Интегрированный урок (психология + религиоведение) "Культурно-религиозные и психологические аспекты отношения к смерти"

Разделы: Социальная педагогика


Предоставленные материалы на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, являются частью учебно-методической разработки интегрированного занятия по двум учебным дисциплинам “Религиоведение и служба хосписа” и “Психология”. УМР предназначена для преподавателей медицинских колледжей и медицинских техникумов. Основная задача - синтезировать, обобщить и придать практическую направленность теоретическим знаниям студентов об отношении к смерти и психологических проблемах умирания. Занятие направлено на формирование понимания культурно - религиозных и психологических истоков восприятия и отношения к смерти и на осознание особенностей личности умирающего пациента и поведения его родственников.

Учебно-методическая разработка призвана подчеркнуть единство гуманитарного знания и межпредметное взаимодействие психологии и религиоведения в системе профессионального медицинского образования. УМР составлена в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения и соответствует уровню подготовки студентов учреждений СПО по дисциплине “Религиоведение и служба хосписа” и “Психология”.

Отношение к смерти является феноменом коллективного и индивидуального сознания и поведения. Следовательно, тема смерти и умирания может быть рассмотрена как проблема междисциплинарного изучения таких наук как: психология, философия, религиоведение и стать основой для проведения интегрированного занятия по этим дисциплинам.

Обоснование выбранной формы занятия:

Интеграция – это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. В интегрированном уроке важно определить одну общую для всех представленных учебных дисциплин цель и брать только те сведения, которые необходимы для ее реализации. При этом важно понимать, что из нескольких предметов один является ведущим. В нашем занятии это – Психология.

Наш опыт

В апреле 2015 года было проведено интегрированное занятие по двум учебным дисциплинам: “Религиоведение и служба хосписа” и “Психология” по теме - “Культурно-религиозные и психологические аспекты отношения к смерти”.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о смерти как важнейшем этапе духовного развития человека и о психологических факторах, сопровождающих процесс умирания.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

Познавательные:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы проведения занятия;
  • закрепить представление об основных религиозных учениях о смерти;
  • осознание значения представления о смерти для развития морально-нравственного сознания;
  • сформировать представление о культурно-религиозных основах восприятия смерти и возможных типичных вариантах индивидуального поведения перед “лицом” смерти;
  • сформировать представление о психологических проблемах столкновения со смертью.

Развивающие:

  • развитие воображения, памяти, внимания студентов;
  • развитие умения анализировать и синтезировать материал;
  • развитие мыслительной деятельности студентов, их творческих способностей;
  • развитие устной речи, критического мышления студентов;
  • развитие умения высказывать свою точку зрения;
  • развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей;
  • способствование развитию навыков психологической поддержки пациентов и их родственников;
  • развитие навыков саморегуляции с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию умения регулировать свое психоэмоциональное состояние при работе с умирающими пациентами их родственниками;
  • формирование чувства терпимости и сострадания;
  • совершенствование коммуникативной культуры.

Оптимизация занятия:

  • метод входного тестового контроля,
  • метод эмоционального погружения – графический проективный тест ВАШИ МЫСЛИ О СМЕРТИ,
  • использование видеоматериалов,
  • метод самостоятельной интерпретации и смыслового синтезирования цитат,
  • метод мыслительного погружения через чтение и выявление смысла прочитанного текста,
  • аналитическая работа с текстами (работа малыми группами),
  • создание эмоционально-нравственных ситуаций,
  • метод синектики, основанный на применении аналогий и ассоциаций для поиска требуемого решения на основе просмотра фрагментов кинофильмов (работа командами),
  • метод письменного контроля – схема-кластер,
  • метод письменного анализа - синквейн,
  • метод рефлексии – “шесть шляп мышления”,
  • дискуссия, беседа,
  • методы психической саморегуляции.

В результате занятия студент сможет:

  • описывать отношение к смерти в зависимости от особенностей личности и данной культуры;
  • выделять психологические особенности умирающего человека и его родственников;
  • восстановить в памяти варианты культурно-религиозных учений о смерти;
  • осознать связь между традициями отношения к смерти и моралью общества;
  • использовать ресурсы личности для поддержания психоэмоционального состояния;
  • студенты находятся в процессе освоения профессиональных и общих компетенций.

Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Всю жизнь человек сталкивается с событиями, которые формируют его отношение к смерти и влияют на это отношение. Человек слышит, как смерть обсуждают дома и в средствах массовой информации. Аварии, болезни, все это напоминает о нашей уязвимости. Восприятие подобных событий влияет на отношение общества к смерти. Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия, требуя ответов... Кто эти спутники? Это вечные вопросы “Зачем жить?”, “Как дальше быть и куда идти?”, “В чем смысл жизни?”

