1. Цели урока (образовательные, воспитательные, развивающие):
а)
- систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу;
- выявление умения выполнять работу разной степени сложности;
б) продолжить формирование умений:
- самоорганизации в учебном процессе;
- анализировать и оценивать события и определять свое отношение к ним;
- разграничивать объективные факты и субъективные мнения.
в)
- усилить мотивацию учащихся к самостоятельному познанию;
- способствовать обогащению их социального опыта.
2. Этапы урока:
Работа проводится в три этапа:
1) Подготовительный.
2) Основной.
3) Итоговый.
3. Содержательные элементы, которые будут проверяться на уроке:
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х - начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования.
4. Закрепляемые умения и навыки:
- умение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениям;
- комплекса знаний и умений по обобщению и систематизацию исторического материала;
- знания и умения учащихся анализировать историческую ситуации;
- определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок.
5. Характерные для данной эпохи документы:
1. Материалы XX, XXI, XXII съездов КПСС.
2. Договор о запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой ( 5 августа 1963г.).
3. Сообщение ТАСС о запуске первого советского спутника Земли.
4. Воспоминания Молотова В.М.
5. Воспоминания Ф. Бурлацкого,
6. Воспоминания В.Е. Семичастного.
7. Письмо Б.Л. Пастернака собранию Президиума Правления Союза писателей, оргкомитета и Московского отделения.
8. Письмо члена КПСС, учительницы М. Николаевой Н.С. Хрущеву, написанное в ноябре 1956 г.
Выполнение работы
Первый этап (подготовительный)
Заранее ученикам дается задание - повторить пройденный материал и прочитать дополнительную литературу ( список литературы определяется учителем);
при возможности посмотреть документальные и художественные фильмы об этом историческом периоде;
Так как предполагается как индивидуальная так и групповая работа ( по четыре человека) то каждой группе учащимся предлагается найти и принести в класс какой-либо предмет который по их мнению может символизировать изучаемое время.
Второй этап (урок)
1. Организационный момент. На доске пишется название темы. Помещаются портреты политических и общественных деятелей, ученых и работников культуры. (Н.С. Хрущева, Г.М. Маленкова, Б.Л. Пастернака, В.М. Молотова, Ю.А. Гагарина, А.Т. Твардовского и др. в зависимости от возможности) В классной комнате столы расставляются таким образом чтобы команды находились на некотором удалении друг от друга. На столах у команд находятся папки с заданиями, чистые листы белой бумаги для ответов, а также предметы выбранные ими в качестве символов изучаемой эпохи.
2. Ход урока. В начале учитель называет тему , цели и задачи на данный урок. Напоминает учащимся о форме проведения урока.
Задание 1. В ходе этого конкурса учащиеся должны аргументировано доказать, что выбранный ими предмет действительно можно считать символом изучаемого времени. В качестве доказательств могут быть предложены : время появления предмета , повсеместное , массовое использование, воплощение содержания эпохи, исключительное использование только в это время и др. Каждой группе предоставляется не более 1 минуты. Максимальное количество баллов 3.
Задание 2. Проводится в форме тестирования. Учителем заранее готовится четыре варианта тестов по теме. Каждый участник группы получает свой вариант. Тесты составляются по типу части А и Б ЕГЭ. В ходе выполнения этого задания учитель проверяет имение определять хронологию событий, устанавливать соответствия между фактами, событиями, явлениями. Если есть возможность , то после выполнения этого задания учитель сообщает правильные ответы ( легко сделать при наличии интерактивной доски в классе). 1 задание оценивается в 1 балл, 2–4 - каждый по 2 балла . Всего можно набрать 7 баллов . Время выполнения задания 7 минут.
I вариант.
1. Попытка смещения Н.С. Хрущева с поста партийного руководителя произошла.
1) 1956г.
2) 1957г.
3) 1958г.
4) 1959г.
2. Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике СССР в 1953-1964 гг.?
1) Ввод советских войск в Венгрию,
2) Образование Совета Экономической Взаимопомощи,
3) Образование Германской Демократической республики,
4) Образование Организации Варшавского Договора,
5) Карибский кризис,
6) Разрыв отношений с Югославией.
