Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов «Ситцевое царство»

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Пояснительная записка.

На современном этапе развития общества большое значение имеет духовно-нравственное воспитание и знание истории своего края, своих корней.

Очень обидно: если, наверное, каждый ивановец достаточно хорошо, хотя бы в общих чертах, представляет себе историю Москвы или тех же Штатов, то спроси кого угодно о тех или иных исторических событиях, касающихся родного города, то, кроме Родины первого Совета да еще имени Д.Бурылина, вряд ли кто что-нибудь вспомнит.

Между тем история Иванова наполнена интересными фактами, событиями. 2016 год 145-летия нашего города. Мне хочется через серию занятий показать всю неповторимость нашего края. Этот город был не купеческим и не дворянским. Это был – город – мануфактура, у истоков которого стояли бывшие крепостные, благодаря своей предприимчивости, сумевшие еще до отмены крепостного права обрести свободу.

И мне очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю.

На протяжении многих лет я занимаюсь краеведческой работой, пытаюсь увлечь своих учеников исследовательской и проектной деятельностью. Данное мероприятие построено на основе исследовательской работы “Осип Соков - Соковский мост - связь времен”. Меня всегда интересовал вопрос: “Кто такой О.Соков? родственник или однофамилец?”

Цель занятия: ознакомление с историей ситцепечатания с древности до наших дней, с жизнью и деятельностью основоположника ситцепечатания в нашем крае Соковым О.С.

Задачи занятия:

В сфере личностных УУД.

  • Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
  • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
  • Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.

В сфере регулятивных УУД.

  • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД.

  • Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
  • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.

В сфере коммуникативных УУД.

  • Развивать навык использования речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
  • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.

Место проведения: классная комната

Оборудование: мультимедийная установка, коллекция ткани для использования в групповой работе, демонстрационный материал: коробочки с хлопком, таблицы “Хлопчатобумажные ткани”, отвар из кожуры репчатого лука, белая ткань для окрашивания, окрашенная учителем ткань.

Ход работы

№ слайда Действия учителя Действия учеников
  Организационный этап

Звучит песня “Иваново”.

Учащиеся проходят и садятся на свои места.
  Целеполагающий этап

Сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. У нее к вам большая просьба. Маше нужно сшить праздничное платье, но она не может выбрать материал.

Поможем ей, ребята? Выберете ткань, которая, на ваш взгляд, подходит больше всего.

работают в группах, рассматривают коллекцию ткани, выбирают понравившуюся.
  Почему же вы все выбрали яркие и красочные ткани? отвечают и доказывают, почему сделали такой выбор.
  Все ткани, которые были вами выбраны хлопчатобумажные. А что вы знаете о хлопке? Чтение ребенком стихотворения.

“Песня о хлопке”. Приложение 1.

  Из хлопка (учитель выдает каждой группе коробочки с хлопком и вывешивает картинку с изображением коробочки с хлопком на доску) изготовляют хлопчатобумажные ткани: ситец, саржу, бязь, байку, фланель и др.

Учитель вывешивает таблицы “Хлопчатобумажные ткани” на доску. Приложение 2 и Приложение 3.

Эти ткани не только красивые, но и комфортные при носке. Эти ткани не закупоривают поры и обеспечивают хорошую вентиляцию кожи. Одежда из таких тканей оказывает благоприятное воздействие на человека в условиях жаркого климата.

рассматривают коробочки с хлопком, которые учитель выдал каждой группе и таблицы, вывешенные на доске.
  Ситцевые ткани люди ценят, за эти качества.

А как из хлопка получили такие красивые ткани?

Ответы детей.
  Из хлопка, который очень похож на вату, вырабатывают ровницу, затем - пряжу, а уж из пряжи на фабрике ткут белую ткань.

Учитель на доске вывешивает кусок белой ткани между картинкой с изображением хлопка и таблицами “Хлопчатобумажные ткани”.

 
  А хотите сами создать свой узор на ткани?

