Пояснительная записка.
На современном этапе развития общества большое значение имеет духовно-нравственное воспитание и знание истории своего края, своих корней.
Очень обидно: если, наверное, каждый ивановец достаточно хорошо, хотя бы в общих чертах, представляет себе историю Москвы или тех же Штатов, то спроси кого угодно о тех или иных исторических событиях, касающихся родного города, то, кроме Родины первого Совета да еще имени Д.Бурылина, вряд ли кто что-нибудь вспомнит.
Между тем история Иванова наполнена интересными фактами, событиями. 2016 год 145-летия нашего города. Мне хочется через серию занятий показать всю неповторимость нашего края. Этот город был не купеческим и не дворянским. Это был – город – мануфактура, у истоков которого стояли бывшие крепостные, благодаря своей предприимчивости, сумевшие еще до отмены крепостного права обрести свободу.
И мне очень хочется, чтобы дети ощутили связь с прошлым, чтобы пришло понимание того, что мы – наследники наших предков, что и мы сегодня творим историю.
На протяжении многих лет я занимаюсь краеведческой работой, пытаюсь увлечь своих учеников исследовательской и проектной деятельностью. Данное мероприятие построено на основе исследовательской работы “Осип Соков - Соковский мост - связь времен”. Меня всегда интересовал вопрос: “Кто такой О.Соков? родственник или однофамилец?”
Цель занятия: ознакомление с историей ситцепечатания с древности до наших дней, с жизнью и деятельностью основоположника ситцепечатания в нашем крае Соковым О.С.
Задачи занятия:
В сфере личностных УУД.
- Формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
- Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности.
- Прививать чувство прекрасного и этического на основе знакомства с отечественной культурой.
В сфере регулятивных УУД.
- Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
- Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД.
- Развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
- Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
В сфере коммуникативных УУД.
- Развивать навык использования речевых средств, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
- Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Место проведения: классная комната
Оборудование: мультимедийная установка, коллекция ткани для использования в групповой работе, демонстрационный материал: коробочки с хлопком, таблицы “Хлопчатобумажные ткани”, отвар из кожуры репчатого лука, белая ткань для окрашивания, окрашенная учителем ткань.
Ход работы
№ слайда | Действия учителя | Действия учеников |
Организационный этап Звучит песня “Иваново”. |
Учащиеся проходят и садятся на свои места. | |
Целеполагающий этап Сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. У нее к вам большая просьба. Маше нужно сшить праздничное платье, но она не может выбрать материал. Поможем ей, ребята? Выберете ткань, которая, на ваш взгляд, подходит больше всего. |
работают в группах, рассматривают коллекцию ткани, выбирают понравившуюся. | |
Почему же вы все выбрали яркие и красочные ткани? | отвечают и доказывают, почему сделали такой выбор. | |
Все ткани, которые были вами выбраны хлопчатобумажные. А что вы знаете о хлопке? | Чтение ребенком стихотворения. “Песня о хлопке”. Приложение 1. |
|
Из хлопка (учитель выдает каждой группе
коробочки с хлопком и вывешивает картинку с
изображением коробочки с хлопком на доску)
изготовляют хлопчатобумажные ткани: ситец,
саржу, бязь, байку, фланель и др. Учитель вывешивает таблицы “Хлопчатобумажные ткани” на доску. Приложение 2 и Приложение 3. Эти ткани не только красивые, но и комфортные при носке. Эти ткани не закупоривают поры и обеспечивают хорошую вентиляцию кожи. Одежда из таких тканей оказывает благоприятное воздействие на человека в условиях жаркого климата. |
рассматривают коробочки с хлопком, которые учитель выдал каждой группе и таблицы, вывешенные на доске. | |
