К вопросу об использовании новаторских образовательно-информационных технологий на современном уроке по физике

Разделы: Физика


Мне в жизни повезло, встретив уникального, я бы сказала, легендарного педагога, влюблённого в своё дело – преподавание физики - Федотову Татьяну Александровну, которая отличается высокой работоспособностью и уникальным профессионализмом.

Таких педагогов надо знать в лицо!

Федотова Татьяна Александровна, 1949 года рождения; образование высшее профессиональное - Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, 1972 г., преподаватель физики.

Педагогическая деятельность:

  • 1972 г. Школа №80 Октябрьского р-на г. Москвы, учитель физики.
  • 1980 г. Школа при Посольстве СССР в ПНР, учитель физики.
  • 1983 г. ВЭИ им. В.И.Ленина, инженер I категории.
  • 1995 г. Московский технический колледж “Мосэнерго”, ведущий преподаватель физики.
  • 2009 г. ГБОУ СПО ПК №33, преподаватель высшей категории, предмет – физика.

Татьяна Александровна награждена:

  • Нагрудным знаком "Отличник народного просвещения” 1983г.,
  • Медалью “В память 850-летия Москвы” 1997г.,
  • Почетной грамотой МО РФ, 2000 г,
  • “Почетный работник среднего профессионального образования РФ” 2003г.,
  • “Заслуженный учитель РФ” 2007 г.

Татьяна Александровна имеет:

  • Общий педагогический стаж работы 31 год, в том числе в системе профессионального образования – 20 лет.

Татьяна Александровна имеет свои разработки:

Татьяна Александровна - высококвалифицированный преподаватель, строящий процесс обучения на новаторских образовательных технологиях, современных психологических и педагогических требованиях. В своей профессиональной деятельности она использует принцип построения учебного процесса - личностно-ориентированный, в основе которого лежит воспитывающее обучение, создание ситуации успеха, использование коллективных творческих дел.

Особое внимание Татьяна Александровна уделяет индивидуальной работе со студентами по прикладному применению физических знаний. Много времени и сил она отдает комплексному методическому обеспечению предмета. Во всех учебных заведениях, где работала Татьяна Александровна, ею были созданы кабинеты физики, отвечающие современным требованиям преподавания. В течение последних лет она успешно внедряет мультимедийную технику и технологию в процесс преподавания и обучения. Ею создан полный курс физики в электронном виде для студентов технических специальностей. Опытом работы в этом направлении Татьяна Александровна охотно делится с коллегами по колледжу, преподавателями физики г. Москвы, проводя открытые уроки и мастер-классы.

Татьяна Александровна зрелый, высокопрофессиональный педагог, интеллигентный человек, пользуется заслуженным авторитетом среди студентов и коллег. Её знают не только в Москве, но и в нашей стране, как опытного профессионала высокого уровня в области педагогики, отдающего все свои знания и умения молодому поколению.

В настоящее время в условиях современного профессионального образования методика обучения переживает сложный период, связанный с внедрением новых ФГОС третьего поколения, построенного на компетентностном подходе, изменяются цели образования. Основной целю профессионального образования, является подготовка квалифицированного, конкурентоспособного выпускника, творческой личности. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе, то есть со сформированными общими и профессиональными компетенциями. Этому способствуют современные образовательные технологии, которые ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность студентов, независимо от возраста и уровня образования. Внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий позволяет преподавателю:

  • отработать глубину и прочность знаний студентов, закрепить их умения и навыки в различных областях деятельности;
  • развивать у студентов технологическое мышление, умения- самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
  • выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого студента.

Использование широкого спектра педагогических технологий, которые внедряет Татьяна Александровна, дает возможность педагогу выбрать среди множества инновационных методик “свою”, по-новому взглянуть на собственный опыт работы, продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности студентов. Инновационные педагогические технологии, способны сделать занятие современным. Такими технологиями являются проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные методы обучения, исследовательские методы в обучении. Но занятие становится эффективным только при умелом сочетании (наложении) вышеперечисленных методов обучения с информационно- коммуникационными технологиями, при этом неизбежно обогащается содержание обучения, учебные занятия становятся более наглядными, познавательными, и повышают мотивацию к обучению студентов. Применение Татьяной Александровной ИКТ на занятиях физики осуществляется следующим образом:

  • создание мультимедийных сценариев занятий или их фрагментов;
  • использование интернет-сайта Пищевого колледжа №33;
  • применение компьютерных тренажеров для организации контроля знаний;
  • подготовка и проведение конференций, конкурсов;
  • организация самостоятельной деятельности студентов во внеурочное время.

