Цель урока: познакомить с переместительным свойством сложения
Задачи урока, направленные на формирование предметных результатов:
- организовать деятельность учащихся по усвоению “нового знания”, учить практически применять перестановку слагаемых ;
- продолжить формирование вычислительных навыков сложения и вычитания чисел в пределах 10;
- продолжить формирование речевых умений
- продолжить формирование умения решать задачи на нахождение суммы;
Задачи, направленные на развитие метапредметных результатов:
Личностных :
- способствовать формированию полноценного восприятия изучаемого материала;
- положительного отношения к учебе в школе, интереса к урокам математики;
- уважения к мыслям и настроениям других людей, доброжелательного к ним отношения;
Регулятивных:
- определять и формулировать цель своей деятельности с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
- формировать первичные навыки самоконтроля и коррекции;
Познавательных:
- учить добывать знания, находить ответы на вопросы, используя при этом свой жизненный опыт, учебник, информацию, представленную с применением ИКТ;
Коммуникативных:
- учить строить простейшее речевое высказывание;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять активность в стремлении высказываться;
- учить первоклассников работать парами и воспринимать парную работу как взаимную тренировку в усвоении учебного материала
Оборудование урока:
1. В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., “Просвещение”, 2008;
2. Вееры с цифрами;
3. Классная доска;
4. Мультимедийный проектор ;
5. Презентация к уроку.
6. Круги зеленого, красного, синего цвета.
Ход урока
I. Организация класса.
Прозвенел звонок веселый.
Всех зовет он на урок.
Ну-ка, дети, все готовы?
Начинается урок.
II. Актуализация знаний.
1. Какие числа пропущены? Слайд 2.
2. Математический диктант. (Записать только ответы)
- Какое число меньше 7 на 2?
- Первое слагаемое 2, второе 5. Найди сумму.
- На сколько 8 больше 10?
- Уменьшите 9 на 3.
- Увеличьте 3 на 1
- На сколько 9 больше 6?
- Давайте проверим. (Ученики читаю числа. На доске появляются эти числа)
На доске: 5, 7, 2, 6, 4, 3, . Слайд 3.
III. Постановка учебной задачи.
- Возьмите зеленую ручку и обведите число предшествующее числу 6.(5)
Обведите самое маленькое число в этом ряду.(2)
- С этими числами составьте и запишите сумму этих чисел.
Проверка.
- Какую сумму записал, Данила ? Слайд 4. (5+2=7)
- А ты, Юра ? (2 +5=7)
- Ребята, кто из мальчиков прав? Почему? (Оба правы, они только
переставили местами числа)
- А как называются числа при сложении? (Числа при сложении называются слагаемое, слагаемое, сумма)
- Изменилась ли сумма чисел от того, что мы переставили местами слагаемые? (Нет, сумма чисел не изменилась, она равна 7)
- Значит, какой мы с вами можем сделать вывод? (От перестановки слагаемых, сумма не меняется)
- Это свойство сложения в математике имеет очень простое название. Никто не может сказать?
Учитель открывает запись на доске: “Переместительное свойство сложения”.
- Как называется тема нашего урока? Повторите. Какие задачи поставим перед собой? (Выяснить для чего нужно использовать переместительное свойство сложения. Применять переместительное свойство сложения)
IV. Работа по теме урока.
- Для чего в математике используется переместительное свойство сложения? - Какие будут предположения? (Дети высказывают свои предположения)
- Чтобы ответить на этот вопрос , давайте выполним задание №1 на с.26
П р о в е р к а: Какие примеры на сложение вы составили?
5 + 1 = 6 3 + 2 = 5 3 + 4 = 7 1 + 5 = 6 2 + 3 = 5 4 + 3 = 7
- Какие суммы получились в каждом столбике? (В каждом столбике суммы одинаковые) Почему? (От перестановки слагаемых сумма не меняется).
- Посмотрите на первый столбик примеров. Какой из примеров легче и быстрее решить? Почему? (Легче к большему числу прибавлять меньшее число).
- Какое свойство сложения применили? (Переместительное свойство сложения)
V. Решение задач.
- Рассмотрите задание №2. Что нужно сделать? (Решить задачи)
- Что должно быть у решенной задачи? (Условие, вопрос, решение, ответ)
- О чем говорится в задаче? (В задаче говорится о ветках)
- Что говорится о ветках ? (На первой ветке растет 5 орехов, а на второй ветке 2 ореха)
- Прочитайте вопрос задачи (Сколько всего орехов растет на двух ветках?)
- Какое решение будет в задаче? (1) 5 + 2 = 7 (ор.) )
- Как запишем ответ? (Ответ 7 орехов растет на двух ветках)
- Самостоятельно решите вторую задачу.
- Чем похожи эти задачи? (Обе задачи на сложение. Одинаковые слагаемые.
Одинаковый ответ.)
- Чем они различаются? (Слагаемые поменяли местами, переместили. Поэтому и свойство называется “переместительное” )
VI. Физкультминутка.
VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Задание №3 на странице 27 выполните, работая парами.
- В задании четыре выражения. Договоритесь, кто какие выражения будет объяснять, и в каком порядке вы это будете делать.
VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
- Самостоятельно выполните задание №4.
(После самостоятельного выполнения задания, меняются работами и проверяют работы друг у друга. Идёт обсуждение правильности выполнения задания. Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- У вас на столе лежат три кружка.
- Если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим. Поднимите красный круг.
- Если вы считаете, что тема вам понятна, но надо ещё потренироваться. Поднимите желтый круг.
- Если вы считаете, что было трудно на уроке. И надо подойти к учителю, позаниматься дополнительно. Поднимите красный круг.