Цели:
- Повторить и обобщить пройденный материал о полезных ископаемых.
- Расширять кругозор учащихся.
- Воспитывать любовь к окружающему миру и бережное отношение к его богатствам.
- Развивать интерес к обучению.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация.
Ход урока
Организационный момент. Начинаем наш урок с отгадывания загадок. По отгадкам мы с вами узнаем тему нашего урока.
Загадки:
1)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надёжный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
2)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе.
Он и на стройке и на пляже.
Он и в стекле расплавлен даже. (песок)
3)
Этот мастер белый-белый,
В школе он лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (мел)
4)
На кухне у мамы
Помощник отменный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (газ)
5)
Без неё не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (нефть)
6)
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы и ключи. (руда)
- О чём же мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
Ответ детей: О полезных ископаемых.
Слайд 1. (один щелчок)
- Мы с вами уже очень много знаем о полезных ископаемых, а сегодня мы повторим и обобщим пройденный материал, а также узнаем что-то новое, а самое интересное мы с вами всё это будем делать в ходе игры “Поле чудес” (2 щелчка на первом слайде)
Условия игры:
1) Игра состоит из 3 туров, в каждом туре 3 вопроса, тот, кто отвечает на вопрос выходит к барабану.
2) Первая тройка отвечает на данный вопрос. Каждый называет букву и если есть такая буква в слове, получает очки и имеет право назвать другую букву, если нет, то ход переходит к другому.
3) Если стрелка барабана останавливается на 0, то игрок пропускает ход, Если стрелка останавливается на “П”, то игрок получает приз и выбывает из игры.
4) Учитель делает щелчок на названной букве в алфавите. Если буква есть в слове, она становится на нужное место в слове.
5) В финал выходят победители каждого тура.
6) В суперигре участвует победитель финальной игры.
7) В игре предусмотрена игра со зрителями. Здесь можно отгадывать слово по буквам, а можно назвать его полностью.
(Для учителя: В каждом туре есть алфавит, им и пользуется игрок. Это облегчает игру и она проходит быстрее, так как дети теряются, называют уже названные буквы, или долго думают. Если в слове две буквы, можно открыть сразу или называть ещё раз вторую букву. )
Слайд 2.
3 вопроса. Они появляются по щелчку. После правильного ответа по щелчку появляется ответ.
После появления каждого ответа надо сделать ещё 2 щелчка. Ответ увеличивается и перекрашивается.
Слайд 3.
Вопрос для первой тройки.
Игроки называют буквы. Отгаданная буква, по щелчку на алфавите, появляется в слове.
Слайд 4. Вопросы для выбора второй тройке.
Слайд 5. Вопрос для второй тройки.
После игры второй тройки организуется рекламная пауза.
Подготовленный ученик рассказывает о серебре.
Серебро – один из наиболее распространенных металлов. В мире его добывают 850500 кг в год. Из 1 г серебра можно вытянуть тончайшую проволочку длиной 2 км.
Старинное применение серебра – изготовление зеркал (сейчас недорогие зеркала покрывают алюминием). Изделия из серебра найдены в Азии, более 6 тысяч лет назад. Из сплава золота и серебра были изготовлены первые в мире монеты.
Из серебра и его сплавов делают электрические контакты, серебром покрывают провода в ответственных приборах. Из серебряно – палладиевого сплава делают зубные протезы.
Препараты серебра используют для очищения питьевой воды.
Слайд 6 . На нём изделия из серебра.
Слайд 7. Выбирается третья тройка.
Слайд 8. Задание для третьей тройки.
После игры третьей тройки организуется ещё одна рекламная пауза. Подготовленный ученик рассказывает о ртути.
Знаете ли вы металл, который при комнатной температуре находится в жидком состоянии?
Конечно - это ртуть. Ртуть замерзает при - 39oС, закипает при 357oС. Она в 13 раз тяжелее воды. Ртуть легко испаряется. Ее получают из руды, для этого необходимо разогреть эту руду до 482oС
Примерно третья часть всего производства ртути идет в медицину.
Ртуть применяется в производстве ламп дневного света и кварцевых, при изготовлении термометров и барометров, для проявления фотоснимков.
Следует помнить, что этот металл ядовитый. При соприкосновении с воздухом, он образует ртутную атмосферу, опасную для человека. Острое отравление солями ртути проявляется в расстройстве кишечника, рвоте, набухании дёсен. Первое, что необходимо сделать в такой ситуации это вызвать у больного рвоту. Затем дать ему молока и яичных белков.
Слайд 9. На нём изделия, где применяется ртуть.
Слайды 10 и 11 заставки для начал туров
Слайд 12. Игра со зрителями.
Слайд 13, заставка для начала финальной игры
Слайд 14 Финальная игра.
Слайд 15, заставка для начала суперигры.
Слайд 16. Суперигра.
Подведение итогов. Слайд 17 “Спасибо за игру”
Для урока использованы материалы учебников окружающего мира Н.Ф.Виноградовой и Плешакова.
Материалы детских энциклопедий.