Экологическое воспитание младших школьников

Разделы: Начальная школа


Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств.

Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы.

Успех в решении цели экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения – начальной школы, где закладываются основы формирования личности человека, обеспечивающие эффективность дальнейшего экологического образования, что будет содействовать созданию единой непрерывной системы становления и развития у человека экологической культуры.

За последние годы в начальной школе накоплен достаточный опыт экологического образования учащихся в учебной, внеклассной и внешкольной работе. Я хочу познакомить читателей с некоторыми конкретными примерами своего опыта. уч Каждый учебный предмет вносит определенный вклад в формирование экологической культуры младших школьников. Так, изучение предметов гуманитарно-эстетического цикла (русский язык, чтение, изо, музыка) содействует художественному освоению природной и социальной действительности, развитию эстетических и нравственных отношений учащихся, их творческой активности и умению выражать свое личностное отношение к природе творческими средствами. На уроках такого предмета, как ознакомление с окружающим миром, у школьника формируется целостное представление о природе и человеке как важнейшем компоненте природы, воздействующем на нее с учетом познанных законов и закономерностей. Экологическая направленность этих курсов позволяет мне формировать ответственное отношение учащихся к природному и социальному окружению и готовность к активным действиям по его охране и обогащению. На уроках трудового обучения младшие школьники знакомятся с практической значимостью природных материалов в жизни человека, учатся бережному, рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них. Уроки физической культуры используются для того, чтобы закрепить полученные на уроках окружающего мира знания о своем организме и охране здоровья с помощью природных факторов, сформировать у детей гигиенические умения и навыки. А на занятиях по математике вопросы взаимодействия человека с окружающей средой находят отражение в текстовых задачах, используемых для раскрытия вопросов заботы и благоустройства среды обитания, рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств.

Управление деятельностью младших школьников по изучению и охране природы я осуществляю посредством учебных заданий, задач, инструкций, вопросов, упражнений, этических бесед, которые предполагают широкое использование межпредметных связей, согласованное воздействие учебных предметов начальной школы на развитие различных аспектов формирующегося отношения учащихся к природной среде. Поэтому учащимся предлагается составить и решить задачи экологического характера, вспомнить художественные описания природы из учебников литературного чтения, написать сочинение, сказку, сделать рисунок, поделку из природного материала, оказать посильную помощь растениям и животным.

Использование заданий экологического характера очень оживляет работу как учителя, так и учащихся, вызывает у них эмоциональный отклик, способствует формированию активной жизненной позиции, проявляющейся в делах и поступках.

“Зимой мы делали своими руками кормушки для птиц, развешивали их вокруг школы и следили, чтобы они всегда были с кормом для пернатых”.

На уроке русского языка дети пишут свои первые художественные произведения – сочинения и сказки о природе и природных объектах (на основе впечатлений, полученных на экскурсии, на уроках чтения заучивают прекрасные стихи о сезонном состоянии природы и самочувствии человека, на уроках изобразительного искусства языком красок и красочных образов пишут по своим представлениям образы русской природы, плакаты экологического содержания. Основная моя задача в этом процессе – умело скоординировать деятельность учащихся как в содержании, так и в формах и методах повседневного обучения, а для этого систематически и целенаправленно осуществлять межпредметные связи.

В день проведения открытого урока класс в праздничном убранстве: на стенах стенды с рисунками и сочинениями учащихся, на партах поделки из природных материалов, самодельные книжки-малютки о природе, на моём столе букеты из разноцветных листьев и горки овощей и фруктов, на классной доске записаны пословицы, поговорки, загадки, одна-две репродукции с картин русских художников. В классе звучит музыка из произведений Чайковского, запись голосов птиц. В гостях у празднично одетых детей родители.

Урок проходит по заранее написанному сценарию и оставляет у детей неизгладимое впечатление, прочные знания и глубокое эмоциональное отношение к образам вечно меняющейся природы, ее красоте и многообразию, неразрывной связи человека с природным окружением, зависимости от него труда, настроения, состояния здоровья.

Я часто провожу подобные уроки , с непременным присутствием своих коллег, представителей администрации.

Как показывает опыт, большие резервы экологического образования младших школьников таят в себе комплексные экскурсии в природу или на различного рода промышленные предприятия. Экскурсии как одна из форм организации учебно-воспитательной работы с учащимися, эти своеобразные уроки в условиях непосредственного общения с природой, приносят положительные результаты в тех случаях, когда при их проведении решается комплекс задач, учитываются содержательные и воспитательные возможности ряда учебных предметов. Поэтому при подготовке к комплексной экскурсии я тщательно продумываю систему заданий для учащихся с учетом межпредметных связей и намечаю перспективу использования полученных на экскурсии материалов, результатов наблюдений и впечатлений в последующей работе.

Особое внимание я уделяю системе заданий и вопросов, направленных на распознавание природных объектов и явлений, на выявление их универсальной ценности в жизни природы и человека, на закрепление правил поведения в природе, организацию творческой и практической деятельности учащихся.

Широко применяю при проведении дней природы сюжетно-ролевые игры экологического характера. Так в летнем лагере при школе была подготовлена и успешно проведена игра “В гостях у леса”. В ходе ее подготовки дети учились ориентироваться в лесу, слушать лесные голоса, пользоваться лесными барометрами, знакомились с лекарственными растениями и правилами их сбора и сушки, с многообразием растений и птиц, приучались видеть и чувствовать их красоту.

Я надеюсь, что описанный в статье мой опыт отражает неограниченные воспитательные и образовательные возможности для экологического образования младших школьников.