После входного контроля знаний студентов по данной теме с целью уменьшения психоэмоционального напряжения был предложен проективный графический тест. (Приложение 1)

Подобного рода вопросы обязательно должны быть разрешены. При всем трагизме ситуации, которую переживает горюющий человек, понимание смысла жизни может стать важнейшим трамплином для понимания себя, преображения жизни своей и окружающих, придания ей настоящего смысла, о котором, к сожалению, мы заботимся обычно только в кризисные этапы своей жизни. Человек, понявший смысл жизни, может понять и смысл смерти. Смерть — одно из тех немногочисленных переживаний, через которые рано или поздно проходит каждый живущий. Ее наступление неотвратимо. Однако сущность смерти окутана глубокой тайной. С незапамятных времен сам ее факт стимулировал фантазию человека, предопределив удивительную пестроту выражения в религиях, искусстве, мифологии, философии и фольклоре.

Для осознания константности и многоплановости понятия “смерть” студенты работали с цитатами и изречениями известных людей. (Приложение 2) Работа проводилась по методике Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления” (The Six Thinking Hats). Данная методика - это простой и удобный инструмент, чтобы научиться лучше:

  • работать с информацией
  • находить выгоды и возможности
  • использовать интуицию
  • критически анализировать проблемы
  • генерировать творческие идеи
  • организовывать свое мышление.

Поэтому на нашем занятии этот педагогический прием используется многократно и много вариативно.

Исходя из того, что смерть – это понятие междисциплинарное, студентам для ознакомления и анализа были предложены тексты современных ученых по проблемам:

  1. Философская танатология
  2. Смерть и умирание: этический аспект
  3. Смерть и умирание: этический аспект
  4. Жизнь как подготовка к рождению в новую реальность.
  5. Филипп Арьес: “Смерть как проблема исторической антропологии”.
  6. Страх смерти в коллективной и индивидуалистической культурах.

Современное общество воспринимает старение, смертельные болезни и умирание как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности наших возможностей управлять природой.

Учитывая естественность смерти, просто поразительно стремление человека избежать проблем и уклониться от вопросов, связанных с нею. ХХ век породил еще один феномен социальную проблему – медикализацию смерти.

Отношение современной медицины к умирающим определяется непреклонным стремлением всеми возможными средствами побороть смерть и отсрочить ее наступление.

В этой борьбе за механическое продление жизни любой ценой очень мало внимания обращается на то, каковы последние дни умирающего. Многих из них окружают капельницы, кислородные подушки, электрические устройства для работы сердца, искусственные почки, приборы контроля за важнейшими функциями организма. Часто, пытаясь скрыть от пациента истинное положение дел, медицинский персонал и члены семьи разыгрывают сложные спектакли, отвлекающие от проблем, непосредственно связанных с ситуацией, обольщая больного несбыточными надеждами. Все это еще больше усиливает чувства изоляции и отчаяния, испытываемые умирающими, многие из которых инстинктивно ощущают окружающую их ложь.

Обучиться поведению при процессе умирания просто невозможно. Но понять и принять состояние, любые эмоции и чувства пациента – это одна из профессиональных задач современного медицинского работника.

По отношению к смертельно или тяжело больным и близким этих людям, велика потребность в физической помощи, но еще больше эти люди нуждаются в помощи эмоциональной, психологической. На физиологическом уровне смерть представляет собой необратимое прекращение всех жизненных функций. На психологическом уровне она имеет личную значимость для самого умирающего и его родных и близких.

Смерть и умирание как психологическая проблема очень мало изучена. С целью формирования профессионального поведения по отношению к умирающим пациентам студентам было предложено посмотреть фрагменты трех художественных фильмов, где представлены разные особенности личности пациентов:

  1. “Оскар и Розовая дама”,
  2. “Мой сладкий ноябрь”,
  3. “Пока не сыграл в ящик”.

Студенты, работая в командах, отвечали на вопросы:

  1. Опишите личность пациента. Как особенности его личности влияют на восприятие болезни? Докажите свою точку зрения.
  2. Перечислите близких людей пациента. Как они воспринимают неизбежность смерти? Объясните и докажите свое мнение.
  3. Какие способы психологической поддержки пациента используют близкие люди и медработники?
  4. Какие способы психологической поддержки пациенту и его близким людям можете предложить вы, как медработник, в данной ситуации?

После этого был проведен групповой анализ.