3. Расположите в хронологической последовательности хозяйственные реформы:
1) Начало реорганизации МТС,
2) Курс на поднятие целинных и залежных земель,
3) Принятие решений о стимулировании животноводства повышением цен на мясо,
4) Решение о повсеместном переходе к посеву кукурузы.
4. Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"Совсем иной подход был характерен для Сталина. Сталину были совершенно чужды ленинские черты — проводить терпеливую работу с людьми, упорно и кропотливо воспитывать их, уметь повести за собой людей не путем принуждения, а оказывая на них воздействие всем коллективом с идейных позиций. Он отбрасывал ленинский метод убеждения и воспитания, переходил с позиций идейной борьбы на путь административного подавления, на путь массовых репрессий, на путь террора. Он действовал все шире и настойчивее через карательные органы, часто нарушая при этом все существующие нормы морали и советские законы."
Ответы: 1-1 , 2- 1, 4, 5, 3-2.1,4,3. 4- Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС, 1956г.
II вариант.
1. Берлинский кризис произошел:
1)1959г.,
2)1960г.,
3)1961г.,
4)1962г.,
2. Какие три из перечисленных реформ относятся к хозяйственной жизни СССР в 1953-1964гг.?
1) денежная реформа и отмена карточной системы;
2) решение о продаже сельскохозяйственной техники колхозам;
3) реорганизация Министерства сельского хозяйства;
4) возобновление гонений на личное подсобные хозяйства;
5) начало реформы советской политической системы;
6) курс на самофинансирование и хозрасчет
3. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики СССР:
1) создание ОВД;
2) подписание договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах;
3) первый визит руководителя СССР в США.
4) Карибский кризис.
4. Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"Н. С. Хрущев спросил меня, как отнесется Фидель, если мы предложим ему такое решение. Не скрою, этот вопрос поверг меня в оцепенение. Я ответил, что Фидель вряд ли согласится на это, поскольку он строит свою стратегию защиты революции на укреплении солидарности мирового и латиноамериканского общественного мнения, а установка ракет неминуемо лишит Кубу этой поддержки."
Ответы: 1- 3, 2-2,3,4. 3-1,3,4,2. 4- О размещение на Кубе советских ракет , 1962г.
III вариант.
1. Отстранение Н.С. Хрущева от власти произошло :
1) в 1962,
2) в 1963,
3) в 1964,
4) в 1961,
2. Какие три из перечисленных событий относятся в СССР в 1953-1964гг.?
1) первый полет человека в космос;
2) запуск космической станции "Мир";
3) произведено испытание атомного оружия:
4) создан первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ- 104;
5) осуществлен первый выход человека в космос;
6) построен первый в мире атомный ледокол"Ленин".
3. Расположите в хронологической последовательности события политической жизни СССР:
1) принятие третьей программы партии;
2) отмена Указа Президиума ВС СССР от 28 августа 1941года в отношении советских немцев;
3) попытка смещения Хрущева с поста Первого секретаря ЦК.
4) проведение XX съезда КПСС
4. Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"По предварительным данным, ракета-носитель сообщила спутнику необходимую орбитальную скорость — около 8000 метров в секунду. В настоящее время спутник описывает эллиптические траектории вокруг Земли, и его полет можно наблюдать в лучах восходящего и заходящего Солнца при помощи простейших оптических инструментов..."
Ответы: 1-3, 2-1,4,6, 3- 4, 3, 1, 2, 4- Запуск первого искусственного спутника, 1957г.
IV вариант.
1. Разгон властями рабочей демонстрации в Новочеркасске произошел:
1) в 1957 г.
2) в 1960 г.
3) в 1962 г.
4) в 1965 г.
2. Какие три из перечисленных литературных произведений были созданы в СССР в 1953-1964гг.?
1) поэма А. Твардовского " Теркин на том свете";
2) стихотворение К Симонова " Жди меня";
3) стихотворение Е.Евтушенко " Наследники Сталина";
4) роман А. Фадеева " Молодая гвардия";
5) роман Г. Николаева " Битва в пути";
6) пьеса Л. Леонова " Нашествие".