Ситцевые ткани люди ценят, за эти
качества. А как из хлопка получили такие красивые ткани? |
Ответы детей. | |
Из хлопка, который очень похож на вату,
вырабатывают ровницу, затем - пряжу, а уж из пряжи
на фабрике ткут белую ткань. Учитель на доске вывешивает кусок белой ткани между картинкой с изображением хлопка и таблицами “Хлопчатобумажные ткани”. |
||
А хотите сами создать свой узор на
ткани? Чем мы будем заниматься на занятии? |
||
Давайте откроем дверь в “Ситцевое царство”. | ||
Этап получения новых знаний. | ||
1-10 | Выступление учителя. Приложение 4. | |
Ориентировочно-мотивационный этап. | ||
11 | Учитель обращается к кукле: - Посмотри, Маша, какое разнообразие тканей сейчас можно видеть в магазинах, выбирай любую. |
|
Но Маша почему-то не довольна: вдруг ткань, которую она выберет, понравится еще кому-то. Ребята, что же ей делать? | Ответы детей, они приходят к выводу, что нужно создать свою неповторимую, оригинальную ткань. | |
Этап практической работы. | ||
Для использования, экономии времени нужно спланировать свою работу. | ||
Учитель прикрепляет на доску карточки: 1. Окрашивание. 2. Просушка. 3. Нанесение рисунка. |
составляют план с помощью учителя. | |
Инструктаж по охране труда. Ребята, будьте осторожны при работе с красителем: нужно надеть перчатки, при окрашивании ткани будьте аккуратны, не брызгайте на стол и на одежду. |
||
Приступаем к работе. Возьмите кусочки белой ткани и с помощью натурального красителя – отвара из кожуры репчатого лука окрасьте ткань. |
опускают кусочки ткани в емкость с отваром из кожуры репчатого лука, через несколько минут вынимают, отжимают. (работают в перчатках). | |
Молодцы, ребята! Посмотрите, какие
интересные цвета у вас получились. А сейчас дадим ткани высохнуть. |
Учащиеся развешивают ткань на просушку. | |
Ткань мы покрасили ручным способом, так как это делали в древности. И сейчас мы должны нанести рисунок, манеры нам заменят вот такие штампы. | Учащиеся получают ткань, заранее выкрашенную учителем тем же способом (в целях экономии времени) и с помощью шаблонов кроим сарафан. | |
Прежде чем приступить к работе подумайте, какой рисунок будет на вашей ткани. Внимательно посмотрите на образцы, детали рисунка расположены на одинаковом расстоянии друг от друга. Орнамент может быть расположен по краю, в центре или по диагонали ткани. Рисунок должен повторяться. | ||
Рефлексивно-оценочный этап. | ||
Помогает ученикам организовать выставку работ. | Оценивают свою работу, делятся эмоциями от работы. | |
Посмотрите, какие красивые у нас
получились ткани, все они неповторимы и
оригинальны. Все вещи, которые сделаны своими руками, очень ценятся, потому что индивидуальны, выражают внутренний мир создателя. |
получают за работу “Сертификат качества”, который учитель подготовил заранее. | |
И мы с вами должны помочь кукле Маше сделать непростой выбор: из какой же ткани ей сшить наряд – из ткани, купленной в магазине или из той, что создали мы с вами. | Учащиеся должны положить свой
“Сертификат качества” в конвертик: один висит под коллекцией хлопчатобумажных тканей, другой - под выставкой работ. |
|
Я очень рада, что большинство из вас отдали предпочтение той ткани, которую мы создали. В наряде из нее кукла Маша будет оригинальной и неотразимой. |
Список литературы.
1.Арсеньев Е.В. “Ивановские ситцы”, 1983 г.
2.Балдин К.Е., Ильин Ю.А. “Ивановский край в истории Отечества”.
3.Балдин К.Е., Кохова Л.А. “От кустарного села к индустриальному мегаполису”.
4.Бяковский В. “Дома и люди”.
5.Газета “Рабочий край”, 26 марта 1957 год, Глебов Ю. “Народный умелец Соков”.
6.Журнал “Директор”, №9, 2006 год, Хавин А. “Осип Соков – неграмотный гений промшпионажа”.
7.“Наш край в истории Отечества”. Учебное пособие по историческому краеведению для учащихся 8 – 11 классов школ Ивановской области. Иваново, 1995 год.
8.Журнал “Наша Родина – Иваново – Вознесенск” 2007 год, №12, Кохова Л.А. “Соков мост - связь времен”, стр.36.