Далее для формирования навыков психологической поддержки пациентов и их родственников, с целью профилактики синдрома эмоционального выгорания мы познакомились с некоторыми специальными методами психической саморегуляции:

  • Техника Reframe из нейролингвистического программирования
  • Упражнение “Улыбка собаки” из практики Йога смеха.

Для закрепления знаний и осмысления просмотренных фрагментов фильмов мы использовали метод “Кластер”. Студенты в группах создавали ментальные карты по следующим ключевым понятиям:

  • 1-я группа – умирающий пациент,
  • 2-я группа – родственники/социальное окружение,
  • 3-я группа – медицинские работники,
  • 4-я группа – хоспис,
  • 5-я группа – смерть,
  • 6-я группа – рождение.

Затем был проведен анализ созданных кластеров по кругу. При этом, команда, получив созданный другой группой кластер, могла дополнить его другими ассоциативными словами и в итоге оформить свое мнение по поводу ключевого понятия в виде СИНКВЕЙНА.

Завершающим и наиболее важным этапом нашего занятия была аналитическая работа, которая проводилась в два этапа с различным использованием методики Эдварда де Боно “Шесть шляп мышления” (The Six Thinking Hats).

В нашем случае метод используется как форма рефлексии по окончанию занятия, с целью получения обратной связи и самоанализа психологического состояния студентов к концу занятия.

Студенты оценивали свое, сформировавшееся в результате занятия, восприятие смерти. Они должны были определить наиболее близкое для себя отношение к смерти и перейти за соответствующий стол со шляпой соответствующего цвета:

1. Смерть как организатор времени (белая шляпа)

2. Смерть как абсолютная утрата. Смерть приносит человеку бесчисленные утраты: утрату сознания, последующего опыта, всех любимых людей, мест, предметов и самого бытия (красная шляпа)

3. Смерть как определитель смысла жизни (синяя шляпа)

4. Смерть как критерий оценки прожитого (черная шляпа)

5. Смерть как облегчение (желтая шляпа)

6. Смерть как часть существования (зеленая шляпа)

Далее новые команды, организовавшиеся вокруг шляп, получают новое задание - проанализировать занятие в соответствии с цветом шляпы:

Шесть шляп — шесть цветов:

Белая шляпа. Белый цвет нейтрален и объективен. Белая шляпа — это объективные факты и цифры.

Красная шляпа. Красный цвет предполагает гнев (глаза краснеют), страсть и эмоции. Красная шляпа дает эмоциональное видение. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

Черная шляпа. Черный цвет мрачен и отрицателей. Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Желтая шляпа. Желтый – солнечный и положительный цвет. Желтая шляпа подразумевает оптимизм и связана с надеждой и положительным мышлением. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения, перспективы и возможные выигрыши, выявить скрытые ресурсы.

Зеленая шляпа. Зеленый – это цвет растущей травы. Зеленая шляпа означает творчество и новые идеи. Что можно было еще использовать и как осветить материал.

Синяя шляпа. Синий цвет холоден; к тому же это цвет неба, которое находится выше всего. Синяя шляпа отвечает за организацию и контроль мыслительного процесса, а также за использование остальных шляп – это аналитики и синтезаторы услышанного.

Подведение итогов.

Краткий анализ занятия, выставление оценок.

Презентация.

Литература.

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс — Прогресс-Академия, 1992.
  2. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь: Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. СПб, 2002
  3. Станислав Гроф. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М.: Центр „Соцветие“, 1992.
  4. Земная жизнь и последующая.М.: Издательство политической литературы, 1991.
  5. Зильбер А.П. Этика и закон в медицине критических состояний. Т.4. Петрозаводск, 1998
  6. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. М.: София, 2001. - 110 с.
  7. Раймонд А. Моуди. Жизнь после смерти. М.: Советский писатель – Олимп, 1991.
  8. Рэймонд Моуди, Дайяна Аркэнджел. Жизнь после утраты. http://knigi.tr200.biz/ depositfiles.com
  9. Алан Лансберг, Чарльз Фай. Встречи с тем, что мы называем смертью. http://www.razym.ru/chelob/nepoznannoe/38991-alan-landsberg-faje-charlz-vstrechi-s-tem-chto-my.html
  10. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004
  11. Джон Уайт. На грани жизни и смерти. Санкт-Петербург, Издательство “Мирт”, 2003.
  12. Лайэлл Уотсон. Ошибка Ромео. http://www.gramotey.com/?open_file=1269076980
  13. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Перевод: А. Захарченко, Санкт-Петербург, Издательство: Питер, 1997.
  14. http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/144926/de_Bono_- Shest'_shlyap_myshleniya.html
  15. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.,1999