3. Расположите в хронологической последовательности события культурной и научной жизни СССР:
1) опубликование повести А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича".
2) присуждение Нобелевской премии Б. Пастернаку,
3) появление первой атомной электростанции,
4) первый полет человека ив космос.
4. Прочтите отрывок и определите событие о котором идет речь и когда оно произошло.
"Организаторы хорошо понимали, что без КГБ начинать все не следует. Насколько мне известно, за неделю до начала октябрьского Пленума состоялся разговор с Косыгиным, чтобы выяснить его позицию, и первый же вопрос, который он задал, был: “А с кем КГБ?” И когда ему сказали, что мы об этом информированы, он сказал: “Я согласен”..."
Ответы: 1- 3, 2-1,3,5, 3-3,2,4.1. 4-Смещение Н.С. Хрущева поста Первого секретаря ЦК.1964г.
Задание 3. Задание составляется по типу задания С 4 ЕГЭ. Направлено на проверку комплекса знаний и умений по обобщению и систематизацию исторического материала.
Учитель составляет два варианта . Выполняется каждой парой в группе . Время выполнения задания 8 минут . Максимальное количество баллов за один вариант 4. Соответственно каждая группа за это задание может набрать 8 баллов.
I вариант задания.
Назовите основные черты, характеризующие отношения СССР и социалистических стран в период 1953-1964гг.( укажите не менее трех черт).
Приведите не менее двух любых примеров внешнеполитической деятельности СССР, отражающих эти отношения.
1. Могут быть названы следующие черты:
— стремление к утверждению руководящей роли СССР в социалистическом лагере;
— ослабление контроля и диктата со стороны Москвы в отношении стран Восточной Европы (по сравнению с периодом пребывания у власти в СССР И- В. Сталина);
— признание национальных особенностей построения социализма в странах Восточной Европы;
— развитие экономической интеграции в рамках СЭВ;
— постепенное обострение отношений СССР с Китаем (после 1956 г.) и Албанией (с 1960 г.);
— поддержка социалистического движения в странах “третьего мира”
2. Могут быть приведены следующие примеры:
— создание Организации Варшавского Договора (1955);
— введение советских войск в Венгрию для подавления демократической революции (1956);
— нормализация отношений с Югославией (1955);
— ликвидация Коминформа (1956);
— отзыв советских специалистов из Китая (1960);
— поддержка Кубинской революции (финансовая помощь, создание советской военной базы на Кубе);
— поддержка руководства ГДР в вопросе о сооружении Берлинской стены
II вариант задания.
Назовите не менее двух основных направлений развития сельского хозяйства СССР со второй половины 1953 по начало 1960-х гг.Укажите не менее трех примеров реализации этих направлений.
1. Могут быть названы следующие направления:
- ускорение развития сельского хозяйства;
-укрепление материальной базы колхозов;
-ликвидации"двоевластия " на земле (колхозов и МТС);
-укрепление власти колхозов;
-развитие инициативы,
2. Могут быть приведены следующие примеры:
-повышение закупочных цен;
-списание долгов прошлых лет;
-увеличение государственных расходов на нужды деревни;
- введение пенсий для колхозников,
- начало выдачи паспортов;
-отмена налога на ЛПХ.
Задание 4. Задание составляется по типу задания ЕГЭ. В ходе выполнения выясняются знания и умения учащихся анализировать историческую ситуацию.
Задание выполняется каждым членом группы. Время выполнения - 8 минут. Максимальное количество баллов - 4.
Вариант задания.
Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.
В первые годы после Великой Отечественной войны внешняя политика Советского Союза в условиях начавшейся “холодной войны” характеризовалась напряженным противостоянием СССР и стран Запада в борьбе за лидерство в мире, усилением влияния СССР на восточноевропейские страны.
Какие черты характеризовали внешнюю политику СССР в период 1953—1964 гг.? Укажите не менее трех черт. Приведите не менее двух причин их появления.