Обучение физике на занятиях сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к этому предмету, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности. Современное занятие физики даёт возможность самостоятельно студентам приобретать новые знания. Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством мотивации, условием развития личности. Глобальная компьютеризация, происходящая в настоящее время, вызывает необходимость использовать на занятиях ИКТ, как средства, организующие учебную деятельность студентов и способствующие его адаптации в сегодняшней жизни. Методика занятий при внедрении ИКТ существенно отличается от классической методики. Поэтому преподавателю приходится разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к занятиям. Средства ИКТ на уроках физики позволяют Татьяне Александровне значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютерная технология:

  • активизирует внимание студентов;
  • усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию;
  • проводит моделирование сложных физических явлений и объектов;
  • осуществляет автоматизированный контроль качества полученных знаний;
  • реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированного обучения.

Использование компьютера на занятиях физики позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным. Кроме своих разработок, на уроках физики Татьяна Александровна использует пакет программ “Открытая физика” (версия Windows), который разработан для учащихся школ, лицеев, гимназий и студентов колледжей, студентов технических вузов и включает в себя полный интерактивный курс физики.

Информационно-коммуникационные технологии освобождают педагога от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков. В рамках одного занятия невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности информационно-коммуникационных технологий, важна система их внедрения в обучение. Эту систему в нашем колледже самостоятельно построила Татьяна Александровна. Современный урок по физике, проводимый на достаточно высоком эффективном уровне является деятельным и повышает интерес у студентов к предмету и положительно отражается на качестве обучения. Таким образом, под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность преподавателя физики – Татьяны Александровны в нашем колледже является одним из существенных компонентов образовательной деятельности. И это неслучайно, именно её инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентоспособности нашего учебного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому её инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.

Она использует: Учебное пособие - “Электронный курс физики”, который ею составлен в программе для презентаций Power Point и конвертирован в формат Shockwave Flash Object программой iSpringPro. “Электронный курс физики” предназначен для преподавателей физики в учебных учреждениях СПО и НПО, а также учителей школ 10-11-х классов. Пособие содержит шесть тем: Механика. СТО; МКТ и термодинамика; Электродинамика; Колебания и волны; Оптика; Строение атома. Содержание тем курса физики раскрывается с помощью динамических моделей, анимационных картинок и видео фрагментов.

Учебное пособие может быть рекомендовано студентам и школьникам старших классов для подготовки к занятиям, для повторения материала и для самостоятельной работы. Оно не заменяет демонстрационный эксперимент и лабораторные работы, а используется при объяснении учебного материала преподавателем, повторении, самостоятельной работе студента. Структура и содержание соответствует вопросам программы по физике по техническому профилю. Основные достоинства данного учебного пособия: красочность в наглядности; действие, сопровождающее рассказ (анимация, видео); универсальность в применении (использование формата Shockwave Flash Object позволяет студентам иметь это пособие на домашнем компьютере и применять его при подготовке к занятиям). Кроме перечисленного Татьяной Александровной используется также большая детская энциклопедия “Аванта+”, физика - незаменимое пособие для любознательных школьников, электронные уроки и тесты, физика в школе, Кирилл и Мефодий, школьный физический эксперимент.

Пакет программ iSpring Suite, включащий:

  • программу iSpring Pro (программа – конвертор в формат Shockwave Flash Object презентаций Power Point);
  • программу iSpring QuizMaker (программа для составления тестов, позволяющая использовать 11 форм вопросов и ответов в формате Shockwave Flash Object);
  • программу iSpring Kinetics (программа предназначена для создания интерактивностей разных видов).

XXI век называют веком “электронного общества” и веком информационной цивилизации. В нашем обществе произошли глобальные изменения. Появился новый педагог с современными требованиями к проведению занятий по физике в нашем колледже, а вместе с ним и современный студент, живущий в мире высоких технологий, владеющий многими достижениями научно-технического прогресса. Основным девизом творческих педагогов могут стать слова Л.Д. Ландау: “Главное, делайте всё с увлечением!”. Я думаю, это так как делает Татьяна Александровна. Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на занятиях обстановку сотрудничества, когда студент и педагог становятся увлеченными коллегами и достигают определённого, высокого уровня в приобретении комплексных знаний.