Чем мы будем заниматься на занятии?

 
  Давайте откроем дверь в “Ситцевое царство”.  
  Этап получения новых знаний.  
1-10 Выступление учителя. Приложение 4.  
  Ориентировочно-мотивационный этап.  
11 Учитель обращается к кукле:

- Посмотри, Маша, какое разнообразие тканей сейчас можно видеть в магазинах, выбирай любую.

 
  Но Маша почему-то не довольна: вдруг ткань, которую она выберет, понравится еще кому-то. Ребята, что же ей делать? Ответы детей, они приходят к выводу, что нужно создать свою неповторимую, оригинальную ткань.
  Этап практической работы.  
  Для использования, экономии времени нужно спланировать свою работу.  
  Учитель прикрепляет на доску карточки:

1. Окрашивание.

2. Просушка.

3. Нанесение рисунка.

составляют план с помощью учителя.
  Инструктаж по охране труда.

Ребята, будьте осторожны при работе с красителем: нужно надеть перчатки, при окрашивании ткани будьте аккуратны, не брызгайте на стол и на одежду.

 
  Приступаем к работе.

Возьмите кусочки белой ткани и с помощью натурального красителя – отвара из кожуры репчатого лука окрасьте ткань.

опускают кусочки ткани в емкость с отваром из кожуры репчатого лука, через несколько минут вынимают, отжимают. (работают в перчатках).
  Молодцы, ребята! Посмотрите, какие интересные цвета у вас получились.

А сейчас дадим ткани высохнуть.

Учащиеся развешивают ткань на просушку.
  Ткань мы покрасили ручным способом, так как это делали в древности. И сейчас мы должны нанести рисунок, манеры нам заменят вот такие штампы. Учащиеся получают ткань, заранее выкрашенную учителем тем же способом (в целях экономии времени) и с помощью шаблонов кроим сарафан.
  Прежде чем приступить к работе подумайте, какой рисунок будет на вашей ткани. Внимательно посмотрите на образцы, детали рисунка расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Орнамент может быть расположен по краю, в центре или по диагонали ткани. Рисунок должен повторяться.  
  Рефлексивно-оценочный этап.  
  Помогает ученикам организовать выставку работ. Оценивают свою работу, делятся эмоциями от работы.
  Посмотрите, какие красивые у нас получились ткани, все они неповторимы и оригинальны.

Все вещи, которые сделаны своими руками, очень ценятся, потому что индивидуальны, выражают внутренний мир создателя.

получают за работу “Сертификат качества”, который учитель подготовил заранее.
  И мы с вами должны помочь кукле Маше сделать непростой выбор: из какой же ткани ей сшить наряд – из ткани, купленной в магазине или из той, что создали мы с вами. Учащиеся должны положить свой “Сертификат качества” в конвертик:

один висит под коллекцией хлопчатобумажных тканей, другой - под выставкой работ.

  Я очень рада, что большинство из вас отдали предпочтение той ткани, которую мы создали. В наряде из нее кукла Маша будет оригинальной и неотразимой.  

Приложение 5

Список литературы.

1.Арсеньев Е.В. “Ивановские ситцы”, 1983 г.

2.Балдин К.Е., Ильин Ю.А. “Ивановский край в истории Отечества”.

3.Балдин К.Е., Кохова Л.А. “От кустарного села к индустриальному мегаполису”.

4.Бяковский В. “Дома и люди”.

5.Газета “Рабочий край”, 26 марта 1957 год, Глебов Ю. “Народный умелец Соков”.

6.Журнал “Директор”, №9, 2006 год, Хавин А. “Осип Соков – неграмотный гений промшпионажа”.

7.“Наш край в истории Отечества”. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 8 – 11 классов школ Ивановской области. Иваново, 1995 год.

8.Журнал “Наша Родина – Иваново – Вознесенск” 2007 год, №12, Кохова Л.А. “Соков мост - связь времен”, стр.36.