1. В качестве основных характерных черт внешней политики СССР в 1953—1964 гг. могут быть названы:
— попытки улучшения отношений с капиталистическими странами (первый визит Н. С. Хрущева в США, приобретение опыта ведения диалога, переговоров с руководителями западных стран, заключение договора между СССР, США и Великобританией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой и др.);
— непоследовательность советского руководства в осуществлении курса мирного сосуществования двух различных общественно-политических систем (Берлинский (1961 г.), Карибский (1962 г.) кризисы и др.);
— укрепление взаимоотношений СССР с социалистическими странами (образование Организации Варшавского Договора, нормализация отношений СССР с Югославией), сочетавшееся с более жестким контролем и давлением на них (события в Венгрии в 1956 г.);
— развитие отношений СССР с освободившимися от колониальной зависимости странами, которые рассматривались как составная часть мирового революционного движения.
2. Вторая часть задания предполагает определение причин появления характерных черт внешней политики СССР.
К ним могут быть отнесены:
— проведение под руководством Н. С. Хрущева преобразований внутри страны, политика десталинизации, нашедшие отражение и во внешней политике СССР;
— признание необходимости мирного сосуществования и соревнования двух противоположных систем — капитализма и социализма, возможности предотвращения мировой войны в новую эпоху;
— идеологические установки руководства СССР на победу коммунизма во всем мире, на неизбежную гибель капитализма, которые порождали недоверие в международных отношениях и мешали установлению взаимопонимания со странами Запада;
— разоблачение культа личности И. В. Сталина, по-разному отразившееся на взаимоотношениях с социалистическими странами (одни из них не приняли нового курса СССР, другие начали проведение собственной политики демократизации).
Задание 5. Направленно на определение комплекса знаний и умений по анализу исторических версий и оценок. Выполняется в форме спора- диалога В начале между членами группы , а после выработки общей позиции между группами . Время выполнения - 8 минут . Максимальное количество баллов - 3.
Ниже приведены две точки зрения на выступление Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС.
1. Доклад Н.С. Хрущева с разоблачением культа личности И.В. Сталина был предательским шагом по отношению к истории страны, к человеку, который имел много заслуг перед народом.
2. Доклад Н.С. Хрущева имел большое значение для жизни страны, оказал огромное влияние на общественное сознание, привел к некоторым демократическим преобразованиям в СССР.
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.
Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе первой точки зрения:
— выступление Н.С. Хрущева на съезде раскололо советское общество на сторонников и противников разоблачения культа личности Сталина;
— в течение десятилетий Сталин был общепризнанным вождем, под его руководством были совершены многие достижения, одержана победа в Великой Отечественной войне;
— у Советского Союза действительно было много внутренних и внешних врагов, с которыми Сталин оправданно расправлялся;
— разоблачение культа личности Сталина привело к падению авторитета СССР за рубежом, к расколу среди руководства социалистических стран.
При выборе второй точки зрения:
— критика Н.С. Хрущевым культа личности Сталина привела к раскрепощению сознания людей, избавила их от страха;
— были предприняты попытки провести демократические преобразования внутри партии, усилить роль Советов, национальных республик;
— была реабилитирована значительная часть политических заключенных;
— началось проведение экономических преобразований, хотя и не очень продуманных, непоследовательных;
— предоставлена определенная свобода развития культуры в рамках идеологических установок партии;
— расширились культурные связи с зарубежными странами
Третий этап
Учитель подводит итоги. Объявляется группа набравшая наибольшее количество баллов (всего можно набрать 25 балов), и ученики выступившие наиболее удачно на отдельных этапах Учитель дает домашнее задание.
В качестве домашнего задания ученикам предлагается рассмотреть два взгляда на Н.С. Хрущева как политика. Работа выполняется письменно.
1. Хрущёв, он же сапожник в вопросах теории, он же противник марксизма-ленинизма, это же враг коммунистической революции, скрытый и хитрый, очень завуалированный... Нет, он не дурак. А чего же за дураком шли? Тогда последние дураки! А он отразил настроение подавляющего большинства. Он чувствовал разницу, чувствовал хорошо. (21.06.1972) Молотов В.М.
2. Хрущев — жесткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии...
Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.