Тип урока. Урок обобщения и систематизации.
Цели урока:
- Предметные: обобщить и углубить знания учащихся о различных системах счисления, научить переводить натуральные числа из одной системы счисления в другую.
- Личностные: развивать способность к самообразованию и решению творческих задач.
- Метапредметные: научить осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
Планируемые результаты. Учащийся научится применять изученные понятия при решении задач.
Основные понятия. Цифры, классы, разряды, различные системы счисления.
Оборудование: задания для групп. Класс разделен на три группы.
Ход урока:
I. Организационный этап.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности.
- Личностные УУД: мотивация учения.
II. Актуализация знаний.
- Познавательные УУД: структурирование собственных знаний.
- Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
- Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
- Личностные УУД: оценивание усвоенного материала.
(Фронтальная деятельность)
Разминка (устно)
1. Показать, как половина числа 11 может оказаться равной 6.
2. Расшифровать подписи на фасадах домов
3. Указать, в какой нумерации записано число:
1102, 5107, 13078, 2103,1 0345.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
- Личностные: самоопределение.
- Регулятивные: целеполагание.
- Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Умение высказывать свою точку зрения и аргументировать ее
На доске заранее подготовлена таблица.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
Вставив в них буквы, расшифровывается тема урока. На доске записаны примеры. Каждая группа получает задание –найти значение выражений , выбрать карточку с ответом, на обратной стороне которой указана буква входящая в зашифрованное словосочетание. Первая группа вычисляет первые 5 , вторая следующие 5, и последняя группа - 6 выражений.
Найдите значения числовых выражений;
12 * 5+1 (61); С 12 * 5-1 (59); И 12 * (5+1) (72); С 12 * (5-1) (48); Т 12: ( 5+1) (2); Е 12: (5-1) (3); М 36:9 +18•5 (94); Ы 1212:12 (101); С 1010:5 (202); Ч 15150 :15 (1010); И 480 : 4 (120); С 312 * 10 (3120); Л 720:9 (80); Е 720:80 (9); Н 140+18 (158); И 63: (25-16) (7); Я
После заполнения таблицы учащиеся открывают тетради и записывают тему урока.
IV. Применение знаний и умений в новой ситуации
- Познавательные: формирование интереса к данной теме.
- Личностные: формирование готовности к самообразованию.
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; взаимодействие учащихся в групповой работе.
- Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
Игра “Ромашка” (задания на лепестках ромашки)
Каждая группа отрывает по два лепестка, на которых указаны задания и работают 10 минут. Учащиеся выполняют задания, затем вместе с учителем проверяют верность выполненного задания у доски.
Задание 1. Снять показания с этих счет
Ответ: 21035
Какое число соответствует этому числу в десятичной нумерации?
Ответ: 21035 = 2 * 5 * 5 * 5 + 1 * 5 * 5 + 0 * 5 + 3 = 278.
Задание 2. Какова запись числа 11 в двойной нумерации?
Варианты ответов:
а) 1011;
б) 1101;
в) 1111.
Ответ: а.
Задание 3. Найти неизвестное число х – основание нумерации.
21х = 15
Ответ: х = 7.
Задание 4. Перевести на язык десятичной нумерации:
Ей было тысяча сто лет (12) Она в сто первый класс ходила (5) В портфеле по сто книг носила (4) Все это правда, а не брод. Когда пыля десятком ног, (2) Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок. С одним хвостом, зато стоногий. (4) Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, (2) И десять загорелых рук (2) Портфель и поводок держали. И десять темно-синих глаз (2) Рассматривали мир привычно... Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ (А.Стариков)
Задание 5. Записать 38 в троичной нумерации.
Ответ: 38 = 1 * 3 * 3 * 3 + 1 * 3 * 3 + 0 * 3 + 2 = 11023.
Задание 6. Какое число в двоичной, троичной, пятеричной нумерациях записывается также, как записывается в десятичной число 100?
Ответ: 4, 9, 25.
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке.
- Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- Коммукативные УУД: умение выражать свои мысли, и их аргументировать.
Продолжить предложение:
“Сегодня на уроке
- Я повторил ...
- Я закрепил ...
- Я научился ...
- Я узнал ...”
VI. Информация о домашней работе.
1. Учебник А.Г. Мерзляк. Стр. 13-16, прочесть “Как считали в старину”.
2. Записать число 22 октября в двоичной нумерации. Ответ: 22 = 101102.