019 г. |
Подведение итогов |
Классный руководитель |
Ожидаемые результаты:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- проявление уважительного отношения к старшим, к детям с ограниченными возможностями здоровья;
- развитое чувство гордости, любви к родному краю;
- высокий уровень формирования негативного отношения к вредным привычкам;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески; - расширение кругозора детей.